XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Тольятти – город, открытый для инвестиций

Тольятти – город, открытый для инвестиций

Всероссийский совет местного самоуправления и Агентство стратегических инициатив разработали Единый стандарт деятельности местного самоуправления по улучшению условий инвестиционного климата (С 2.0) (см. интервью с В. С. Тимченко, «Бюджет», 2013, № 10). Определены пилотные муниципалитеты, которые начали работать над реализацией этого проекта. В числе пионеров — города Сургут и Тольятти. Мэр города Тольятти Сергей Игоревич АНДРЕЕВ рассказывает о своем опыте.

Проблема монопрофильности и ее решение

Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов оказал негативное влияние на функционирование промышленного комплекса всей Самаро-Тольяттинской агломерации и особенно Тольятти. Положение города осложнялось монопрофильным характером экономики. В 2008 году в структуре промышленного производства городского округа доля показателя «Производство транспортных средств и оборудования» составляла 73,9%, «Химическое производство» — 19,4%, все остальные виды производств суммарно составляли 6,7%. Такая диспропорция экономики города лишила ее маневренности и привела к катастрофическому спаду как промышленного производства, так и уровня доходов населения.

Ранее

Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране

Государственный сектор в процессе перемен

Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом

Госдума рассмотрит дополнения к Федеральной контрактной системе

Для решения данной проблемы был выбран путь активного развития новых проектов с привлечением самого широкого круга заинтересованных сторон: федеральной и региональной власти, городского бизнес-сообщества, внешних инвесторов. На базе мэрии городского округа Тольятти создано ряд структур, позволяющих эффективно координировать деятельность различных субъектов власти, что способствует быстрому решению проблем инвесторов. К таким структурам относятся Инвестиционная комиссия, Координационный совет по стратегическому развитию, Совет по предпринимательству, а также Комиссия по кадровой политике.

Немаловажной составляющей работы является сотрудничество, закрепленное соглашением, с Фондом «Сколково». В городе реализуется муниципальная программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Именно на оказание максимальной помощи в создании нового дела, обеспечение методического и информационного сопровождения малого бизнеса, обеспечение начинающих предпринимателей первичным оборудованием направлена деятельность Тольяттинского инновационно-технологического бизнес-инкубатора, Агентства экономического развития, муниципального фонда «Бизнес-Гарант».

Инвестиционные площадки

В Тольятти действует целый комплекс инвестиционных площадок, где реализуется поддержка приоритетных направлений. Для развития крупного бизнеса в сфере промышленности создается особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Для ее резидентов предусмотрены льготы, значительно снижающие расходы на запуск проекта в период окупаемости. Существенно облегчает организационную работу резидентов система «одного окна», которая обеспечивает максимально простой режим взаимодействия с органами власти, серьезно сокращая сроки документооборота.

Для проектов в сфере химической промышленности по инициативе холдинга «СИБУР» создан отдельный индустриальный парк на базе предприятия «Тольяттисинтез». Близость к развитой инфраструктуре, сырьевой базе предприятия значительно сокращает расходы резидентов на обеспечение своего производства. Расположение на территории крупного предприятия позволяет пользоваться дополнительными услугами, например, по техническому обслуживанию оборудования или подбору квалифицированного персонала.

Для инновационных проектов и проектов в сфере ИT также создана отдельная площадка с особыми условиями и собственной инфраструктурой, предназначенной именно для инноваций, — технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». Собственные лаборатории, офисы, центр обработки данных, исследовательское оборудование помогают сделать работу в области инновационного производства максимально эффективной. Этому способствуют и налоговые льготы, и помощь в привлечении финансирования, и информационно-методическая поддержка.

Прогрессивная нормативная база

На территории Тольятти действует прогрессивная нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности, разработанная и апробированная в кризисный и посткризисный периоды. Она включает не только региональный закон о поддержке инвестиционной деятельности и другие региональные нормативные акты, но и ряд муниципальных нормативных актов, способствующих созданию благоприятной инвестиционной среды в городском округе. Облегчает работу инвесторов прозрачный статус земельных участков для их проектов. Действенна помощь в подборе подходящей площадки и содействие в процедуре получения разрешения на строительство и перевода земель из других категорий. Особое значение для инвестора имеет административное сопровождение, которое осуществляется для упрощения его взаимодействия с властью. Сопровождение включает в себя применение принципа проектного управления и закрепление кураторов на уровне муниципалитета или даже правительства региона, что позволяет осуществлять оперативный мониторинг хода реализации проекта как со стороны местной, так и региональной власти.

Для совершенствования достигнутых результатов в создании благоприятного инвестиционного климата в Тольятти реализуется муниципальная программа по повышению инвестиционной привлекательности. В ее задачи входит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, развитие инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности. Особо необходимо отметить меры по маркетингу территории и имиджевой политике, которые способствуют повышению узнаваемости и привлекательности города. Считаем, что определенной оценкой проделанной работы можно считать рейтинг Forbes «30 лучших городов для бизнеса — 2013», в котором Тольятти получил шестое место по России.

Подготовка кадров

Для реализации новых инвестиционных проектов требуются не только налоговые льготы или административная поддержка, но и квалифицированный персонал. Городская система подготовки кадров имеет давнюю историю и значительный потенциал. В городе функционируют 38 вузов и ссузов, которые ежегодно выпускают около 11 тыс. новых специалистов, из них почти три четверти — с высшим образованием. При этом диапазон специальностей, по которым ведется подготовка, очень широк. Учреждения профессионального образования города готовят специалистов для промышленного комплекса, строительства, системы образования, культуры, здравоохранения, торговли, пищевой промышленности, а также для сферы малого и среднего бизнеса с учетом потребностей экономики города на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Достигнутые результаты

Для работы с иностранными инвесторами в Тольятти применяются инструменты поддержки иностранных граждан по созданию для них комфортных условий пребывания, интеграции в городское сообщество. Это организация обучения детей иностранных граждан на национальных языках, адаптация системы здравоохранения, англоязычная круглосуточная справочная служба. Создан центр поддержки инвесторов, который помогает иностранным компаниям в решении вопросов проживания, транспорта и прочих текущих вопросов.

За период с 2008 года в Тольятти проделана значительная работа по диверсификации экономики города и повышению конкурентоспособности тольяттинских предприятий. По итогам 2012 года доля показателя «Производство транспортных средств и оборудования» снизилась, составив 64,4%. За счет этого в 2,5 раза, до 16,1%, увеличилась доля остальных видов производства. При этом доля химического производства осталась практически неизменной (19,5% против 19,4%).

Экономика города оздоровилась, об этом свидетельствует, например, то, что на данный момент в Тольятти достигнут самый низкий уровень безработицы за посткризисный период. Значительный рост инвестиций демонстрирует оптимизм инвесторов в отношении будущего города. Именно поэтому тольяттинский опыт лег в основу разработанного и готовящегося к внедрению муниципального стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, так называемого стандарта 2.0. Понимание того, какие задачи необходимо решать в первую очередь, чтобы привлекать в город интересные и перспективные проекты, позволит городу эффективно внедрить данный стандарт.

Мы считаем, что стандарт должен давать возможности для гибкой работы, поэтому при дальнейшей его корректировке необходимо избежать создания излишних шаблонов там, где это не нужно. Требуется сохранить возможность для мобильности, не допустить излишней бюрократизированности в малых городах, где можно использовать более простые и гибкие инструменты, но при этом предусмотреть механизмы, позволяющие крупным городам эффективно регулировать процессы.

Внедрять или не внедрять стандарт — решение каждого муниципалитета в отдельности. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что Тольятти пришел к осознанию необходимости этого после проведения совокупности мероприятий, обеспечивающих эффективную работу инвесторов на территории города. Каждый наш механизм продуман и апробирован. В нашем случае это было не шаблонным внедрением имеющегося стандарта, а собственной разработкой под конкретные задачи города.