XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Модернизация бюджетной системы Тоцкого района

Сергей Владимирович СКРЯБИН, заместитель главы администрации Тоцкого района по финансовым и экономическим вопросам — руководитель финансового отдела 

Власти муниципального района реализуют программу консолидации средств и оптимизации расходов на 2017–2019 годы. Запланированный эффект от ее мероприятий в 2017 году составляет 25,9 миллиона рублей, в 2018-м — 29,6 миллиона, в 2019 году — 22,6 миллиона. В статье рассказывается о мерах по повышению эффективности расходов, об увеличении доходной базы и о бюджете для граждан.

Работа с расходами

Прежде всего стоит отметить, что повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без механизмов быстрой разработки, принятия и реализации управленческих решений. И здесь на первый план выходят автоматизация и информационное обеспечение управления бюджетным процессом на всех его этапах. Мы применяем современные информационные технологии и программы как на стадиях планирования бюджета, так и на этапах его исполнения, учета и составления бюджетной отчетности. 

С 2012 года на территории Тоцкого района мы реализуем программу повышения эффективности бюджетных расходов. Сейчас она входит в муниципальную программу «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Тоцкого района на 2015–2020 годы». Ее цели — это сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, реализация программно-целевых принципов, улучшение системы распределения средств, оптимизация функций управления, повышение эффективности расходов поселений, открытость бюджетных процедур и другие. 

В рамках этой работы созданы механизмы оценки потребности в муниципальных услугах и разработаны стандарты качества их предоставления. Была подготовлена правовая основа для внедрения в повседневную практику исполнительной власти района программно-целевых методов. Разработаны механизмы, направленные на обеспечение текущей и среднесрочной платежеспособности районного бюджета, а также механизмы оценки качества управления финансами главных распорядителей средств районного бюджета. В 2017 году мы приступили к внедрению проектного управления при формировании и реализации муниципальных программ.

Финансовый орган района разработал и внедрил методику распределения межбюджетных трансфертов среди поселений. Еще одна мера — ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС. Его результаты мы размещаем на официальном сайте администрации Тоцкого района.

Бюджеты поселений на 2017 год были составлены с применением программно-целевого метода. В результате муниципальный бюджет на 99,5% состоит из программных мероприятий. Все 18 поселений Тоцкого района составляют проекты своих бюджетов на основе муниципальных программ. 

Увеличение доходов

Малый объем собственных доходов местных бюджетов — больная тема для муниципалитетов. В рамках упомянутого выше плана финансовый орган района контролирует работу администраторов доходов, способствует улучшению администрирования. Так, повышение эффективности администрирования налога на имущество позволило увеличить поступления от него за последние три года на 16%. Благодаря росту эффективности использования муниципального имущества в 2016 году мы получили доход на 135,6% больше, чем три года назад, а это почти 4,8 миллиона рублей. 

У нас работает межведомственная комиссия по вопросам уплаты налогов и сокращению числа убыточных организаций района. За 2016 год она провела шесть заседаний, в результате которых в бюджеты всех уровней поступило около 2,3 миллиона рублей.

Другие меры по повышению доходов бюджета также дают результат. Одним из направлений является легализация черной и серой заработной платы. Мы создали рабочую группу по легализации трудовых отношений, разработали и начали реализацию плана по сокращению неформальной занятости. В результате в 2016 году было выявлено около тысячи человек, работавших без трудовых договоров. Почти со всеми в итоге работодатели заключили трудовые договоры. Только в первой половине 2017 года мы способствовали заключению контрактов со 135 работниками. Чаще всего для установления факта неформальной занятости необходим внезапный совместный визит на предприятие представителей центра занятости, прокуратуры, администрации, Пенсионного фонда. В ходе такого мероприятия мы устанавливаем личности всех присутствующих во время проверки. В 2016 году прошло 53 рейда, в первом полугодии 2017 го — девять рейдов.

Кроме того, стараемся увеличить поступления от основного источника неналоговых доходов — арендной платы за землю. Для этого выявляем невостребованные паевые земельные доли. Мы нашли уже почти 1,5 тысячи таких долей общей площадью примерно 26,8 тысячи гектаров. Эта земля не перешла во владение к наследникам. В результате 1009 земельных долей перешли в собственность к муниципальным образованиям. После торгов они будут переданы в аренду землепользователям. В 2017 году прошло два аукциона, на которых продано в собственность земельных участков на сумму 772,2 тысячи рублей, прав на аренду — на 561,7 тысячи рублей.

Тем не менее местные налоги и сборы не являются основой муниципального бюджета: в целом собственные поступления районной казны в общей сумме ее доходов составляют всего 28%. Это не позволяет полноценно исполнять закрепленные законом полномочия. Без передачи на местный уровень полноценных доходных источников повышение финансовой самостоятельности невозможно. 

О бюджете для граждан

Мы работаем над тем, чтобы жители нашего района получали актуальную информацию о муниципальном и консолидированном бюджетах, о деятельности финансового органа. На официальном сайте муниципальной администрации работает специальный раздел «Финансы», где описана вся наша работа. Там своевременно появляются приказы финансового органа, муниципальные правовые акты, касающиеся районных финансов, проекты приказов и правовых актов, отчеты об исполнении бюджета и другие материалы по данной теме. С 1 января этого года начал работу собственный сайт нашего отдела: мы полагаем, это поможет более оперативно освещать финансовую жизнь района. 

Ежегодно в установленном порядке проводим публичные слушания по проекту районного бюджета и отчету об исполнении главного финансового документа текущего года. Эти мероприятия активно освещают средства массовой информации и интернет-ресурсы. Наш отдел регулярно проводит инвентаризацию социальных и публичных нормативных обязательств.

С 2014 года издаем брошюру «Бюджет для граждан», в которой в доступной для населения форме объясняем понятия, используемые в бюджетном процессе, рассказываем об основных показателях доходной части муниципальной казны, о том, на что тратятся бюджетные средства и о размере муниципального долга. В рамках проекта «Народный бюджет» привлекаем население к участию в решении вопросов социально-экономического развития района.

Результат принятых мер — лидерство в рейтинге муниципальных образований Оренбургской области по оценке качества управления районными финансами. Это позволило муниципалитету получить субсидию из областного бюджета на реализацию муниципальной программы повышения эффективности бюджетных расходов в сумме 898 тысяч рублей. Мы направили эти средства на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения, повышение квалификации служащих и работников муниципальных учреждений. Наш диплом в Х Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» — это, безусловно, еще одна высокая оценка работы нашего коллектива. Мы несколько раз принимали участие в конкурсе, но впервые достигли таких высоких результатов.