XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Проблемы российской глубинки

Давыденко
Бурлинский район Алтайского края — победитель в номинации «За высокое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета» IV Всерос­сийского конкурса «Лучшее муниципаль­ное образование России в сфере управления общественными финансами».

Наш степной район — типичный для российской сельской глубинки — никогда не был избалован ни благоприятными климатическими условиями, ни внимаем региональных властей. Поэтому в увеличении доходов и снижении расходов нам изначально приходилось ориентироваться на собственный потенциал. На предварительном этапе подготовки бюджета совместно с главами поселений и руководителями бюджетных учреждений мы постарались определить параметры поступающих доходов и минимально необходимые для устойчивой деятельности учреждений средства. Желаемая сумма расходов впечатлила, поскольку практически в 2,5 раза превысила расчетные возможности доходной базы. В дальнейшем, определив приоритетные направления развития района, участие в реализации целевых программ, возможности сокращения расходов, был сформирован наиболее оптимальный, на наш взгляд, вариант бюджета 2010 года. Он был согласован со всеми заинтересованными структурами. Успешному исполнению бюджета способствовали активная работа с налогоплательщиками и инвесторами ряда сельскохозяйственных предприятий, рациональное использование муниципального имущества, что позволило в 2010 году выполнить план сбора по собственным доходам на 101 % (динамика роста к 2009 году составила 126 %).

Кроме того, важнейшим инструментом в деле оздоровления бюджета стало значительное сокращение расходов в самой финансово затратной сфере — ЖКХ путем реализации намеченной программы модернизации отрасли с установкой современного энергосберегающего оборудования. Принятые меры позволили более чем на 15 % сократить расходы по электроэнергии и углю, тепловой энергии. Без сомнения, финансовые вложения в модернизацию объектов ЖКХ способны кардинально улучшить состояние дел в этой важнейшей отрасли, в том числе обеспечить значительную экономию затрат на потребленные энергоресурсы, высвободив финансовые средства для других не менее важных целей.

Сельское хозяйство

В сфере экономики основой упор делается на развитие в районе сельскохозяйственного производства, вовлечение в оборот 100 % имеющегося земельного клина, использование возможностей малого и среднего предпринимательства, расширение рекреационной деятельности. У нас разработана комплексная программа развития района, однако реализовать ее далеко не просто. Не внушают оптимизма низкие цены на производимую сельчанами сельхозпродукцию и явно недостаточный уровень социального развития села, низкая финансовая обеспеченность органов местного само­управления для исполнения регламентированных Законом № 131-ФЗ полномочий. В то же время наметилась тенденция поддержки сельскохозяйственных предприятий со стороны государства путем предоставления субсидий по ряду конкретных направлений.

Инвестиции

Мы всегда считали и считаем, что наш район имеет вполне реальные возможности для привлечения инвестиций. Для этого существуют вполне конкретные предпосылки: имеющийся потенциал в аграрном секторе, эффективное использование существующей уникальной системы пресных, рыбопромысловых водоемов общей площадью более 300 кв. км, развитие рекреационной деятельности.

Многие сельскохозяйственные предприятия района уже в 2010 году привлекли для развития отрасли более 350 млн руб. инвестиций. Имеются конкретные предложения потенциальных инвесторов для организации деятельности находящегося в стадии банкротства сельскохозяйственного государственного предприятия ФГУП «Мирный», все более востребованными становятся ранее не используемые сельхозугодия, паевые земли. И это несмотря на то, что район находится в зоне рискованного земледелия Кулундинской степи.

Кроме сельского хозяйства прекрасным потенциалом для вложения инвестиций является Бурлинская вод­ная система, состоящая из шести пресных озер. На их базе начато освоение рекреационных ресурсов. Сдерживающим фактором пока остается неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние главного пользователя водоемов — государственного предприятия ОАО «Бурлинский рыбхоз». Это фактически градообразующее предприятие, работники которого вылавливали и перерабатывали до 500–600 т рыбы в год, уже более трех лет находится в стадии банкротства. В результате огромный потенциал рыбных ресурсов практически не используется, отдачи для района нет. В то же время интерес инвесторов к Бурлинским озерам не угасает. Администрация района делает все возможное, чтобы поправить положение.

Социальная сфера

Население нашего района составляет всего 12 тыс. человек, но проживают они в 25 населенных пунктах, поэтому у нас очень объемная социальная сфера. Это 15 школ, 7 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования, 15 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 корпусов, занятых ЦРБ, 19 сельских домов культуры, 17 сельских библиотек, центральная библиотека, РДК, центр детского творчества, детская школа искусств, 3 киноустановки и т. д. Уровень обеспеченности населения услугами этих учреждений достаточно высок. Однако районный и сельские бюджеты несут колоссальную нагрузку по их эксплуатации в части обеспечения коммунальными услугами, большинство помещений и коммуникаций нуждается в капитальном ремонте. Это та проблема, справляться с которой муниципалитетам с каждым годом становится все сложнее. В какой то мере помогает наработанная практика социального партнерства с организациями и предпринимателями, которые оказывают реальную поддержку в укреплении материально-технической базы учреждений, но в глобальном масштабе это не решает стоящих перед нами задач.

Все субъекты социальной сферы для района очень важны, поэтому без внимания администрации и ее служб не остается никто. Больше всего средств направляется на финансирование сферы образования (более 60 %). Приоритеты в социальной сфере имеют вполне конкретные очертания: кадровое обеспечение, сохранение и укрепление материально-технической базы, повышение доступности и качества предоставляемых услуг.

Во-первых, мы стараемся, как уже было сказано ранее, укреплять и совершенствовать уровень социально-культурного обслуживая населения путем повышения ассортимента и качества оказываемых услуг. Проводим в течение года большое количество различных культурных и спортивных мероприятий. Стараемся задействовать молодежь. Хотя отдаленность района от краевого центра и других центров цивилизации, безусловно, препятствует нашему населению в полной мере принимать участие в различного рода культурных, спортивных, образовательных, развлекательных и других мероприятиях по причине значительных финансовых затрат. В этом случае принцип равнодоступности для нас не соблюдается.

Во-вторых, пытаемся сохранить и улучшить транспортное обслуживание населения и качество автомобильных дорог. Сегодня действует устойчивое железнодорожное и автобусное сообщение с краевым центром, другими городами РФ. Несколько увеличились объемы дорожного ремонта и строительства.

В-третьих, жители района получили доступ к мобильной телефонной связи, Интернету, хотя далеко в недостаточном объеме. И, наконец, принимаются меры по повышению качества оказания населению и учреждениям коммунальных услуг (в рамках действующей районной программы модернизации ЖКХ).

Справка «Бюджета»

Сергей Анатольевич ДАВЫДЕНКО, глава Бурлинского района Алтайского края

Родился 24 сентября 1957 г. на Алтае, в 1980 г. окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт, затем работал в Госсельтехнадзоре Бурлинского райсельхозуправления.

С 1985 по 1987 г. — инструктор Бурлинского райкома КПСС, с 1987 по 1991 г. — секретарь парткома и заместитель директора по производству совхоза «Бурлинский».

В 1991 г. избран на должность главы администрации Партизанского сельсовета Бурлинского района.

В 1996 г. избран секретарем Бурлинского районного собрания депутатов и назначен руководителем аппарата представительного органа местного самоуправления муниципального образования Бурлинский район Алтайского края.

С 1999 по 2010 г. — заместитель, первый заместитель главы администрации Бурлинского района.

В марте 2010 г. на муниципальных выборах избран главой Бурлинского района.