XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Основная задача – обеспечить сбалансированность бюджета

Несмотря на негативные явления в экономике, бюджет города Хабаровска исполнен с профицитом. Этого удалось добиться за счет соблюдения режима экономии, роста налоговых поступлений, а также более строгого контроля над сбором штрафов и возмещением вреда. О бюджетной политике в столице Дальнего Востока рассказала руководитель финансового департамента Хабаровска Степанида Михайловна ЧЁРНАЯ.

— Бюджет Хабаровска на 2016 год исполнен с профицитом. Можете подробнее рассказать о том, как был достигнут этот результат?

— Для того чтобы добиться сбалансированности городского бюджета, 27 декабря 2016 года было принято решение № 480 «О внесении изменений в решение Хабаровской городской думы „О бюджете городского округа „Город Хабаровск“ на 2016 год“». Нам пришлось выполнить огромный объем работы по координации деятельности администрации города с федеральными и краевыми структурами в целях увеличения доходной части бюджета. Работа эта непростая и требует тщательного подхода. Ее результатом стало то, что налоговые доходы к уровню 2015 года увеличились на 5,2 процента, из них налоги на совокупный доход — на 8,6 процента. Поступления от имущественных налогов выросли на 12,5 процента, от акцизов на нефтепродукты — на 38,3 процента. Не может не радовать то, что поступления основного налогового источника — налога на доходы физических лиц — по сравнению с 2015 годом увеличились на 2,3 процента.

— За счет каких конкретно мер в сложившейся экономической ситуации вы добились роста неналоговых поступлений?

— Город Хабаровск сумел сохранить муниципальную собственность, поэтому мы дополнительно получили доходы от использования имущества в размере 5,8 процента, допдоходы от продажи материальных и нематериальных активов составили 3,5 процента. Мы стали строже спрашивать с нарушителей законодательства, в результате возросли отчисления по штрафным санкциям и возмещению вреда. Увеличение этого показателя составило 3,8 процента. Отчисления по плате за негативное воздействие на окружающую среду также поднялись на 47,8 процента.

По сравнению с началом года муниципальный долг сократился на 637,7 миллиона рублей, и мы считаем это своим достижением. Досрочное погашение кредитов без привлечения новой линии позволило в 2016 году сократить расходы на обслуживание долга на 66,8 миллиона рублей. В результате по итогам года были получены положительные финансовые результаты, снижена дебиторская задолженность, отсутствует просроченная кредиторская задолженность. В итоге при корректировке бюджета был утвержден профицит в сумме 10,5 миллиона рублей. В том числе была учтена сложившаяся экономия от проведения аукционов, конкурсов.

Безусловно, такие результаты во многом достигнуты благодаря мэру города А. Н. Соколову, который поддерживает инициативы финансового департамента. В том числе речь идет о соблюдении режима экономии бюджетных средств, оптимизации расходов, о достижении разумного баланса между возможностями бюджета и потребностями в расходах.

57.png

Стоит отметить и деятельность по контролю над эффективным использованием расходов бюджета города. Я также не могу не сказать о слаженной работе нашего департамента во взаимодействии со структурами администрации города и депутатов Хабаровской городской думы.

— В конце декабря был принят бюджет города на ближайшие три года. Можете рассказать о главном финансовом документе города? С какими новыми вызовами столкнулся финансовый департамент?

— Бюджет на очередной финансовый год сформирован в соответствии с требованиями федерального и краевого бюджетного законодательства и задачами, сформулированными в указах Президента России В. В. Путина от 7 мая 2012 года. С 2017 года мы возвращаемся к трехлетнему планированию бюджета.

Основной финансовый документ дальневосточной столицы на 2017 год сверстан с дефицитом в 9,24 процента. Общий объем доходов бюджета планируется в сумме 11,7 миллиарда рублей, расходов — 12,4 миллиарда. По своей структуре бюджет города традиционно останется социально ориентированным. В 2017 году 60 процентов расходов бюджета, или почти 7 миллиардов рублей, составят траты на социальную сферу. При этом большая их часть, 6,2 миллиарда, будет направлена на расходы в сфере образования.

— Как повлияли на бюджет города негативные явления в экономике страны?

— Вызовом времени можно считать значительное сокращение промышленного производства, влияние санкций. Но даже в сложных экономических условиях, при недостатке бюджетных средств администрация продолжает финансирование 24 муниципальных программ. Мы не остановили строительство ни одного инфраструктурного объекта. В целом бюджетные инвестиции в строительство и реконструкцию городских объектов составят в 2017 году 1,1 миллиарда рублей, в основном это социально значимые объекты.

Что касается непосредственно бюджета, то одной из основных проблем можно назвать отсутствие утвержденных объемов софинансирования из вышестоящих бюджетов на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности. Это приводит к необходимости постоянного уточнения параметров бюджета в процессе его исполнения и влияет на качество его планирования.

— В целом как вы оцениваете возвращение к практике трехлетнего планирования бюджета?

— Безусловно, поддерживаю. Трехлетнее планирование дает более четкое видение на перспективу. Далее департаментом будет продолжена работа по исполнению всех намеченных целей и задач муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск». Нашим приоритетным направлением остается развитие долгосрочного бюджетного прогнозирования, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Экономика города продолжает развиваться

Реализация стабилизационных мер по развитию экономики и социальной стабильности позволила обеспечить в 2016 году положительную динамику основных макроэкономических показателей Хабаровска.

Оборот организаций города увеличился в 2016 году на 5,4% от уровня 2015 года и достиг 456 миллиардов рублей.

Наиболее высокими темпами развития характеризовались следующие виды деятельности: транспорт и связь (109,5%), обрабатывающие производства (107%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (103,6%), оптовая и розничная торговля (103,4%).

Объем промышленного производства увеличился до 99,8 миллиарда рублей, обеспечив рост на 6,2%.

Основной прирост промышленного производства обеспечили следующие виды деятельности: производство резиновых и пластмассовых изделий (в 1,8 раза), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (123,7%), обработка древесины и производство изделий из дерева (113,4%) и пищевых продуктов (107,1%).

Устойчиво работал потребительский рынок, рост оборота розничной торговли и общественного питания в сопоставимой оценке составил 102,3 и 102,5% соответственно.

В 2016 году введены в эксплуатацию 27 многоквартирных жилых домов и два жилых дома малоэтажной застройки общей площадью 247,9 тысячи квадратных метров.

В 2016 году преломлена негативная тенденция последних трех лет по снижению инвестиционной активности: в экономику и социальную сферу города направлено 65,1 миллиарда рублей инвестиций, что на 16% выше уровня 2015 года.

Объем работ муниципального производственного сектора экономики города в 2016 году составил 6,4 миллиарда рублей. Плановое задание (6,2 миллиарда рублей) выполнено всеми отраслями на 102,3%.