XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Боготольский район: приоритетные направления социально-экономического развития

науменко
Анна НАУМЕНКО, заместитель главы района по финансово-экономическим вопросам
Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, социально-экономическое развитие Боготольского района Красноярского края в последние годы имеет положительную динамику развития, которая предполагает создание условий для улучшения уровня жизни населения, укрепления материальной базы ЖКХ и объектов социальной сферы.
Объем производства по району за 2008 году увеличился на 29 % по отношению к уровню 2007 года. Доля производства продукции растениеводства в общем объеме производства составляет 73,9 %, животноводства — 21,1 %, что говорит о сельскохозяйственной направленности экономики района. Значительно увеличился объем полученной сельскохозяйственными предприятиями прибыли. Ее размер составил 68,7 млн руб. против 28,0 млн руб. в 2007 году, рост составил 245 %!
Сокращены дебиторская и кредиторская задолженности. Объем капитальных расходов в 2008 году увеличился по отношению к 2007 году более чем в два раза и составил 63,5 млн руб.
Улучшение экономических показателей, которые лежат в основе определения уровня благосостояния населения и качества жизни, — главная задача района. В свою очередь это требует решения целого ряда проблем, связанных с ростом деловой активности в районе. В связи с этим Концепцией стратегического развития Боготольского района определены приоритетные направления социально-экономического развития территории:
  • развитие экономического потенциала района;
  • улучшение качества жизнеобеспечения населения района;
  • совершенствование системы управления муниципальными образованиями.

Исполнение бюджета в 2008-м и задачи на 2009 год

Основным плательщиком налога на прибыль в местный бюджет является структурное подразделение ОАО «Транссибнефть», но, к сожалению, уже третий год эти платежи сокращаются. Так, в 2007 году бюджет района недополучил 30 млн руб., а в 2008 году поступления сократились еще в два раза.
Что касается исполнения доходной части бюджета, то за последнее время нами достигнут определенный результат, который наработан благодаря проводимым в районе мероприятиям по мобилизации доходов и повышению собираемости налогов. В 2008 году в бюджет района была взыскана недоимка по налогам в объеме 2,2 млн руб., за счет чего общий объем недоимки сократился на 54 %.
Доходы бюджета Боготольского района в 2008 году без учета фонда финансовой поддержки и фонда компенсаций составили 26 млн руб., или 103,2 % к плану. Рост произошел за счет целенаправленной работы по повышению оплаты труда во внебюджетной сфере и, как следствие, дополнительных поступлений НДФЛ.
Планирование доходной части бюджета района на 2009 год производилось на основе показателей прогноза социально-экономического развития Боготольского района, исходя из ожидаемой реальной оценки поступлений налоговых и неналоговых платежей. Основными источниками доходов в 2009 году и плановом периоде 2010–2011 годов являются безвозмездные поступления и доходы от краевых и федеральных налогов, которые в структуре доходов занимают 90 %, тогда как на собственные доходные источники приходится всего 10 %. В структуре собственных доходов налог на прибыль организаций занимает 50,6 %, налог на доходы физических лиц — 35,4 % и лишь 14 % — другие виды поступлений.
Трехлетний бюджет на 2009–2011 годы, как и раньше, является социально-направленным, так как более 74 % средств идет на выполнение обязательств в социальной сфере, в том числе: на образование — 40 %, здравоохранение — 8,8 %, социальную политику — 17 %.
По-прежнему самой актуальной остается проблема недостаточности средств в местных бюджетах для осуществления в полной мере всех законодательно закрепленных расходных полномочий. Примерно 1/3 доходов бюджета района в настоящее время обеспечивает реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления Боготольского района, и почти 2/3 приходится на обеспечение делегированных полномочий.
Наибольший удельный вес в экономической структуре расходов занимают расходы на оплату труда и начисления на нее — 41,3 %, задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы в районе нет с 2002 года, так как выплата зарплаты — это первоочередные расходы бюджета. Такова позиция губернатора и глав районов.
Бюджетообразующим предприятием в районе является ООО «Арга», которое занимается производством спирта высокого качества. Если вспомнить прошлые времена, то в местный бюджет поступало акцизов — 50 %, НДС — 20 %, налога на имущество — 50 %. Этих доходов с лихвой хватило бы на решение наших проблем и полномочий по закону № 131-ФЗ. Однако есть одно большое «НО»: все уходит в субъект, мы получаем лишь 40 % подоходного налога и налог на землю, это — мизер.

Развитие малого и среднего бизнеса

Реальный сектор экономики в районе представлен в основном малым бизнесом. На территории Боготольского района на 1 января 2009 года числилось 136 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 71 %, или 96 человек, являются индивидуальными предпринимателями. Ассортимент реализуемых товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли на 95 % состоит из продовольственных товаров повседневного спроса и незначительной части сопутствующих хозяйственных и промышленных товаров. Общественное питание в районе представлено шестью кафе. Реализацией нефтепродуктов занимаются пять автозаправочных станций.
В районе разработана и утверждена целевая программа «Сохранение и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Боготольском районе» на период 2008–2010 годов, в рамках которой оказываются все виды поддержки этой отрасли экономики, включая финансовую и имущественную. Бюджет Программы утвержден в размере 1740 тыс. руб. Кроме того, в результате участия в краевом конкурсе муниципальных программ в 2009 году удалось увеличить бюджет Программы на 2160 тыс. руб., а на 2010 год еще на 900 тыс. руб. Это говорит о достойном участии района в конкурсе, поскольку в сравнении с другими территориями края суммы, дополнительно полученные нашим районом, являются одними из самых весомых.
В рамках Программы в 2008 году учрежден «День предпринимателя», в местной общественно-политической газете появилась постоянная рубрика «Уголок предпринимателя», издается печатная продукция и т. д. Всего районной целевой программой предусмотрено 11 мероприятий.
В целях реализации муниципальной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства создан координационный Совет по малому и среднему предпринимательству при администрации Боготольского района. Работа проводится масштабная, так, например, значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для отдельных видов деятельности на протяжении нескольких лет остается одним из самых низких по краю. Доля налоговых платежей от малого и среднего предпринимательства в бюджет района составляет около 5 %.
Администрация района осуществляет ежегодный мониторинг деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства. За последние три года все показатели развития малого предпринимательства в районе имеют только положительную динамику.

Инвестиционные проекты и жилищное строительство

В целом в районе наблюдается увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования с 25 млн руб. в 2006 году до 276,9 млн руб. в 2008 году.
Коммерческие инвестиционные проекты, реализуемые в районе, в основном связаны с развитием сельского хозяйства, в результате чего производится модернизация оборудования, расширение производственных мощностей, освоение новых технологий.
В 2008 году построены и сданы в эксплуатацию два двухквартирных дома, реконструирован и сдан в эксплуатацию восьмиквартирный жилой дом, улучшили жилищные условия за счет участия в краевых и районных целевых программах три молодые семьи и 12 молодых специалистов (в 2007 г. — одна семья и два специалиста).
На сегодняшний день ведется строительство и капитальный ремонт жилых домов и объектов социальной сферы, реализуется инвестиционный проект по малоэтажной усадебной застройке, рассчитанный на 18 жилых домов, открыты два спортивно-оздоровительных клуба, приобретается оборудование в учреждения образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты населения.
С целью обеспечения комфортных и безопасных условий проживания граждан в районе строится новое жилье взамен ветхого и аварийного, приобретается жилье ветеранам ВОВ, молодым семьям, специалистам. Утверждены и опубликованы на официальном сайте администрации района в сети Интернет сетевые графики реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов по Боготольскому району.

Реализация Закона № 131-ФЗ

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ необходим и своевременен, но в ходе его реализации возникают серьезные вопросы. Поставленных целей реформа еще не достигла, многие районы, в том числе и наш, столкнулись с проблемами финансового и кадрового характера. Полномочия органам местного самоуправления дали широкие, что справедливо и необходимо на современном этапе развития, но вот средств под их реализацию крайне недостаточно. Тем не менее Боготольский район пытается решать (насколько позволяют финансы) все вопросы местного значения, предусмотренные ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ.
Законами Красноярского края район наделен дополнительно 11 государственными полномочиями субъекта РФ. 1 января 2009 года завершен переходный период реформы местного самоуправления, но на практике совсем небольшое количество муниципалитетов получили позитив, остальная часть муниципальных образований упала в очень глубокую «дотационную» яму и без финансовой помощи не имеет возможности решать вопросы местного значения, что снижает эффективность управления органов местной власти и дискредитирует создаваемую систему местного самоуправления. Население, избирая самую близкую к нему власть, надеялось, что ей будет под силу решать все вопросы сельской жизни. Нам же часто приходится говорить: «Это не относится к нашим полномочиям».
Однако несмотря на трудности за время переходного периода у нас сформировалась грамотная команда администрации района, создана необходимая нормативная база. Это дает основание говорить, что мы не остановимся на достигнутом. Недостаточность средств, выделяемых из субъекта в рамках межбюджетных отношений, заставляет главу района и руководителей структурных подразделений входить в разного рода проекты, гранты и программы, что приносит ощутимую финансовую поддержку территории. За прошедший год таких средств в район привлечено 100,5 млн руб., за счет чего в рамках проводимого мониторинга мы вошли в первую десятку.
В порядке обеспечения реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ для проведения мероприятий по оформлению правоустанавливающих документов, регистрации права (собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на муниципальное недвижимое имущество в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» требуются денежные средств в размере 26 420,0 тыс. руб. в общей сложности для 1528 объектов и участков.
Для решения проблемы администрация района изыскивает собственные средства, привлекает средства краевого бюджета, за 2008 год и I квартал 2009 года проинвентаризировано 46 объектов площадью 23,6 тыс. кв. м, или 7,7 % общего количества объектов недвижимого имущества.

Реформирование муниципальных финансов

У Боготольского района есть положительные результаты и по финансовому блоку. В соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 6 марта 2008 г. № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на реформирование муниципальных финансов» администрация района представила заявку. Из муниципальных образований, подавших заявки — а их было 21, — нашему району присуждено первое место. По итогам реализации первого этапа программы реформирования муниципальных финансов наш район опять же занял первое место (выполнил 101,2 % от намеченных мероприятий). Цена вопроса: получение средств на реализацию этой программы в размере 22 млн руб. Достичь столь высоких результатов нам удалось при помощи Министерства финансов Красноярского края и его руководителя М. М. Котюкова, который помог нам в решении отдельных острых моментов.
Но по-прежнему остается много нерешенных вопросов. Один из них — разграничение собственности между Центром, регионом, районом и поселениями. Проблема — в сложном порядке приема-передачи имущества, требующем больших материальных, временных затрат на подготовку и согласование правоустанавливающих документов.

Антикризисные мероприятия

В условиях финансового кризиса нам, разумеется, приходится на многом экономить, заниматься оптимизацией бюджетных расходов, что стало главным направлением в деятельности администрации района и муниципальных учреждений. Но мы понимаем, что это временная мера, необходимо пережить этот период и попытаться сохранить имеющуюся бюджетную сеть.
В декабре 2008 года в районе издано распоряжение «О мониторинге и мерах по стабилизации социально-экономического положения», где утверждена рабочая группа и план мероприятий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Боготольского района на 2009 год, работает антикризисная кампания.
В январе 2009 года глава района подписал постановление «Об обеспечении финансовой и социальной стабильности в районе», на основании которого каждое бюджетное учреждение сокращает до 8 % годовые бюджетные назначения, в основном за счет районных целевых программ. Кроме того, несмотря на выпадающие доходы бюджета в размере 12 млн руб. утвержден перечень мероприятий, направленных на мобилизацию доходов, повышение эффективности расходов местного бюджета на 2009 год. Доходы планируется увеличить на 2 % от запланированных, а расходы оптимизировать на 4,5 млн руб.
В рамках реализации плана действий правительства Красноярского края, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, на уровне района принят пакет антикризисных правовых актов, которые касаются предоставления муниципальных гарантий.