XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов Союз финансистов России Издательский дом «Бюджет»

Есть город золотой…

Есть город золотой…

Золото — символ богатства и процветания. Но одним им сыт не будешь, в этом убедились жители Алданского района, когда мировые цены на драгметалл поползли вниз. О том, как борется район с монопрофильной зависи­мостью, какие планы строит и как их реализует, рассказал глава района

Северин Николаевич, расскажите, пожалуйста, об основных моментах социально-экономического развития района.

— Будучи флагманом золотодобывающей отрасли, которая является основой региональной экономики, Алданский район вписал яркие страницы в промышленную летопись Якутии. Вместе с тем экономика района носит ярко выраженный монопрофильный характер, что создает риски неустойчивости и уязвимости в случае ухудшения мировой конъюнктуры. Это и случилось в 2013 году, когда упали мировые цены на золото.

Финансовое положение золотодобывающих предприятий значительно ухудшилось. Несмотря на перевыполнение плана по добыче, отдельным предприятиям пришлось сокращать численность работающих и снижать уровень заработной платы, что негативно отразилось на бюджете района. Поэтому для нас жизненно важно развивать другие производства, а также сферу услуг, что позволит диверсифицировать экономику и уйти от монопрофильной зависимости. Сегодня мы делаем ставку на лесоперерабатывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, производство строительных материалов и агропромышленное производство.

— Какие меры принимаются для улучшения инвестиционного климата? Какие инвестиционные проекты реализуются в районе?

— Администрация Алданского района уделяет особое внимание вопросам повышения инвестиционной привлекательности. На протяжении ряда лет мы конструктивно взаимодействуем с правительством Республики Саха (Якутия) по привлечению инвестиций в непроизводственную сферу. Значительные объемы бюджетных ассигнований были направлены на строительство социальных объектов: алданского политехнического техникума, алданского медицинского училища, Центра подготовки лыжников федерального значения, томмотской городской больницы.

За счет средств местного бюджета за последние годы были возведены административный корпус центральной районной больницы в городе Алдане, детская школа искусств в городе Томмоте, проведена реконструкция здания детского сада «Радуга» в поселке Нижнем Куранахе. Начиная с 2014 года активно ведется жилищное строительство по программам «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилфонда», «Строительство сейсмоустойчивых домов», «Жилье социального найма» на условиях софинансирования федерального, республиканского и местного бюджетов.

И, конечно, нам необходимо реализовывать инвестиционные проекты в производственной сфере. Администрация района в течение последних двух лет принимает участие в проводимом министерством экономики РС (Я) республиканском конкурсе по отбору муниципальных инвестиционных проектов производственного назначения. В результате сегодня на территории района реализуется два инвестиционных проекта: «Производство асфальтобетонных смесей» в городе Алдане и «Расширение деятельности и модернизация лесопильного производства» в селе Хатыстыр. Эти проекты общей стоимостью 36,3 миллиона рублей финансируются частным инвестором, а также республиканским и местным бюджетами, при этом более 50 процентов расходов берет на себя республика.

Понимая, что инвестиционные проекты, в основе которых лежат самые современные технологии, требуют многомиллионных вложений, администрация считает своей первостепенной задачей организовать работу по поиску инвесторов. В настоящее время ведется разработка инвестиционного паспорта муниципального образования «Алданский район», в котором будет дана характеристика территории и имеющихся ресурсов, представляющих интерес для потенциальных инвесторов. Мы надеемся, что с помощью ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)», многофункционального центра Республики Саха (Якутия), созданных в целях поддержки и сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», в скором времени будут открыты новые производства в сельскохозяйственной, строительной и нефтегазовой отраслях.

— Органам местного самоуправления рекомендовано с 2014 года применять программно-целевой метод планирования бюджета. Как строится эта работа в вашем районе? Какие муниципальные программы уже реализуются?

— Наш район определен инновационной площадкой по внедрению единой для всех районов Якутии методологии проектирования и исполнения бюджета. Уже в 2013 году формирование бюджета МО осуществлялось в программно-целевом формате на основе 16 утвержденных муниципальных программ с объемом финансирования более 2,1 миллиарда рублей, что составило 88 процентов от общего объема расходов местного бюджета. За успешную работу по формированию программного бюджета в 2013 году администрации Алданского района из бюджета республики выделена дотация на сбалансированность по направлению «Внедрение новаций бюджетной реформы» в сумме почти 4,6 миллиона рублей.

По завершении финансового года на основе утвержденной методики проведена оценка эффективности муниципальных программ, в результате которой 14 из 16 программ, действующих в 2013 году, признаны эффективными. При рассмотрении итогов реализации муниципальных программ бюджетной комиссией внесены предложения по их корректировке.

— Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса вы практикуете? Сегодня уже можно оценить действенность этих мер?

— По состоянию на 1 января 2014 года в Алданском районе зарегистрировано более 300 малых предприятий и 1,6 тысячи индивидуальных предпринимателей, основными видами деятельности которых являются торговля, оказание услуг, строительство и сельское хозяйство. Лишь незначительная доля субъектов малого предпринимательства занята в производстве.

В районе утверждена и успешно реализуется муниципальная программа «Развитие предпринимательства и туризма на 2013–2016 годы». Ею преду­смотрен комплекс мероприятий по оказанию всех видов поддержки: информационной, консультационной, методической, организационной, имущественной и финансовой. В 2013 году на реализацию программы из федерального, республиканского и местного бюджетов направлено 25,5 миллиона рублей. В рамках аналогичной государственной программы район получил субсидии, распределяемые по конкурсу, из республиканского бюджета. В результате финансовая поддержка в размере 2 миллионов рублей оказана 12 субъектам малого и среднего предпринимательства, при этом ими создано 14 рабочих мест. Следует отметить, что по условиям конкурса поддержка выражается в возмещении затрат, ранее понесенных предпринимателями. Финансовая помощь была сконцентрирована на таких отраслях, как лесопереработка, хлебопечение, сельскохозяйственное производство и оказание социально значимых услуг.

Действенным инструментом финансовой помощи малому бизнесу стал созданный в 2013 году по инициативе администрации района Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. За счет средств местного и республиканского бюджетов сформирован портфель микрозаймов фонда в размере 10,3 миллиона рублей. В 2013 году начинающим и действующим предпринимателям предоставлено 14 льготных микрозаймов на развитие бизнеса в объеме 5,8 миллиона рублей.

В 2014 году планируется завершение строительства бизнес-инкубатора, в котором будет размещаться производство, организованное начинающими предпринимателями. Они будут иметь льготы по арендной плате, получать бухгалтерское и юридическое сопровождение. Все эти меры поддержки способствуют развитию предпринимательства, сохранению и созданию новых рабочих мест, легализации малого бизнеса и увеличению налоговых поступлений.

— Львиную долю доходов местных бюджетов составляют поступления от НДФЛ. Какие мероприятия проводит администрация для того, чтобы избежать падения этого доходного источника?

— В самом деле, основную долю (61 процент) в общем объеме налоговых и неналоговых доходов обеспечивают организации в виде налога на доходы физических лиц. К сожалению, за последние два года наметилась тенденция к его сокращению. Причиной этому послужило банкротство и передислокация ряда крупных организаций строительной отрасли.

В рамках утвержденного комплексного плана по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов администрацией осуществляется ряд мероприятий, направленных на сохранение налогового потенциала в создавшихся условиях. Особая роль при реализации комплексного плана отведена деятельности Межведомственной комиссии, взаимодействующей с предприятиями, которые несвоевременно и не в полном объеме уплачивают налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды. Несмотря на то что комиссия не может напрямую влиять на деятельность хозяйствующих субъектов, нарушающих налоговую дисциплину, в результате ее работы налоговая задолженность ряда предприятий сокращается.

Одним из источников информации о состоянии начисленных и уплаченных налоговых платежей являются заключаемые по инициативе администрации района соглашения о взаимовыгодном социально-экономическом сотрудничестве с крупными предприятиями, расположенными и осуществляющими свою деятельность на территории муниципального района. В рамках соглашений предприятия решают социальные, экономические и экологические задачи Алданского района. При этом администрация имеет возможность получить реальную оценку налогового потенциала доходообразующих предприятий.

К сожалению, налоговым законодательством предусмотрено, что налоговые агенты предоставляют отчетность о начисленных и уплаченных суммах НДФЛ по окончании финансового года, поэтому в течение всего налогового периода ни администрация, ни налоговая инспекция не обладают необходимыми сведениями. Введение на законодательном уровне обязанности налоговых агентов предоставлять отчетность по НДФЛ хотя бы раз в квартал позволит не только усилить налоговый контроль, но и увеличить наполняемость местных бюджетов.

— Как в районе реализуется социальная политика?

— В Алданском районе большое значение придается реализации социальных гарантий гражданам. Осуществляется адресная поддержка ветеранов войны и труда, репрессированных лиц, инвалидов. В 2014 году населению района выплачено более 250 миллионов рублей, в том числе на приобретение технических средств реабилитации инвалидов, компенсацию платы за коммунальные услуги, а также в виде региональной доплаты к пенсии до прожиточного уровня и других. Для улучшения качества социального обслуживания населения Алданского района в настоящее время проводится работа по созданию клиентской службы по принципу «одного окна», работает Центр социально-психологической поддержки молодежи и семьи.

В районе активно реализуются социальные программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В течение 2014 года оказана поддержка при приобретении жилья 57 молодым семьям, в том числе трем молодых учителям, на сумму более 45 миллионов рублей. Реализуются программы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, семей погибших воинов, семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей. Более 100 миллионов рублей направлено на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что позволит обеспечить квартирами 92 выпускников образовательных учреждений для детей-сирот. С 2015 года в районе будет действовать программа по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

— В конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» вы победили в номинации «За лучшую работу с кадрами». Расскажите, пожалуйста, о своей кадровой политике.

— Финансово-экономическую службу муниципального образования представляют высокопрофессиональные специалисты, имеющие значительный стаж работы. При переходе на программно-целевой бюджет и реализации Федерального закона № 83-ФЗ работники финансового управления и управления экономики прошли курсы обучения по программам «Реформирование бюджетного сектора и повышение эффективности оказания муниципальных услуг», «Переход муниципального образования к программно-целевому бюджету», «Управление закупками для обеспечения нужд муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» и получили соответствующие сертификаты.

Мы активно посещаем семинары, совещания, проводимые министерством финансов республики, являемся участниками организуемых исполнительными органами власти Якутии пилотных проектов, инновационных площадок в бюджетно-финансовой сфере. Уделяем большое внимание повышению квалификации специалистов, формированию кадрового резерва.

Подготовила С. В. Мартыненко