XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Чтобы дети оставались жить на родной земле

Даже в наше сложное время можно сделать свой город, район, республику привлекательными для жизни. Что для этого нужно? Грамотно распоряжаться средствами бюджета, привлекать инвестиции, поддерживать предпринимателя, учитывать интересы населения. О том, как по этим направлениям работают в Батыревском районе, рассказал глава администрации муниципалитета Рудольф Васильевич СЕЛИВАНОВ.

— Рудольф Васильевич, по итогам 2015 года Батыревскому району присвоена наивысшая оценка деятельности органов местного самоуправления по управлению общественными финансами. Что это значит для муниципалитета?

— Министерство финансов Чувашской Республики ежегодно проводит мониторинг и оценку качества управления финансами муниципальных образований по 54 индикаторам, характеризующим все вопросы бюджетного процесса. Действительно, по результатам этой комплексной оценки по итогам 2015 года Батыревский район вошел в число муниципалитетов с высокой степенью качества управления общественными финансами. Такая оценка признания нашей работы по управлению бюджетом со стороны региональных властей имеет для нас большое значение. Подчеркну, что этот результат был достигнут только благодаря четкой и слаженной работе всех структурных подразделений района во взаимодействии с органами государственной власти республики.

Безусловно, оценка деятельности важна для всех муниципалитетов — она выявляет сильные и слабые стороны процесса управления муниципальными финансами, заостряя наше внимание на имеющихся проблемах. В целом создание конкуренции между муниципалитетами способствует в первую очередь поиску новых способов повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления, а также их стимулированию к более результативному использованию бюджетных средств.

— Значимым успехом муниципалитета является и победа в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами» IХ Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Можно вас попросить поделиться с коллегами опытом работы в этой сфере?

— Система работы с кадрами в муниципалитете должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения в штате администрации специалистов, обладающих хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом структурном подразделении. 

Я считаю, что работников требуется мотивировать, а также помогать им реализовывать творческий потенциал. Чтобы добиться этого, необходимо иметь представление о коллективе в целом и о каждом сотруднике в частности, брать в расчет его интересы, учитывать особенности. Если говорить об основных подходах и методах управления в муниципалитете, то на первом месте — требование строгого соблюдения дисциплины и применения системы «вознаграждение — взыскание». С одной стороны, каждый нормативный документ или распоряжение руководства должны неукоснительно исполняться. С другой, у каждого сотрудника должно быть четкое представление о тех гарантиях, материальных льготах и привилегиях, которые ему положены в соответствии с занимаемой должностью, качеством исполнения должностных обязанностей, поставленных планов.

— Подавляющее большинство сельских поселений имеет слабые финансовые возможности. При этом законодательством предусмотрена возможность привлечения средств самообложения граждан. Существует ли практика самообложения в вашем районе?

— Некоторое время назад во всех поселениях района данная практика уже существовала. Необходимость возврата к ней в настоящее время обусловлена тем, что большинство сельских поселений имеет незначительный налоговый потенциал, и собранных в обязательном порядке налогов не хватает на решение текущих проблем. И выходом из этой ситуации может стать внедрение системы добровольного налогообложения.

Граждане готовы платить, если они понимают и видят, на что идут их деньги. Буквально в сентябре текущего года в одном из крупных поселений нашего района по данному вопросу проводился референдум. Принятое решение  позволит привлечь к  финансированию вопросов местного значения на данной территории  дополнительно 1,8 млн. рублей средств самообложения к 3,9 млн. рублей собственных доходов. Эту практику  мы  планируем внедрить  на территории всего района.  

Самообложение ценно не только как источник формирования местных бюджетов. Более важно, что эта система способствует повышению гражданской активности населения. Все мы платим налоги, но подавляющее большинство из нас не ощущает себя налогоплательщиками в прямом смысле этого слова. В случае самообложения мы имеем принципиально иную картину. Каждый человек сначала сам для себя осознанно решает, стоит платить или нет, осознанно голосует на референдуме и осознанно достает деньги из своего кармана. А уже потом он начинает серьезно спрашивать с главы поселения, куда и на что пошли его средства. Гражданин и общество реально начинают контролировать власть, которая вынуждена работать эффективнее. Конечно, механизм самообложения не лишен недостатков, но в целом он может послужить важному и нужному делу.

— Основой экономики района является сельское хозяйство. Какие меры по поддержке сельхозпроизводителя принимаются в районе? Приносят ли они успех?

— Сегодня в районе функционирует 26 сельскохозяйственных предприятий, 185 фермерских хозяйств, около 14 тысяч личных подсобных хозяйств. Эффективной работе всего агропромышленного сектора способствует комплекс дополнительных мер, направленных на его развитие. Отрадно, что государство не оставляет сельчан один на один с их проблемами. Самая востребованная форма государственной поддержки данного сектора — льготные кредиты. Район занимает лидирующее место в регионе по объемам привлеченных льготных кредитов субъектами малых форм хозяйствования. Всего с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» оформлено кредитов на сумму 3,9 миллиарда рублей, в том числе в 2016 году — 720 займов на сумму 0,2 миллиарда рублей.

Сегодня личные подсобные хозяйства являются наиболее массовой и активно развивающейся хозяйственной формой производства в районе. Многие их владельцы, воспользовавшиеся льготными кредитами, смогли укрупнить свое товарное производство и начали образовывать фермерские хозяйства. Это дало им возможность получить доступ к другим мерам господдержки, предусмотренным в рамках государственной программы развития сельского хозяйства.

Объем государственной поддержки агропромышленного комплекса района из бюджетов всех уровней за истекший период 2016 года составил 122,6 миллиона рублей. Всего финансовой помощью государства воспользовались 33 начинающих фермера (на общую сумму более 34 миллионов рублей) и пять семейных животноводческих ферм (на сумму 23,3 миллиона рублей). В 2016 году грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство получили пять фермеров и одна семейная животноводческая ферма. Реализация мероприятий по поддержке сельхозпроизводителя позволила построить четыре овощехранилища, две молочно-товарные фермы, два убойных цеха, дополнительно создать в районе 110 рабочих мест.

Батыревский район знаменит такой сельскохозяйственной продукцией, как лук-севок: мы производим 30 процентов от общего объема потребности России в данной культуре. В 2016 году в районе реализуется ряд инновационных проектов по развитию племенного и мясного животноводства и в сфере перерабатывающего производства.

Три хозяйства нашего района — СХПК «Красное Знамя», СХА «Малалла», и СХПК «Труд» — вошли в реестр семеноводческих хозяйств по размножению элитных семян. На сегодняшний день районировано и внедрено в производство около девяти сортов озимых и яровых сельскохозяйственных культур пшеницы, ржи, ячменя и овса. Семенами сортов и гибридов селекции вышеназванных хозяйств ежегодно засевается около 600 гектаров сельскохозяйственных площадей, что в свою очередь позволит увеличить урожайность сельскохозяйственных культур и качество продукции.

— Делает ли район ставку на инвестиции?

— Создание благоприятного инвестиционного климата — одно из ключевых направлений нашей работы. Основная задача здесь — развитие инфраструктуры. Важно отметить, что в нашей республике созданы все условия для реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов. Увеличение объема инвестиционных ресурсов администрация района рассматривает как один из основных факторов обеспечения экономического развития и повышения на его основе качества жизни населения. Мы создали реестр инвестиционно привлекательных земельных участков, разрабатываем инвестиционный паспорт, который будет содержать информацию о потенциале района. Мы работаем только с теми инвесторами, которые внятно и конкретно формулируют свои идеи и определяют подходы к реализации проектов, с теми, кто предполагает не только пользоваться, но и отдавать, быть социально ориентированным. В настоящее время в районе внедряются 28 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 694,2 миллиона рублей. Результатом реализации инвестиционных проектов станет создание 78 новых рабочих мест.

В этом году будет завершена реконструкция здания под многофункциональный центр в селе Батырево, которая позволит повысить качество и оперативность предоставления государственных и муниципальных услуг для жителей района. В рамках реализации республиканской программы строительства 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов за последние три года в населенных пунктах района открыто шесть современных ФАПов. Также в текущем году в районе предусмотрены ремонт и строительство автодорог общей протяженностью 40 километров с финансированием в сумме 180 миллионов рублей.

Участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» позволило району реализовать два проекта на общую сумму 17,1 миллиона рублей. Это комплексная компактная застройка и благоустройство микрорайона «Западный», создание молодежного парка «Дружба народов» в селе Шыгырдан (проект реализован с участием средств населения и грантовой поддержки местных инициатив граждан) 

Улучшение инвестиционного климата района — постоянная работа, которая состоит в системном анализе нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности, а также в усилиях по улучшению инфраструктурных условий для инвесторов. А если взглянуть на этот вопрос более широко, то строительство объектов социальной, коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах, поддержка малого и среднего бизнеса тоже приводят к улучшению инвестклимата.

— Развивается ли в районе малый и средний бизнес?

— Он приобретает все большую значимость для экономики района. На сегодняшний день доля работающих в этой сфере достигла 52 процентов. В сфере торговли и общественного питания занято 36 процентов работающих, в сельском хозяйстве — 35 процентов, в строительстве — 13 процентов, в обрабатывающих производствах — 11 процентов, в прочих отраслях — 5 процентов. Субъектами малого бизнеса, занятыми в сельском хозяйстве, производится 85 процентов зерна, 58 процентов овощей, 30 процентов картофеля, выращенных в районе. На долю малого предпринимательства приходится до 60 процентов объема оборота розничной торговли и общественного питания. Объем налоговых поступлений от этого сегмента экономики составляет 21,2 процента налоговых доходов консолидированного бюджета района.

В 2016 году мерами государственной поддержки воспользовались 19 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 35 миллионов рублей. Поддержка оказывалась по следующим направлениям: возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства товаров, разработка бизнес-планов, выдача поручительств при оформлении кредитов, микрозаймов, предоставление помещений в бизнес-инкубаторе в аренду на льготных условиях. Ежегодно в районе проводятся Дни малого и среднего предпринимательства,  в которых традиционно участвуют представители налоговой службы, пенсионного фонда, республиканского бизнес-инкубатора, Гарантийного фонда Чувашской Республики, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике.

— Что вы можете рассказать о социальной политике района?

— Это одно из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления. Адресность, целевая направленность, своевременность, эффективность — вот, пожалуй, основные принципы организации социальной работы на сегодняшний день. Главной целью администрации является последовательное повышение уровня жизни населения района, устранение социального неравенства и обеспечение доступности социальных гарантий. Этому способствует повышение качества и доступности медицинской помощи, образования и адресная поддержка нуждающихся.

Особое внимание в нашей республике уделяется повышению доступности качественного образования в сельской местности. В последние годы в районе построено два новых детских сада, три школы. В результате ликвидирована очередь в детские сады для детей от полутора лет. За пять лет количество образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям, увеличилось на 30 процентов. В 2017 году планируется реконструировать здание бывшего детского сада в районном центре под начальную школу.

На предоставление мер социальной поддержки населения района в текущем году направлено 126,6 миллиона рублей. Через отдел социальной защиты населения районной администрации адресная помощь оказана 39 процентам жителей района. Одним из базовых показателей социально-экономического развития является средняя продолжительность жизни населения, которая ежегодно увеличивается и составляет на сегодня 72 года. Высокими темпами ведется строительство жилья, бесплатно выдаются земельные участки многодетным семьям. Все это говорит о том, что наш район развивается, становится все привлекательнее, в нем созданы все необходимые условия для качественного и комфортного проживания.

В заключение хочу сказать, что в целом наш многонациональный район имеет большой потенциал для духовного и экономического развития. Будущее района — в наших руках. Впереди много дел. Будем работать для того, чтобы район развивался и процветал, а завтрашний день был лучше, чем вчерашний, чтобы наши дети оставались жить на родной земле. В первую очередь необходимо расширить диалог с населением. Правдиво доводить до них свою позицию и результаты проводимой работы. Население должно доверять существующей власти, а это доверие мы должны зарабатывать ежедневно, решая поставленные задачи. Я уверен, что вместе с населением района, в дружной и слаженной работе мы добьемся положительных результатов.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО