XII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

При поддержке

Сургут: практика формирования программного бюджета

Сургут: практика формирования программного бюджета

Программный бюджет — тема, наиболее обсуждаемая в последнее время профессиональным сообществом, поскольку в 2013 году в Бюджетном кодексе были наконец закреплены нормы, позволяющие формировать бюджеты действительно в программном формате. То, что декларировалось на федеральном уровне на протяжении ряда лет, реализовано и обозначило новые задачи всем участникам бюджетного процесса. В статье изложен опыт города Сургута по формированию программного бюджета.

Муниципальные особенности

Применение программ в бюджетном процессе, несмотря на закрепление в Бюджетном кодексе соответствующих норм только в 2013 году, осуществлялось во многих регионах уже давно. Зато отсутствие четко установленных в законодательстве ориентиров определило наличие региональных особенностей. Так, город Сургут имеет опыт формирования программ в рамках результативного бюджетирования с 2007 года.

На практике применялись ведомственные целевые программы (ВЦП) и долгосрочные целевые программы (ДЦП). ВЦП отражали текущую деятельность по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) муниципальными учреждениями, а с 2013 года в качестве пилотных сформированы ВЦП функционирования по ряду структурных подразделений администрации города. ДЦП были направлены на осуществление бюджетных инвестиций и решение проблем, требующих комплексного межведомственного подхода. Доля таких расходов в бюджете города в 2013 году составила 84%.

При этом, фактически формируя расходы на обеспечение деятельности по оказанию услуг (выполнению работ, функций) программным способом, отражать расходы по ВЦП приходилось по традиционным кодам целевых статей расходов (КЦСР) и кодам видов расходов (КВР). Для аналитического учета расходов каждой ведомственной целевой программе был присвоен уникальный дополнительный код в автоматизированной информационной системе планирования и исполнения бюджета. Распределение ассигнований, направляемых на реализацию ВЦП и ДЦП с указанием целевых показателей их реализации, утверждалось отдельными приложениями к решению о бюджете города (этим опытом мы уже делились на страницах журнала «Бюджет», 2010, № 11, с. 58). Поэтому установление Бюджетным кодексом новых принципов построения классификации расходов (что было определено еще Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике на 2010–2012 годы) стало для Сургута актуальным и ожидаемым в целях обеспечения отражения программных расходов в структуре официальной классификации.