XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Принципы бюджетной политики Новоорского района

По результатам мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, который ежегодно проводит Министерство финансов Оренбургской области, Новоорский район занял первое место. О принципах бюджетной политики муниципалитета, которые привели его к победе, рассказала Светлана Анатольевна Костродымова, заместитель главы администрации по финансово-экономическим вопросам — начальник финансового отдела Новоорского района Оренбургской области.

— Светлана Анатольевна, Новоорский район занял первое место в регионе по качеству управления муниципальными финансами. Первое направление, по которому областной Минфин проводил оценку, — бюджетное планирование. Расскажите о вашей работе в этой сфере.

— Да, комплексную оценку итогов работы муниципалитетов Минфин Оренбургской области проводит по четырем направлениям показателей: 1) бюджетное планирование; 2) исполнение бюджета; 3) управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг; 4) прозрачность бюджетного процесса. Первостепенной целью бюджетного планирования является достижение сбалансированности районного бюджета. И тут приоритетом является безусловное выполнение принятых расходных обязательств, при этом в первоочередном порядке бюджетными ассигнованиями обеспечиваются социально значимые расходы.

Ежегодно при составлении проекта бюджета мы проводим тщательную проверку расходов с учетом их целесообразности и необходимости. И здесь, конечно же, сохраняем в полном объеме расходы на оплату труда работников муниципальных учреждений, оплату коммунальных услуг, софинансирование мероприятий национальных проектов.

— Бюджет приняли. Началось его исполнение. Какие у района достижения в этом сегменте?

— Для обеспечения роста доходной части бюджета администрация проводит системную работу по увеличению доходного потенциала. Кроме традиционных мероприятий по снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет, легализации заработной платы и неформальной занятости, мы используем и другие способы наполнения бюджета. Так, с 2018 года в наш бюджет поступает плата за размещение рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.

Для обеспечения сбалансированности бюджета, своевременного исполнения принятых расходных обязательств на протяжении уже нескольких лет мы реализуем план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета. Сюда можно отнести оптимизацию закупочной деятельности, меры по увеличению доходов бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности, снижению расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов, в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению, привлечению немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг. В результате в 2021 году мы получили бюджетный эффект в сумме 11,2 миллиона рублей.

Чтобы стимулировать главных распорядителей средств районного бюджета к проведению грамотной и взвешенной бюджетной политики, повысить их ответственность при осуществлении бюджетного процесса, с 1 января 2015 года в районе проводится мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадиях и планирования, и исполнения районного бюджета, и формирования отчетности.

Средняя итоговая оценка по главным распорядителям средств районного бюджета ежегодно увеличивается, что свидетельствует о повышении качества организации бюджетного процесса. Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте Новоорского района.

Для повышения эффективности расходов финансовый отдел в 2020 году разработал порядок проведения обзора расходов районного бюджета. За прошедшие два года в соответствии с планом проведены обзоры бюджетных расходов на услуги связи по всем муниципальным учреждениям; на оплату труда в казенных учреждениях; начислений, оплаты и использования родительской платы в учреждениях дошкольного образования; услуги по обслуживанию котельных. Информация о проведенных обзорах размещена на официальном сайте финансового отдела администрации Новоорского района.

В районе действует программа «Управление муниципальными финансами Новоорского района Оренбургской области». И результатом реализации всех описанных выше мероприятий можно назвать из года в год высокий уровень ее исполнения.

Для организации эффективного использования бюджетных средств, снижения рисков возникновения кассовых разрывов и ритмичного исполнения бюджета мы составляем кассовый план по дням. Составление и ведение кассового плана позволяет нам обеспечить своевременное и полное исполнение бюджетных обязательств. То есть финансовый отдел мониторит исполнение основных параметров решения о бюджете, оценивая возможные отклонения фактических показателей от плановых. Мы обязаны контролировать постоянное обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете бюджета. Проводим еженедельный и ежемесячный мониторинг кассовых потоков для исключения ошибок со стороны кассового планирования.

— Следующее направление, по которому ваш региональный Минфин проводит комплексную оценку управления общественными финансами, — это управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг. Какие здесь у вас ориентиры?

— Да, одним из значимых направлений бюджетной политики является совершенствование системы оказания муниципальных услуг путем оптимизации и повышения качества их предоставления. Согласно Закону № 131‑ФЗ на все муниципальные услуги разработаны и утверждены административные регламенты их предоставления. Это, собственно, основные документы, регулирующие порядок предоставления муниципальных услуг, они же служат основой для оптимизации и их перевода в электронный вид. В районе созданы все условия, чтобы заявители смогли получить услуги в электронном виде: это и оборудованные рабочие места, и обеспечение эффективности использования рабочего времени.

Эффективному управлению муниципальным имуществом в районе также уделяется большое внимание. Немаловажную роль в этом вопросе играет претензионно-исковая работа в части взыскания задолженности по оплате арендных платежей за муниципальное имущество, включая земельные участки. Эту работу мы проводим регулярно. По итогам 2021 года за счет уплаты должниками арендных платежей в бюджет получено 1281,95 тысячи рублей.

— И последний вопрос: как обеспечиваете прозрачность бюджетного процесса?

— Инструментом обеспечения прозрачности общественных финансов служит сайт финансового отдела, в том числе его тематическая вкладка «Бюджет для граждан». Она предполагает вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, развитие общественного контроля. В открытом доступе на сайте представлены сведения об исполнении бюджета, отчеты и сведения о выполнении муниципальных заданий, оценка эффективности муниципальных программ и качества финансового менеджмента.

По уровню открытости городских округов и муниципальных районов Оренбургской области за 2021 год лидерами признаны шесть муниципальных образований, в том числе Новоорский район. Причем наш район уже три года подряд набирает максимальное количество баллов в рейтинге.

Ежегодно наш коллектив принимает участие в региональных и федеральных конкурсах «Бюджет для граждан». В 2022 году во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» Новоорский поссовет занял почетное пятое место и получил грант в сумме 2,7 миллиона рублей. Это дополнительная возможность для развития поселения. Достигнутый результат стал итогом ответственной работы финансового отдела и весомой поддержки Министерства финансов Оренбургской области.

Подготовила О. С. Бутенко