XIII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Не нефтью единой

Сургутский район (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — призер X Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За открытость и прозрачность в управлении финансами»

Зачем благополучному району, безбедно существующему на средства от добычи нефти и газа, развивать еще и малый бизнес, создавая для него исключительно привлекательные инвестиционные условия? Об этом нам рассказал глава Сургутского района Андрей Александрович ТРУБЕЦКОЙ.

— Андрей Александрович, в конце октября на заседании инвестиционного совета под вашим председательством был принят важный документ — Инвестиционная стратегия развития муниципалитета до 2030 года. Каковы ее основные направления?

— Основная цель инвестиционной стратегии Сургутского района — создание условий, позволяющих обеспечить приток внебюджетных инвестиций на территорию района, и, как следствие, достижение следующих целевых показателей:

рост объема инвестиций в основной капитал на 35 процентов (с 202,1 до 273,26 миллиарда рублей);

увеличение валового муниципального продукта на 35 процентов (с 1009,15 до 1358,55 миллиарда рублей);

повышение уровня реальных доходов населения на 29 процентов (с 62 процентов к уровню средней начисленной заработной платы до 80 процентов).

Стратегия определила основные приоритеты инвестиционного развития территории до 2030 года. Это, в частности, промышленное производство, нефтесервисное производство, строительство, туризм и отдых, инновации и ИT-технологии, социальный сервис и бытовые услуги, агропромышленный комплекс, ЖКХ, здравоохранение, образование. Привлекая инвесторов в развитие этих сфер, мы получим новые рабочие места, дополнительные налоговые доходы, что позволит направлять еще больший объем средств на решение социальных вопросов (ЖКХ, образование, культура, спорт) и, соответственно, улучшить качество жизни жителей района.

— Очень часто стратегии развития остаются прожектами. Удалось ли властям Сургутского района подготовить «живой» документ, который будет работать?

— Слово «стратегия» имеет греческие корни и переводится как «наука полководца». По сути, это общий, недетализированный план действий, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Тем не менее мы постарались максимально приблизить документ к реалиям.

Конечно, хотелось, чтобы в стратегии нашли отражение все пожелания и мечты жителей района. Но именно по причине того, что люди должны знать и видеть реальные перспективы развития территории, на которой они проживают, а чиновники обязаны исполнять принятые обязательства, на инвестиционном совете было решено исключить часть объектов, которые невозможны к реализации в заявленной перспективе.

Но, как уже замечено, стратегия — «живой» документ, и обязательно не менее одного раза в год он будет актуализироваться. Уверен, что большая часть пожеланий, в том числе в части жилищного строительства и строительства объектов социальной сферы, в будущем найдет в ней свое отражение.

— Район уделяет большое внимание инвестиционной политике. Почему вы считаете это направление важным? Как сегодня ведется работа по привлечению инвесторов на территорию? Есть ли крупные проекты?

— Это важно в первую очередь для инвесторов, которые заходят на территорию. Бизнесмену нужно понимать сильные и слабые стороны муниципалитета, возможности и риски ведения бизнеса, готовность власти к сотрудничеству и уровень административной поддержки. Это слагаемые инвестиционного доверия.

 Мы попытались максимально раскрыть свою деятельность и обозначенные позиции через инвестиционную стратегию, инвестиционное послание и декларацию, инвестиционный паспорт. Еще в августе 2015 года разработана дорожная карта по созданию благоприятного инвестиционного климата на период до 2020 года, с конкретными целевыми показателями и ответственными лицами. Ее исполнение держу на контроле лично и ежемесячно.

Мы поставили цель — качественно внедрить максимальное количество успешных практик других муниципалитетов страны, которые собраны в атласе Агентства стратегических инициатив. Из 23 практик сегодня у нас внедрена (то есть подтверждена общественной и ведомственной экспертизой) 21 практика. К примеру, инвестиционный совет района проводится ежемесячно в режиме онлайн. Заместителем председателя совета является представитель бизнеса. Сокращены сроки прохождения административных процедур, связанных с получением разрешения на строительство. Сегодня это 58 дней и пять процедур (в 2015 году было 120 дней, в 2014 — 130). Инвестору предоставлена возможность получения технических условий на подключение к инженерным сетям (электрическим, сетям тепловодоснабжения, водоотведения и газоснабжения) одномоментно по принципу одного окна за десять дней через МФЦ либо инвестиционный портал района. Внедрена система сопровождения инвестиционных проектов через одно окно и информационная поддержка бизнеса по тому же принципу. Эти возможности также реализованы на нашем портале. При этом в любой момент инвестор может отследить свою заявку через систему контроля исполнения заявки. Более чем на 100 дней сокращены сроки реализации проектов муниципально-частного партнерства. С проведением конкурса это 334 дня (ранее — 488), без проведения конкурса — 207 дней (ранее — 308).

Уже сегодня в Сургутском районе реализуются масштабные инвестиционные проекты по созданию частного индустриального парка, уникальный проект по строительству высококипящей углеводородной фракции моторных топлив Сургутского ЗСК. Земельные участки под реализацию проектов предоставлены инвесторам без торгов, по льготным арендным ставкам. Общая инвестиционная емкость проектов — более 17 миллиардов рублей. Проведенная работа обеспечила муниципалитету место в топ‑10 лучших территорий страны с благоприятным инвестиционным климатом по результатам национальной премии «Бизнес-успех» 2016 года.

— Насколько интересен властям района малый и средний бизнес? Какая поддержка оказывается представителям этой сферы?

— Думаю, цифры здесь скажут сами за себя. Объем финансирования программы поддержки бизнеса с начала ее реализации увеличен более чем в 4,5 раза (с 3,5 миллиона до почти 16 миллионов рублей). При этом мы единственный муниципалитет Югры, направляющий на поддержку бизнеса средств больше, чем софинансирует окружной бюджет (рисунок 1). В рамках программы предприниматели могут получить финансовую, образовательную, имущественную и информационную поддержку (рисунки 2, 3 и 4).

Финансовая поддержка — это гранты размером до миллиона рублей на открытие бизнеса и субсидии до 400 тысяч рублей на возмещение фактически произведенных затрат в части аренды нежилых помещений, жилищно-коммунальных услуг, покупки оборудования, разработки проектно-сметной документации, консалтинговых услуг и сертификации продукции. Гранты предоставляются на конкурсной основе, для чего предприниматель должен составить бизнес-план. К слову, и здесь есть административная помощь — на инвестиционном портале района установлена автоматизированная программа по бизнес-планированию, адаптированная к системе налоговых льгот автономного округа. Она бесплатна для районных предпринимателей. Образовательная поддержка выражается в обучающих курсах, программах, которые реализуются за счет средств бюджета и бесплатны для предпринимателей. По результатам обучения выдаются сертификаты установленного образца.

— В свое время ваш район одним из первых в округе создал специальный инвестиционный портал. Как развивается этот ресурс? Насколько он удобен и полезен бизнесу, району?

— Портал запущен в эксплуатацию в конце 2015 года. Он был создан силами специалистов администрации без привлечения бюджетных средств (ранее на сайте администрации был раздел «Инвестору»). Сегодня портал работает на пяти языках (русский, английский, немецкий, китайский, арабский). О его эффективности можно судить по посещаемости. За два года она увеличилась более чем в 50 раз — с 554 до 30 345 посещений! Хочу отметить, что статистика портала не уступает презентованным на днях результатам работы портала окружного фонда поддержки предпринимательства.

Об удобстве нашего ресурса отзываются сами предприниматели. По их словам, на нем можно подобрать площадку для ведения бизнеса, оценить имеющиеся резервы мощностей, ознакомиться с планами их ввода. Наглядно, с контактными данными ответственных специалистов представлены административные процедуры, связанные с реализацией проектов — это очень полезно, так как не каждый предприниматель готов погрузиться в изучение регламентов. Полностью раскрыта деятельность по поддержке бизнеса, а также по реализации инвестиционных проектов, в том числе тех, в которых инвесторы могут принять участие. Коллеги из других муниципалитетов Югры неоднократно обращались к нам за консультациями по созданию подобного ресурса.

— С учетом того факта, что на территории Сургутского района работает не менее десятка крупных нефтяных компаний, стоит ли уделять такое внимание поддержке малого и среднего бизнеса, привлечению инвестиций?

— Именно по этой причине и стоит! Безусловно, роль нефтегазодобывающего сектора в экономике района была, есть и будет наиболее весомой. На территории автономного округа осуществляют деятельность крупнейшие корпорации топливно-энергетического комплекса страны, ежегодная потребность которых в приобретении оборудования и материалов превышает 195 миллиардов рублей. Топливно-энергетический комплекс Сургутского района составляют геолого-разведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы. На более чем 100 месторождениях Сургутского района работают корпорации, которые в общей сложности добывают около 40 процентов всей Югорской нефти. Безусловный лидер нефтедобычи и разведочного бурения — ОАО «Сургутнефтегаз». ОАО «Газпром Переработка» и ООО «Газпром Трансгаз Сургут» обеспечивают транспортировку и переработку десятков тысяч миллиардов кубометров газа.

Так вот, именно это соседство и дает возможность для реализации инвестиционных проектов, в частности в сфере нефтесервисного и газосервисного производства для целей нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих компаний. Сегодня большая часть оборудования закупается компаниями за рубежом.

Для реализации крупных инвестиционных проектов муниципалитет предлагает потенциальным инвесторам, а сегодня это именно средний бизнес, пять земельных участков площадью от 9 до 100 гектаров. В случае если инвестиционная емкость проекта превысит 300 миллионов рублей, а ежегодные налоговые платежи в бюджет автономного округа составят не менее 5 миллионов рублей, указанные участки возможны к предоставлению по упрощенной схеме на льготных условиях и без проведения торгов.

Кроме того, в рамках концессионных соглашений и инвестиционных договоров планируется строительство пяти общеобразовательных школ с безбарьерной средой и двух детских садов. При реализации инвестиционных проектов будет оказана 100-процентная административная поддержка и обеспечены короткие сроки принятия нормативных документов.

— Можно ли говорить, что бизнесу — и малому, и крупному — интересен Сургутский район? А предлагаемая поддержка и условия для предпринимателей уникальны как для Югры, так и для других регионов страны?

— Уверенно да! Давайте вновь обратимся к статистике. Число СМСП в районе ежегодно прирастает не менее чем на семь процентов (в этом году ожидаемый прирост — восемь процентов). Налоговые поступления только от применения специальных режимов налогообложения — не менее чем на 15 процентов (в этом году — 22 процента).

Уникальная мера поддержки сегодня — это гранты-миллионники для начинающих предпринимателей, которые мы реализуем только за счет средств местного бюджета. В этом году такие гранты получили пять предпринимателей (сферы деятельности: крестьянско-фермерское хозяйство, спорт, образование, рыбопереработка, переработка дикоросов).

Со следующего года за счет средств местного бюджета планируется компенсировать расходы на приобретение контрольно-кассовой техники, создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа на объекты маломобильных групп населения (программа «Безбарьерная среда»), а также расходы в части аренды невостребованных и неиспользуемых сегодня муниципальных помещений.

Подготовила В. И. ПУТЕВАЯ