XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Орск вчера, сегодня, завтра

Орск вчера, сегодня, завтра

Виктор Абрамович ФРАНЦ, глава города Орска: на карте Российского государства Орск впервые появился как пограничный форпост, который затем стал местом торговли с Востоком, казачьей станицей, меновым двором, сельскохозяйственным районом. Сегодня этот старинный, основанный в 1735 году город является индустриальным центром региона и вторым по значимости городом в Оренбуржье. Согласно последней переписи населения в нем проживает более 240 тыс. человек.

От форпоста до индустриального центра

Выгодное географическое положение, хороший климат, а также экономические, природные и человеческие ресурсы обусловили развитие Орска. Пересечение транспортных путей Азии и Европы благоприятно сказалось на развитии производств, использующих сырье и материалы из бывших советских республик, в частности из соседнего Казахстана, Средней Азии, западных и восточных регионов России. Промышленный потенциал города представлен предприятиями машиностроения, металлообработки, нефтепереработки, электроэнергетики, стройиндустрии, пищевой и легкой промышленности.

На промышленных площадках Орска реализуется ряд крупнейших инвестиционных проектов. Далеко за пределами области известны марка орского холодильника, валки машиностроительного концерна «ОРМЕТО-ЮУМЗ», буровые замки орского машиностроительного завода. Набирает производственные темпы Орский вагонный завод, крупнейшее предприятие — Орский нефтеперерабатывающий завод выходит на европейский уровень глубины переработки нефтепродуктов.

Ранее

Развитие малых городов не потребует увеличения госрасходов

АСИ представит рейтинг инвестиционной привлекательности регионов

Бюджет 2014 года не является самым жестким — Татьяна Голикова

Что обещает консервативный диагноз для экономики России?

В Орске получили широкое развитие малый бизнес, предприятия, производящие продукты питания, сельскохозяйственную продукцию. Эти сектора экономики оказывают существенное влияние на насыщение рынка товарами и услугами, обеспечивают создание рабочих мест.

Администрация города открыта для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Между руководством предприятий и муниципалитетом заключаются соглашения о социально-экономическом партнерстве. В настоящее время оказывается всемерная поддержка инвесторам, создаются благоприятные условия для реализации проектов и предложений, способствующих укреплению экономического потенциала Орска, развитию его инфраструктуры, повышению привлекательности города.

Новый поворот

В условиях глобализации мирового рынка и создания открытой экономики в России динамичное и эффективное развитие Орска невозможно без четкого видения и понимания долгосрочных задач, выбора оптимальных путей достижения целей. Администрация города Орска, понимая всю серьезность

проблемы, выступила с инициативой разработки Стратегии развития города еще в 2006 году. К слову, Орск стал первым в Оренбуржье в этом вопросе. Первоначальные версии двух основополагающих документов — Концепции и Стратегии развития города были приняты в 2007 году. Однако время внесло свои коррективы, поэтому в 2011 году была проведена работа по их актуализации.

В новой версии концепции в качестве дальнейшего сценария развития города на перспективу до 2020 года был выбран «комбинированный» сценарий: Орск — административно-организующий центр в сочетании с промышленной и торговой функциями. Если раньше ставка делалась на увеличение количества и модернизацию промпредприятий, то теперь основным вектором стало развитие города как центра притяжения для населения восточного Оренбуржья, в том числе центра предоставления высокотехнологичных медицинских услуг, культурного и спортивного сотрудничества. Теперь город позиционируется и как консалтинговый и финансово-банковский центр, центр профессионального образования и самореализации молодежи, координационный центр общественных организаций.

Своевременность и правильность проведенной работы подтвердилась тем интересным фактом, что с 2012 года структура экономики Орска начала меняться. Если в 2012 году удельный вес промышленного производства по городу составлял 51,9%, а оборот розничной и оптовой торговли — 48,1%, то уже в первом полугодии 2013 года 61,6% составляет оборот розничной и оптовой торговли, а 38,4% — промышленного производства.

В сентябре этого года Орск стал столицей фестиваля рабочего спорта им. В. С. Черномырдина с участием представителей стран СНГ. Соревнования проводились на уникальном стадионе спорткомплекса «Юбилейный», оборудование которого позволяет организовывать футбольные матчи международного уровня. Эта база, где можно проводить крупные спортивные и культурные мероприятия и совещания областного и регионального уровней, в городе есть опыт, наука, кадры. В Орске работают крупные торговые сети, активно развивается индустрия развлечений.

Финансы города

Для любого экономиста, финансиста самым интересным делом является планирование и исполнение бюджета. Бюджет города Орска ежегодно исполняется, несмотря на обилие присущих большинству муниципалитетов проблем: низкой обеспеченности собственными доходами, неравномерности поступлений в течение финансового года и т. д. Городу удается решать поставленные перед ним задачи: поддерживать городскую социальную инфраструктуру, открывать детские сады, ремонтировать муниципальные учреждения, строить спортивные объекты. Город лидирует в проводимых Оренбургской областью мониторингах качества управления муниципальными финансами, а по результатам участия в VI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» был отмечен дипломом за высокое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета.

Как удается это делать в условиях, когда доля поступлений от местных налогов и сборов составляет чуть больше четверти бюджета? Строительство и капитальные ремонты, которые город не в силах потянуть самостоятельно, становятся возможны благодаря поддержке федерального и областного бюджетов, оказываемой в первую очередь губернатором и правительством Оренбургской области. Однако не любая инициатива города может найти соответствующую поддержку — требуется совпадение целей развития муниципалитета со стратегиями развития Российской Федерации и соответствующего региона, а также нередко определенная доля софинансирования.

Заимствования и субсидии

В условиях постоянной в последние годы острой нехватки средств на едином счете бюджета города, чтобы не допустить сбоя в работе муниципальной социальной инфраструктуры, а также для исполнения принимаемых бюджетных обязательств в рамках софинансирования, городом осуществляются бюджетные заимствования. В связи с этим роль долговой политики в составе финансовой политики Орска только возрастает. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и прежде всего создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов.

И здесь от квалификации работников администрации, их навыков финансового менеджмента зависит качество принимаемых решений. Проводится работа по совершенствованию структуры муниципального долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, регулярный мониторинг соблюдения предельных параметров по объему муниципального долга, в том числе по муниципальным гарантиям. Формальное отношение к управлению муниципальным долгом становится недопустимым, так как может привести к росту расходов на его обслуживание выше экономически обоснованного уровня, недостаточной равномерности распределения во времени расходов на обслуживание муниципального долга.

При этом город осознает, что кредиты, в том числе те, в которых он остро нуждается, даже на вполне приемлемых условиях не могут привлекаться бесконечно, поэтому с 2012 года в Орске применяется еще один инструмент поиска необходимых средств. Результатом реализации в городе Закона № 83-ФЗ стала доля автономных учреждений, составившая 60% от общего количества муниципальных учреждений Орска. В этом году она выросла до 65%. Этот показатель, с одной стороны, свидетельствует о том, что механизмы повышения эффективности бюджетных расходов отнюдь не формально внедряются и приживаются в Орске, с другой — это своеобразный вызов для города. Перечисление на расчетные счета автономных учреждений субсидий, как это было до 2011 года, когда их было порядка 15%, более не представляется возможным, так как это может привести к кассовым разрывам. Поэтому учреждениям, которые стали автономными в 2011 году, открывались преимущественно лицевые счета в финансовом управлении администрации города, а с 2012 года было принято решение, что независимо от типа — автономное или бюджетное — всем учреждениям субсидии на выполнение муниципального задания перечисляются на лицевые счета.

Данная мера позволила решить сразу несколько задач. Во-первых, учреждения, понимая, что их расходы проходят через финорган, а именно там им открыты лицевые счета, не позволяют себе нецелевого расходования субсидий. Во-вторых, перечисление на единый счет бюджета остатков средств с соответствующих счетов, на которых отражаются операции со средствами бюджетных и автономных учреждений города, позволяет покрывать временные кассовые разрывы бюджета, возникающие вследствие неравномерности поступлений в течение финансового года.

Таким образом, даже в сложившейся трудной ситуации, используя указанные выше инструменты, муниципалитет способен не только выживать, но и благодаря поддержке вышестоящих бюджетов развиваться. Тем не менее данные инструменты, позволяющие извлекать максимум результата в текущих условиях, ограниченны — они могут применяться лишь на коротких дистанциях. При сложившейся тенденции роста первоочередных бюджетных обязательств муниципалитетов, а это коммунальные расходы, горюче-смазочные материалы и т. д., эффект от их применения снижается и пропорционально этому растут риски: заимствования не могут производиться бесконечно, однажды они достигнут такого уровня, что станут причиной погребения муниципалитета под своими обломками. Вопрос о пересмотре межбюджетных отношений в пользу муниципалитетов уже обозначен Президентом РФ, и в надежде, что вкладываемые усилия вскоре окупятся, нужно лишь продержаться, город продолжает вести борьбу за выживание.

Новые правила закупок: как снизить риски

Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года, но в соответствии со статьей 8 для отдельных категорий организаций (заказчиков муниципального уровня) установлены более поздние сроки его реализации — с 1 января 2014 года. Так, для Орска стало актуальным применение муниципальными унитарными предприятиями и автономными учреждениями в закупочной деятельности Закона № 223-ФЗ.

В отличие от Закона № 94-ФЗ Закон № 223-ФЗ не предусматривает возможности привлечения для выполнения отдельных функций по осуществлению закупки товаров, работ, услуг специализированной организации. Учитывая, что в Орске 104 автономных учреждения (2/3 общего количества муниципальных учреждений города), вопрос привлечения организатора закупок стал очень актуален. Администрация города осознает, что в небольшом городе каждому учреждению будет очень сложно найти высококвалифицированных специалистов в области закупок и в результате при осуществлении закупок товаров, работ, услуг автономными учреждениями мы можем получить полный набор нарушений Закона № 223-ФЗ. Самый неприятный момент заключается в том, что значительное количество административных штрафов за нарушение требований законодательства о закупках ляжет на руководителя. Мы опасаемся, что можем потерять талантливых руководителей, которые вкладывают душу в свою работу и при этом получают административные взыскания за то, что не осталось времени на скрупулезный ежедневный контроль закупок, или потому что возложили ответственность за закупки на сотрудника, который, пусть даже неумышленно, подвел. Как снизить риски при реализации Закона № 223-ФЗ? Как защитить руководителей муниципальных учреждений?

Итак, если Закон № 223-ФЗ не допускает привлечения специализированной организации, то ничто не запрещает муниципальным автономным учреждениям заключать, например, агентские договоры с юридическим или физическим лицом, способным оказать услуги в осуществлении закупки (далее — организатор закупки). Необходимо в положении о закупке четко прописать перечень функций и полномочий организатора закупки, которые заказчик может ему передать. Заказчик должен сам решить, какие функции по размещению заказа будут переданы организатору закупки. При этом необходимо помнить, что в соответствии с Законом № 223-ФЗ вся ответственность за соблюдение процедуры закупки, в том числе административная, ложится на заказчика. Это необходимо учесть при составлении условий агентского договора, то есть предусмотреть в нем возможность возмещения организатором закупки убытков за некачественное исполнение предусмотренных договором функций по организации закупки. При передаче функций по размещению заказа необходимо помнить, что чем больше таких функций передано, тем больше риск заказчика. И конечно, право принятия окончательного решения по закупке должно остаться за заказчиком.

Для облегчения подбора организации — организатора закупки администрация города приняла решение о создании муниципального казенного учреждения «Консультационно-методический центр» (МКУ). Это некоммерческая организация, основанная для обеспечения методической (организационной, информационной, консультационной) поддержки муниципальных учреждений в сфере закупок товаров, работ, услуг. МКУ будет осуществлять консультационные услуги по вопросам организации закупки товаров, работ, услуг, оказывать услуги по организационному и экспертному сопровождению закупочной деятельности муниципальных учреждений, а также оказывать услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муниципальных учреждений в сфере закупок товаров, работ, услуг.

МКУ «Консультационно-методический центр» как организатор закупки может осуществлять функции по формированию извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, размещению на официальном сайте информации о закупке, формированию пакета документов по итогам проведенной процедуры для заключения заказчиком договора на закупку и некоторые другие функции. Деятельность организатора закупки не требует лицензирования или получения какого-либо иного разрешительного документа на осуществление деятельности.

Право выбора организатора закупки останется за автономным учреждением, равно как и способ выбора организатора закупки. Но учредив МКУ «Консультационно-методический центр», мы расширили такой выбор для муниципальных учреждений. К тому же МКУ в своей деятельности подотчетно учредителю — администрации города, а это дает нам возможность определить ценовую составляющую его услуг. У юридических лиц, оказывающих услуги по организации закупок, есть возможность установить вознаграждение за свои услуги в виде определенного процента от цены договора, при этом такой процент ничем не ограничен и это может быть очень обременительно для муниципальных учреждений. Консультационно-методический центр будет оказывать услуги муниципальным учреждениям в форме абонентского обслуживания, а абонентская плата будет установлена в размере, доступном каждому муниципальному учреждению.

При правильном подходе и организации МКУ «Консультационно-методический центр» существенно облегчит работу муниципальных учреждений Орска при проведении закупок товаров, работ, услуг, а городу поможет снизить риски и без значительных потерь реализовать Закон № 223-ФЗ.