XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Цель — устойчивое развитие экономики района

Иванов
Глава администрации Моргаушского района Чувашской Республики Юрий Александрович ИВАНОВ рассказал о том, как решаются ключевые для района социально-экономические проблемы, а также о задачах недавно принятой Программы повышения эффективности бюджетных расходов.

— Юрий Александрович, Моргаушский район — преимущественно сельскохозяйственный. Насколько активно развивается эта отрасль? Как пережили прошлогоднюю засуху?

— Аномальные погодные условия 2010 года существенно повлияли на производство сельскохозяйственной продукции. Позитивные тенденции, сложившиеся в предыдущие годы, сохранить не удалось: производство сельхозпродукции снизилось на 16 процентов, а ущерб от гибели сельскохозяйственных культур составил 476 миллионов рублей. Однако в 2010 году сельхозтоваропроизводители получили из федерального и республиканского бюджетов государственную поддержку в виде субсидий на частичное возмещение понесенных убытков в сумме почти 140 миллионов рублей. Сельхозпредприятия также получили льготные кредиты на закупку кормов, заключили с кредитными организациями соглашения на пролонгацию прежних кредитных договоров.

Что касается работы отрасли в текущем году, то могу отметить, что под урожай 2011 года в районе засеяно более 25 тысяч гектаров сельскохозяйственных культур. Президент Чувашской Республики М. В. Игнатьев поставил задачу полного вовлечения в севооборот необрабатываемых земель. На 2011 год в районе запланировано вовлечение в оборот 1308 гектаров сельхозугодий, причем 50 процентов затрат будут возмещены за счет средств республиканского и местного бюджетов.

— В Моргаушском районе принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов на 2011–2012 годы. Какие задачи в ней поставлены?

— Главная цель программы — создать условия для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Для этого предстоит решить целый ряд задач. Например, обеспечить более тесную увязку стратегического, бюджетного планирования и повышения эффективности бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей. В этой связи важно мобилизовать собственный доходный потенциал района. Необходимо создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса с целью повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных преобразований, повысить прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления района и муниципальных учреждений, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения всех этих задач в 2011–2012 годах планируется принять решения по следующим основным направлениям: внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Моргаушского района, применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования местного бюджета на очередной финансовый год, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений органов местного самоуправления района.

— Вы упомянули о необходимости мобилизовать собственный доходный (в том числе налоговый) потенциал Моргаушского района. Что здесь может быть предпринято?

— Основа для повышения собственного налогового потенциала любого муниципального образования — это устойчивое развитие его экономики. И в этом смысле наш район демонстрирует позитивные показатели. Так, за 2010 год предприятия и организации Моргаушского района произвели и отгрузили продукции (работ) и оказали услуг в объеме около 1,6 миллиарда рублей, из них 1,2 миллиарда — это продукция промышленных предприятий и около 0,4 миллиарда — сельского хозяйства. В первом полугодии текущего года объемы производства выросли в 1,3 раза по отношению к соответствующему периоду 2010 года. Растет и среднемесячная зарплата, которая составляет сегодня около 10 200 рублей. Понятно, что все это обеспечивает рост поступлений налогов в различные уровни бюджетной системы.

Планируемый объем доходов консолидированного бюджета района на 2011 год — 380,6 миллиона рублей, причем налоговые и неналоговые доходы должны составить 97,5 миллиона рублей. Мы ведем постоянный анализ и мониторинг поступлений налоговых и неналоговых доходов, базы формирования этих доходов по хозяйствующим субъектам. Так как 80 процентов налоговых доходов формируются за счет НДФЛ, мы совместно с межрайонной инспекцией по налогам и сборам ведем постоянную работу по выявлению «теневых» зарплат, особенно характерных для малого бизнеса, а также налогоплательщиков, не в полной мере соблюдающих сроки и полноту выплат.

Однако этих мер недостаточно. Особенно сложная ситуация сложилась в наших сельских поселениях. Размер собственных доходов поселений Моргаушского района по итогам 2010 года составил около 22 процентов, вместе с дотациями они с трудом позволяют поселениям решать их текущие вопросы. В бюджете района ежегодно формируется фонд сбалансированности бюджетов поселений, причем зачастую в ущерб выполнению собственных полномочий муниципального района. Например, на 2011 год размер фонда составляет около 3 миллионов рублей. На сегодняшний день исполнение в полном объеме таких полномочий, как организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение первичных мер пожарной безопасности (включая создание муниципальной пожарной охраны) пока неосуществимо, так как они требуют значительных вложений. А имущество, которое поселения получают для исполнения этих полномочий, как правило, находится в неудовлетворительном состоянии.

— Возможно, ключ к решению проблемы доходов — малый бизнес? Администрация как-либо помогает развитию в районе малых форм хозяйствования?

— Этот сектор чрезвычайно важен для нас, ведь четверть занятых в экономике района — примерно 2800 человек — работает именно на малых и средних предприятиях. Объем отгруженной продукции субъектами малых форм хозяйствования за 2010 год составил 243 миллиона рублей, то есть 26 процентов от показателя по району. За 2010 год в районе было открыто 13 предприятий торговли и общественного питания, создано 27 дополнительных рабочих мест, а объем частных инвестиций составил 8,8 миллиона рублей. Девять представителей малого бизнеса получили гранты на создание собственного бизнеса на общую сумму 1,8 миллиона рублей.

Мы также оказываем субъектам малого бизнеса консультационную, информационную, организационно-методическую поддержку. Этим занимается созданный в 2008 году бизнес-инкубатор: в прошлом году его услугами воспользовались 122 предпринимателя. Субъектам малого и среднего предпринимательства создаются условия и для участия в муниципальном заказе. Так, по итогам 2010 года представители малого бизнеса поставили товары, выполнили работы и оказали услуги для муниципальных нужд на сумму 24,3 миллиона рублей — 36 процентов от общей суммы заключенных контрактов.