XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

«Жить без перспектив нельзя»

Макаров
В Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края создана система бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Не менее важным аспектом преобразований глава администрации Геннадий Владимирович МАКАРОВ считает открытость в деятельности органов местного самоуправления.

— Основа экономики Ипатовского муниципального района — агропромышленный комплекс. Какова сегодня ситуация на сельскохозяйственных предприятиях района и как влияют на их развитие районные власти?

— В состав агропромышленного комплекса нашего района входят 24 крупных, средних и малых сельскохозяйственных предприятия, один сельскохозяйственный потребительский кооператив и один сельскохозяйственный кредитный кооператив, 245 субъектов малого бизнеса (крестьянских фермерских хозяйств, ИП), занимающихся сельскохозяйственным производством. В отрасли занято около четырех тысяч человек, что составляет 16 процентов от общего количества занятых в народном хозяйстве.

В 2010 году всеми хозяйствами района произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 4,8 миллиарда рублей. Индекс роста физического объема производства по отношению к предыдущему году составил 1,09. Район входит в число лидеров Ставропольского края по сбору зерновых, в том числе озимой пшеницы. В 2010 году ипатовские хлеборобы получили 522 тысячи тонн зерновых. Это лучший результат в Ставропольском крае. Более того, 500-тысячный рубеж по сбору урожая ипатовцы сумели повторить трижды на протяжении последних трех лет.

Плановые целевые индикаторы Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» за 2010 год выполнены в части производства зерновых на 117,7 процента, подсолнечника на 115,4, рапса на 113,7 процента. Под урожай 2011 года в районе посеяно 146,6 тысячи гектаров зерновых и зернобобовых культур. Первые результаты уборочной страды вызывают уверенность в получении очередного 500-тысячного каравая. Нами разработаны условия соревнования, предусматривающие стимулирование победителей из бюджета района. По итогам уборки урожая-2010 сумма финансирования данных расходов составила 300 тысяч рублей.

При ведущей роли растениеводства отрасль животноводства занимает около 26 процентов общего объема валовой продукции. Животноводство района специализируется на мясомолочном скотоводстве и овцеводстве. Целевые индикаторы по молоку выполнены в 2010 году на 105,3 процента, по мясу — на 106,8. За шесть месяцев 2011 года произведено 4,6 тысячи тонн мяса и 33,9 тысячи тонн молока, что выше уровня прошлого года соответственно на 7 и 14 процентов.

Сельскохозяйственные организации района завершили 2010 год с балансовой прибылью в сумме 294,4 миллиона рублей. Уровень рентабельности составил 15 процентов, что на 2 процента выше уровня 2009 года. В 2010 году сельхозтоваропроизводителям района оказана государственная поддержка на сумму 223,1 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета 147,1 миллиона, из краевого — 76 миллионов рублей.

— Какой вклад вносят в доходную часть бюджета промышленные предприятия района? Есть ли здесь неиспользованные резервы?

— Одной из основ экономического потенциала района является промышленное производство, в котором занято более двух тысяч человек. Промышленный комплекс представлен предприятиями обрабатывающих производств, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Продукция ЗАО «Ипатовский пивзавод» и ОАО «Сыродел» широко известна за пределами Ставропольского края.

Вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджета по сравнению с другими секторами экономики находится на втором месте после сельскохозяйственных предприятий. В 2010 году в консолидированный бюджет региона от предприятий указанных отраслей поступило 309,3 миллиона рублей, из них в бюджет Ипатовского муниципального района — 10,7 миллиона рублей. Более 60 процентов поступлений составили платежи предприятий, осуществляющих деятельность в сфере производства и распределения воды, газа и электроэнергии. Это помогло исполнить бюджет с профицитом свыше 13 миллионов рублей.

Улучшение общей экономической ситуации в ЗАО «Ипатовский пивзавод» обеспечено проведением реконструкции пивного производства с использованием банковского кредита в сумме 200 миллионов рублей, субсидируемого правительством Ставропольского края, что позволило обеспечить подъем производства и рост поступлений в бюджеты всех уровней. Однако из 128,8 миллиона рублей, уплаченных предприятием за 2010 год налогов и сборов, лишь 2,5 миллиона остались в бюджете района. Очевидно, что бороться с недостаточной обеспеченностью местных бюджетов финансовыми средствами можно лишь путем совершенствования норм федерального и регионального законодательств. Необходимо создать новый механизм распределения доходов между всеми уровнями бюджетов, чтобы муниципалитеты могли реально решать вопросы местного значения.

— С какими проблемами вам как руководителю приходится сталкиваться при формировании районного бюджета? Удается ли успешно взаимодействовать с губернатором и краевыми органами власти?

— При формировании бюджета Ипатовского муниципального района на 2011 год объем налоговых и неналоговых доходов планируется в сумме 158,5 миллиона рублей. Более 67 процентов налоговых доходов местного бюджета формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Приведу конкретные цифры, характеризующие степень самостоятельности бюджетно-налоговой политики муниципальных образований:

  • расходные обязательства бюджета Ипатовского муниципального района на решение вопросов местного значения — 289,9 миллиона рублей;
  • налоговые доходы местных бюджетов — 123,8 миллиона рублей;
  • неналоговые доходы местных бюджетов — 34,7 миллиона рублей.

За счет закрепленных за этим уровнем налоговых и неналоговых поступлений мы на 54,7 процента закрываем свои потребности. Остальная доходная часть местного бюджета формируется межбюджетными трансфертами, основными видами которых являются финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции на осуществление делегированных полномочий.

Решение крупных социально значимых вопросов осуществляется при тесном взаимодействии с губернатором и правительством Ставропольского края. Так, при финансовой поддержке из краевого бюджета в 2009 году завершена реконструкция детской поликлиники в городе Ипатово на 250 мест, выполнены работы по газификации поселка Дружный и хутора Водного, улицы Калинина села Октябрьское Ипатовского района. В 2010 году осуществлен пуск газа в хутор Веселый Добровольно-Васильевского сельсовета, построено 4,1 километра водовода и установлена башня Рожновского в хуторе Васильев Добровольно-Васильевского сельсовета, выполнены работы по строительству водовода к микрорайону «Орбита» города Ипатово. В 2011 году на условиях софинансирования из бюджета Ставропольского края осуществляется реконструкция детского сада в районном центре, выполняются работы по расширению очистных сооружений Ипатовского группового водопровода, строительству водопровода хутора Веселый, реконструкция разводящих сетей водопровода в селе Первомайское.

— Ипатовский район стал победителем в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг» Конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Чья это заслуга в первую очередь? Что делается в районе в данном направлении и что планируете сделать?

— Безусловно, я рад этому авансу. Действительно, за последние три года проделана огромная работа, и сразу кого-то выделить было бы неправильно. Это заслуга каждого специалиста каждого муниципального учреждения. Большой вклад в победу в данной номинации внесла Программа реформирования муниципальных финансов Ипатовского муниципального района на 2009–2011 годы, которая не только вывела предоставление муниципальных услуг населению на более качественный уровень, но и стала толчком развития района в целом. В апреле 2011 года по итогам завершения реализации второго этапа данной программы наш отчет о выполнении ее мероприятий признан одним из лучших среди отчетов муниципальных образований, участвовавших в конкурсном отборе. Высокий уровень оценки позволил району получить субсидию из Фонда софинансирования расходов Ставропольского края, выделяемую местным бюджетам на реформирование муниципальных финансов, в размере 7,84 миллиона рублей. За два года благодаря реализации программы в район привлечено краевых субсидий на 11 миллионов рублей.

Одним из главных направлений работы в части исполнения бюджета стало создание системы бюджетного планирования, ориентированного на результат. Были подготовлены основные документы, регламентирующие процесс повышения качества предоставляемых населению муниципальных услуг, утвержден соответствующий реестр. И, что особенно важно, с 2011 года действует система учета потребности в предоставляемых услугах.

Не менее значимый аспект преобразований — открытость органов местного самоуправления в сфере организации и предоставления муниципальных услуг, обеспечение обратной связи с населением. В нашем районе в 2010 году и в начале 2011 года проводились опросы о качестве услуг, предоставляемых отделами культуры, образования, муниципального хозяйства администрации Ипатовского района, Ипатовской центральной районной больницей. Результаты анализировались и учитывались при формировании бюджетной политики. В целом жители района достаточно высоко оценили работу практически всех учреждений.

Еще одним шагом вперед будет совершенствование правового статуса бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ. Уже сегодня в районе практически созданы все правовые механизмы, способствующие повышению эффективности деятельности муниципальных учреждений, а также росту эффективности бюджетных расходов.

Разработана районная целевая программа по противодействию коррупции в органах местного самоуправления на период до 2014 года. Одна из ее целей — организация деятельности многофункциональных центров (МФЦ) предоставления муниципальных услуг заявителям. Прогнозируемый объем финансирования программных мероприятий за счет средств краевого и муниципального бюджетов составит 40 миллионов рублей.

Подводя итог, хотел бы отметить, что всего этого не удалось бы добиться без высококвалифицированных специалистов. Благодаря их деятельности, готовности внедрять и опробовать новые формы и методы, грамотно управлять финансовыми потоками муниципалитета мы и достигли таких высоких показателей. И то, что Ипатовский муниципальный район признан победителем в данной номинации, — первый итог совместной работы органов местного самоуправления и жителей нашего района. Еще многое предстоит сделать, чтобы стать действительно лучшими.

— Жить без перспектив нельзя. Какие цели ставите перед собой и перед районом? Какие точки роста видите?

— Правильно сказано: жить без перспектив нельзя. Поэтому разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ипатовского муниципального района до 2020 года. Первым этапом стратегии (2010–2012 годы) предусматривается реконструкция существующих объектов социальной сферы, реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов, строительство и реконструкция объектов инфраструктуры. Для решения поставленных задач сформирован среднесрочный план мероприятий (на 2010–2012 годы) и приняты районные и ведомственные целевые программы.

В целях повышения благосостояния и качества жизни жителей района мы работаем над привлечением инвестиций в экономику. Для того чтобы заинтересовать и максимально полно информировать сторонних инвесторов, администрация утвердила Инвестиционный паспорт и программу «Улучшение инвестиционного климата в Ипатовском муниципальном районе на 2012–2014 годы». Сформированы инвестиционные площадки, на которых возможна реализация проектов, предусматривающих производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Это строительство маслоэкстракционного завода по переработке маслосемян подсолнечника и рапса, птицефабрики с содержанием 77 тысяч голов индеек и завода по производству мяса птицы. На территории Ипатовского района предусматривается создание регионального индустриального парка и строительство завода глубокой переработки пшеницы на клейковину, крахмал, кристаллическую глюкозу, кормовые дрожжи и лизин — это часть первого этапа реализации данного проекта. В настоящее время мы ведем переговоры с потенциальным инвестором.

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать на региональном и федеральном уровнях, чтобы муниципалитеты имели возможность развиваться?

— Основная задача местного самоуправления — улучшение качества жизни в наших городах и селах. Для этого необходимо динамичное развитие муниципалитетов и в целом укрепление потенциала и возможностей муниципальных органов. Хотелось бы обозначить несколько направлений повышения самостоятельности муниципалитетов и снижения их финансовой зависимости от региональных и федеральных властей.

Сегодня муниципалитетам приходится в основном выживать, имея ограниченные возможности. Развитие налогового и бюджетного законодательства в последние годы значительно ограничило нашу финансовую независимость и обеспеченность. В структуре финансовой помощи местным бюджетам все большее значение приобретают субсидии, что позволяет вышестоящим уровням бюджетной системы диктовать нам направления расходов. Отсутствие на уровне муниципальных районов местных налогов не позволяет реально укрепить доходную базу и в значительной степени влиять на ее рост. Уже много лет на федеральном уровне рассматривается вопрос о введении местного налога на недвижимость. На мой взгляд, он способен повысить уровень автономии муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективности бюджетных расходов. Однако налог до сих пор не введен, хотя мог бы стать мощным стимулом для муниципалитетов. Наличие гарантированных денежных поступлений позволило бы пользоваться заемными средствами, привлекать их для строительства инфраструктуры. У нас же пока муниципалитеты развиваются вне рыночных отношений.

А вообще, для того чтобы у муниципальных образований было достаточно средств, нужны нормально работающие промышленные предприятия, фермерские хозяйства и предприятия АПК. Пока не появятся условия, при которых отечественному производителю будет выгодно производить продукцию и развиваться, ситуация с финансами муниципалитетов и, как следствие, с их самостоятельностью не изменится к лучшему.

Справка «Бюджета»

Геннадий Владимирович МАКАРОВ

Родился 30 ноября 1953 г.

Трудовую деятельность начал в 1973 г. на Ставропольском мельзаводе № 5.

В 1989 г. окончил Ставропольский сельхозинститут по специальности «Экономика и организация сельского хозяйства»; в 2004 г. — Белгородский университет потребительской ко­операции по специальности «Юриспруденция».

В 1996–2004 гг. — заместитель главы Кировской районной гос­администрации Ставропольского края, начальник районного управления сельского хозяйства и продовольствия.

В 2005–2008 гг. — начальник отдела координации развития предприятий хранения и переработки зерна, затем начальник отдела финансово-экономического обеспечения и контроля Министерства сельского хозяйства Ставропольского края.

Решением Совета Ипатовского муниципального района 9 сентября 2008 г. назначен главой администрации района.

Награжден почетными грамотами губернатора Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства РФ, ЦК профсоюза работников АПК РФ.