XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Белогорск на пути в будущее

мелюков
От села, основанного в XIX веке русскими крестьянами-переселенцами, до второго по величине города Амурской области — такую дистанцию преодолел Белогорск за полтора века своей истории. Как и на всем Дальнем Востоке, люди здесь живут предпри­имчи­вые и работящие, не пасующие перед трудностями. И глава муници­пального образования город Белогорск Станислав Юрьевич МЕЛЮКОВ тоже смотрит вперед без лишних сомнений.

— Станислав Юрьевич, Белогорск — крупный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. Этот фактор является определяющим для экономики города?

— У нас действительно расположено большое количество предприятий железнодорожного транспорта, которые обеспечивают рабочими местами многих жителей Белогорска. В части перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц они являются бюджетообразующими. Более того, нахождение на пересечении транспортных коридоров — железной дороги, федеральной трассы «Амур», автодороги Белогорск — Благовещенск — позволило Белогорску победить в конкурсном отборе на создание на его территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа. ОЭЗ будет способствовать развитию как традиционных, так и новых для экономики города направлений производства, стимулировать инвестиционную активность как внутренних, так и внешних инвесторов.

Вместе с тем экономика Белогорска держится не только на железнодорожниках. По состоянию на январь 2011 года, производственный сектор экономики города был представлен 50 организациями, предприятиями и их филиалами по виду деятельности «обрабатывающие производства», а также 11 организациями, осуществляющими производство и распределение тепловой энергии, газа и воды. Объем отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг крупными и средними предприятиями по итогам 2010 года превысил 1,15 миллиарда рублей (101,1 процента к 2009 году в сопоставимых ценах). Из них по виду деятельности «обрабатывающие производства» — 401,8 миллиона рублей (107,2 процента к 2009 году). Преимущественным видом деятельности обрабатывающих предприятий в Белогорске является производство продуктов питания.

— Изменения в экономике в последние годы привели к тому, что произошел отток части трудоспособного населения в малый и средний бизнес. Что делают городские власти для поддержки предпринимательства?

— В Белогорске разработана и реализуется долгосрочная городская целевая программа «Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в г. Белогорске на 2011–2015 годы». В местном бюджете на ее реализацию в 2011 году предусмотрено 2 миллиона рублей. В рамках программы предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанных, к примеру, с реализацией энергосберегающих мероприятий, выполнение требований пожарной безопасности и установку охранных систем, оказание услуг дошкольного образования, а также на создание бизнес-центров.

Помимо этого субъектам малого и среднего бизнеса муниципальное имущество предоставляется в аренду по льготным ставкам (на 10 процентов ниже установленного норматива). Наряду с этим действует и залоговый фонд, состоящий из ликвидного муниципального недвижимого имущества. Он создан для предоставления предпринимателям залогового обеспечения кредитных обязательств перед кредитными организациями. Решение о предоставлении залоговой поддержки принимает Инвестиционный совет, в состав которого входят представители администрации Белогорска и депутаты Белогорского городского совета. В августе текущего года, кстати, впервые в городе начал работать Фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Цель — финансирование предпринимательских проектов, предоставление краткосрочных зай­мов малому бизнесу.

— Близость великого восточного соседа — Китая — как-то сказывается на социально-экономической ситуации в городе? Участвует ли китайский бизнес в жизни Белогорска, и привлекаете ли вы китайские инвестиции?

— Сотрудничество есть, но пока не в том объеме, который хотелось бы видеть. Инвестиции в большей степени оседают в областном центре — Благовещенске. Но ситуация в скором времени должна измениться, потому что Белогорск сейчас достаточно активно развивается. Предложения от инвесторов уже поступают. Создание особой экономической зоны и привлечение иностранной рабочей силы на строительство объектов — это перспектива, как мне думается, ближайших лет. А вообще замечу, что китайский инвестор очень осторожен, он долго и тщательно ведет переговоры и мелочей для него нет. Таков менталитет наших соседей, и с ним надо считаться.

— Какие отношения складываются у города с областной администрацией?

— О том, какие отношения складываются между городом Белогорском и правительством Амурской области, можно судить по данным статистики. На реализацию проектов и программ Белогорска в 2010 году из средств областного бюджета было получено 178,2 миллиона рублей, из средств федерального бюджета — 28,2 миллиона рублей, аналогичные поступления ожидаются и в 2011 году. Для сравнения: в 2007 году на реализацию проектов и программ Белогорска из средств областного бюджета было получено 11,8 миллиона рублей (в 15 раз меньше, чем в 2010 году), из федерального бюджета — 7,7 миллиона рублей (в 3,7 раза меньше, чем в 2010 году). Как видите, положительная динамика налицо.

Но, кстати, мы и сами развиваем свою доходную базу и смогли добиться определенных успехов. В 2010 году в местный бюджет было мобилизовано доходов на общую сумму более 1,2 миллиарда рублей (116,1 процента в сопоставимых ценах к 2009 году), из которых почти 50 процентов — собственные налоговые и неналоговые доходы. Формирование ресурсной базы бюджета, как и в предыдущие годы, осуществлялось главным образом за счет налога на доходы физических лиц, доля которого в общей сумме поступлений налоговых доходов составила 78,2 процента. Положительная динамика сложилась и по объему поступлений неналоговых доходов, которые превысили 151 миллион рублей (173,5 процента в сопоставимых ценах к 2009 году).

Если говорить о расходах бюджета муниципального образования за 2010 год, то они исполнены в сумме более 1,2 миллиарда рублей (121,2 процента в сопоставимых ценах к 2009 году). Расходная часть нашего бюджета носила социальную направленность, доля расходов на социальную сферу в общем объеме расходов составила 64,4 процента.

— В соответствии с распоряжением губернатора Амурской области принят Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Белогорск на период до 2015 года. Можно рассказать о нем чуть подробнее?

— Основная цель Комплексного инвестиционного плана, о котором вы спрашиваете, — создание условий для обеспечения экономической самодостаточности и социальной стабильности. Он представляет собой совокупность коммерческих и социальных инвестиционных проектов с соответствующими источниками финансирования, показателями экономической, бюджетной и социальной эффективности...

— И каковы же ключевые инвестиционные проекты?

— Их достаточно много. Это и создание особой экономической зоны «Белогорск», и строительство социальной инфраструктуры: спортивного центра с универсальным игровым залом и плавательным бассейном, общеобразовательной школы в микрорайоне «Амурсельмаш», детского сада на 140 мест в микрорайоне «Транспортный», и строительство 45-квартирного дома для молодых специалистов, пяти многоквартирных домов, строительство кольцевой транспортной развязки, комбикормового завода, приобретение мини асфальтового завода и всей необходимой спецтехники. Сейчас ключевые инвестиционные проекты (КИП) и бюджетные заявки на софинансирование из средств федерального бюджета проектов КИП находятся на рассмотрении в Министерстве регионального развития РФ.

— Как вам удается привлекать людей на Дальний Восток? Количество приезжающих в Белогорск превышает количество уезжающих...

— Работаем, пытаемся сделать наш город более благоустроенным и привлекательным. Ключевые направления работы администрации Белогорска — образование и здравоохранение. Охват общедоступным дошкольным образованием в 2010 году составил 3195 человек, что на 196 человек больше соответствующего показателя 2009 года. В 14 детских садах, к примеру, открыты десять дополнительных групп и 17 групп кратковременного пребывания детей. Что касается начального общего образования, то его получают 2993 человека, основное общее — 3255, среднее общее — 981 человек.

Городские же целевые программы в сфере здравоохранения были выполнены в 2010 году на 100 процентов. В результате уменьшилась первичная заболеваемость населения: с 48,7 тысячи случаев в 2009 году до 48 случаев в 2010 году; не зафиксирован ни один случай материнской смертности. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществляются денежные выплаты участковым врачам-терапевтам, педиатрам и медицинским сестрам, работающим с ними, врачам и фельдшерам скорой медицинской помощи.

Наши усилия на данном направлении дополняет долгосрочная городская целевая программа по развитию физической культуры и спорта. В 2010 году в Белогорске было проведено 180 спортивных мероприятий, в которых приняло участие 15,4 тысячи человек. Сборные команды города участвовали в 98 областных, всероссийских и международных соревнованиях. Состоялось 48 городских соревнований по 26 видам спорта. Впервые прошли городские спартакиады пожилых людей, людей с ограниченными возможностями. Формирование здорового образа жизни у горожан — одна из наших важнейших целей.

— В Белогорске принята и действует Стратегия социально-экономического развития города на период до 2030 года. Вы настолько уверены в благоприятных перспективах, что планируете шаги на 20 лет вперед?

— Почему нет? Да, мы считаем, что у Белогорска очень большой потенциал. К сожалению, он долго не использовался вообще. Сейчас самое время исправить ситуацию. Стратегия социально-экономического развития — это документ на долгосрочную перспективу. Она подготовлена в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области и на основании Генерального плана развития города Белогорска, срок действия которого завершается в 2030 году.

Но стратегия тоже не догма. Наверное, жизнь будет вносить в нее свои коррективы, и это нормально. А если не ставить перед собой никаких целей, то никогда ничего не добьешься. Это — общеизвестная истина.

Справка «Бюджета»

Родился 23 марта 1963 г. в городе Мары Туркменской ССР. В 1980 г. поступил в Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище. После окончания училища по собственному желанию распределился на Дальний Восток.

Служил в нескольких воинских частях от Белогорска до мыса Шмидта, обеспечивая строительство различных объектов, в том числе жилых домов и аэродромов. По выслуге лет вышел на пенсию. За безупречную службу имеет правительственные награды.

В декабре 1994 г. основал первое негосударственное телевидение Белогорска, в марте 1997 г. — первую негосударственную газету. В июле 2007 г. запустил в Белогорске пятый по счету эфирный телеканал.

С декабря 1999 г. по октябрь 2004 г. являлся депутатом Белогорского городского Совета народных депутатов двух созывов.

Избран главой муниципального образования г. Белогорск 31 октября 2008 г.