XII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

При поддержке

Октябрьский район: есть стратегия и нет долгов

Октябрьский район (Ростовская область) — победитель XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета» 

Октябрьский район выгодно отличается от других муниципалитетов Ростовской области развитой промышленностью, транспортной доступностью, благоустроенностью, а еще тем, что уже на протяжении десяти лет здесь нет долгов. Об эффективной бюджетной политике, стратегии и перспективах развития района рассказала глава Администрации Октябрьского района Людмила Владимировна ОВЧИЕВА.

— Людмила Владимировна, очевидно, что бюджетный потенциал территории является существенным фактором развития социальной сферы и улучшения качества жизни населения. Как вы сегодня оцениваете потенциал Октябрьского района?

— Эффективность местной власти, ее способность решать социально-экономические вопросы во многом зависят от наличия финансовых средств, поэтому в стратегии развития района до 2020 года нами была поставлена амбициозная задача: обеспечить бюджетную самодостаточность муниципального образования. Безусловно, задача эта непростая, но для ее решения у нас имеются реальные возможности, ведь Октябрьский район располагает большим потенциалом для наращивания бюджетных ресурсов. 

— Расскажите подробнее, за счет каких источников вы планируете достичь финансовой самодостаточности?

— Во-первых, за счет увеличения налоговых и неналоговых платежей в бюджет района. Сегодня основным источником пополнения бюджетной казны района является налог на доходы физических лиц. На его долю приходится порядка 80 процентов от суммы собственных доходов муниципалитета. В связи с этим особое внимание заслуживает вопрос расширения доходной базы. Для этого необходимо создавать новые предприятия с высокооплачиваемыми, высокоэффективными рабочими местами, модернизировать и развивать существующие предприятия, с обязательным условием сохранения уже имеющихся рабочих мест. 

Во-вторых, мы целенаправленно и систематически работаем с предприятиями по вопросу выплаты заработной платы сотрудникам выше минимального уровня оплаты труда. Заключаем с работодателями районное трехстороннее соглашение (между администрацией района, общественным Советом по координации деятельности профсоюзных организаций и межотраслевой ассоциацией работодателей района), где обязательным условием является увеличение оплаты труда. Также резервы заложены в росте доходов от других видов налогов. Это и единый сельскохозяйственный налог, и налог на вмененный доход.

Кроме того, в части пополнения бюджета мы делаем ставку на малый бизнес. Однако и здесь выплата заработной платы в конвертах остается актуальной проблемой. Легализация занятости и перераспределение трудовых ресурсов из неформального в реальный сектор экономики позволят увеличить поступление доходов в консолидированный бюджет Октябрьского района. 

Еще одним перспективным источников пополнения бюджета является развитие на территории района индустрии отдыха и туризма. Ключевые тренды здесь — это расширение ассортимента туристских продуктов, поиск новых направлений, одним из которых является сельский туризм. Помимо этого, мы развиваем туры выходного дня, гастрономический туризм. Все это позволит вовлечь субъекты малого и среднего бизнеса в сферу туризма и сервиса, а также развить сеть предприятий общественного питания на территории района.

Как видите, мы пытаемся активно задействовать все имеющиеся у нас резервы для пополнения бюджета района, однако некоторые решения, принимаемые на уровне Федерации, если и не сводят наши усилия к нулю, то снижают результаты значительно. Речь идет о централизации на федеральном и региональном уровнях наиболее значимых налогов, таких как НДФЛ, налог на имущество организаций, на прибыль. Таким образом, достижение самодостаточности бюджета района остается пока нашей честолюбивой целью, которую мы, тем не менее, однозначно стремимся достичь. 

— Назовите основные параметры бюджета текущего года. 

— Утвержденные параметры бюджета и по доходам, и по расходам составляют около 2,1 миллиарда рублей. Приоритетным направлением нашей бюджетной политики является сбалансированность бюджета. Для достижения поставленной задачи выстроена четкая приоритизация расходных обязательств. Естественно, в первоочередном порядке финансируются социальные расходы, доля которых ежегодно составляет порядка 80 процентов.

— С какими трудностями пришлось столкнуться при формировании бюджета на ближайшую трехлетку и, учитывая существующую экономическую ситуацию, удалось ли сформировать бюджет развития и сохранить все социальные обязательства? 

— При формировании бюджета ежегодно возникает много вопросов. Ведь очень важно именно на этапе составления бюджета оценить, что возможно сделать в ближайшие год-два, а какие проекты придется реализовывать более длительный период времени. 

Для подготовки главного финансового документа района за основу был принят прогноз социально-экономического развития Октябрьского района на 2019–2021 годы, основные направления бюджетной и налоговой политики района и Ростовской области. В обязательном порядке были учтены ключевые задачи, обозначенные указом Президента РФ. Формирование бюджета района на следующий трехлетний бюджетный цикл осуществляется в условиях ограниченности финансовых ресурсов, доходов и роста социальной нагрузки на местный бюджет. При этом главной целью остается сбалансированность бюджета, выполнение принятых расходных обязательств с сохранением его социальной направленности, то есть инвестирование в человеческий капитал.

Бюджет развития на следующую трехлетку будет в том числе направлен на поэтапную ликвидацию второй смены в районных общеобразовательных учреждениях. У нас в планах стоит завершение реконструкции средней школы № 72 в станице Кривянской, школы — детского сада на хуторе Яново-Грушевский, монтаж модульной пристройки на 100 мест к школе № 73 в станице Кривянской. Кроме этого, мы запланировали строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на хуторе Ильичевка, реконструкцию водопроводных сетей в поселке Персиановском. На указанные цели планируем направить 390 миллионов рублей. 

В текущем году разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение экспертизы на реконструкцию средней школы № 77 в поселке Казачьи Лагери на 100 мест. Общая стоимость проекта составит 144,1 миллиона рублей. 

— Как строите межбюджетные отношения с поселениями?

— Территория Октябрьского района включает в себя 12 поселений: одно городское и 11 сельских. Ежедневно мы проводим мониторинг движения денежных средств на единых счетах бюджетов поселений, открытых в органах Федерального казначейства. Осуществляем анализ баланса между поступлением доходов и направлениями расходов.

Отмечу, что уже второй год подряд наши поселения являются победителями Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами». Эту высокую награду в 2017 году получило Краснолучское сельское поселение, в 2018 году — Персиановское сельское поселение. 

— Людмила Владимировна, Октябрьский район первый в Ростовской области разработал, утвердил и начал реализовывать свою стратегию развития до 2020 года. До истечения срока действия документа остается совсем немного. Каким стратегическим документом будет руководствоваться администрация района в дальнейшем? 

— Да, действительно, действие данного документа истекает, в связи с этим администрация района готовит следующую стратегию развития территории до 2030 года. Она уже прошла общественное обсуждение. Главной целью новой стратегии определено сохранение и увеличение народонаселения Октябрьского района, обеспечение высокого качества жизни и благосостояния. 

Составляющими элементами заявленных целей является создание комфортных условий для проживания и самореализации каждого жителя нашего района. Также для нас очень важно, чтобы люди не только трудились на наших предприятиях — сегодня очень много специалистов, проживающих в городах Шахты, Новочеркасске, работают у нас, — но и переезжали к нам на постоянное место жительства, укоренялись, улучшали демографическую ситуацию. А для этого мы должны обеспечивать их качественными муниципальными услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, досуга, строить жилье, создавать в селах и на хуторах комфортную среду, повышать уровень обслуживания, делать доступными для всех групп населения спортивные сооружения и досуговые центры. Все эти задачи объединяют три направления нашей стратегии — устойчивый рост экономики района, развитие человеческого капитала, пространственное развитие территории. 

Результатом работы в данном направлении стало строительство новых детских садов: в поселке Каменоломни — на 280 мест, в станице Кривянской — на 220 мест, на хуторе Киреевка — на 80 мест. С вводом этих объектов в эксплуатацию мы решили задачу обеспечения всех наших маленьких жителей в возрасте от трех до семи лет местами в дошкольных учреждениях. На эти цели из бюджетов всех уровней было направлено более 344,7 миллиона рублей. 

Сейчас на территории Октябрьского района ведутся работы по строительству и реконструкции трех школ, о которых я говорила выше. Общий объем инвестиций, направляемых на эти цели, превышает 619 миллионов рублей. Всего в бюджете на 2018–2020 годы на строительство 12 объектов образования, спорта и коммунального хозяйства предусмотрено 866 миллионов рублей. 

— Сегодня остро стоит вопрос закредитованности муниципальных образований. Октябрьскому району эта проблема знакома? 

— Октябрьский район входит в число тех немногих муниципалитетов, где нет долгов. На протяжении последних десяти лет долговые обязательства у нас пол­ностью отсутствуют. Благодаря качественному планированию, эффективной бюджетной политике мы обходимся без заимствований. И это не высокие слова. О том, что мы очень ответственно подходим к планированию, исполнению нашего бюджета, свидетельствует победа в XI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета». 

Подготовила О. В. ГОРШЕНИНА