XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Иркутск – город широких предпринимательских возможностей

Галина Зюбр
Тема развития малого и среднего бизнеса остается одной из актуальных в стране. Если говорить об Иркутске, то начиная с 1998 года развитие этого сектора экономики было определено городской администрацией как приоритетное.
И сейчас мы можем говорить о том, что в столице Восточной Сибири сложился многочисленный и активный класс предпринимателей, выступающий в качестве мощного социального и экономического потенциала в обеспечении занятости населения и повышения его благосостояния.
Галина Зюбр, первый заместитель мэра — председатель комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска

Малый и средний бизнес в экономике города

Развитие малого и среднего предпринимательства — одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Президент РФ Д. А. Медведев обозначил поддержку малого и среднего бизнеса ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.
Сегодня малое и среднее предпринимательство является одним из источников устойчивого экономического развития Иркутска. Малый и средний бизнес заявил о себе как о наиболее мобильном секторе экономики, надежной налогооблагаемой базе и реальном источнике создания новых рабочих мест. Именно малые предприятия, не требуя крупных стартовых инвестиций, способны генерировать достаточно эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать не востребованные крупными предприятиями ниши рынка.
Разработка продуманной стратегии, включающей в себя эффективную целевую программу поддержки и развития малого и среднего бизнеса, позволяет Иркутску получать стабильные поступления в местный бюджет. А это очень важно, поскольку данные финансовые средства идут в том числе на улучшение социальной и инженерной инфраструктуры города, что в свою очередь приводит к улучшению предпринимательского климата на территории города.
Государственная политика поддержки предпринимательства реализуется в Иркутске с использованием программно-целевого метода. С 2008 года в городе действует четвертая муниципальная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства, предусматривающая различные формы финансовой поддержки предпринимателей. Политика по поддержке и развитию предпринимательства в городе проводится нами уже на протяжении 10 лет и в настоящее время является приоритетной.
Всего с 1998 по 2008 год на поддержку малого предпринимательства Иркутска за счет средств бюджета города направлено более 33 млн рублей.
В рамках реализации мероприятий программ по поддержке малого бизнеса была сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса, выпущено 32 информационно-справочных издания, оказана бесплатная консультационная поддержка более чем семи тысячам предпринимателей, проведено восемь конкурсов «Лучший предприниматель г. Иркутска».
Более 50 субъектов малого предпринимательства смогли реализовать свои инвестиционные проекты благодаря инвестиционно-финансовой поддержке администрации города. В результате за 2000-2007 годы налоговые платежи в бюджет города по этим организациям увеличились на 12 млн рублей, было создано дополнительно порядка 900 рабочих мест, прирост выручки предприятий составил более 600 млн рублей.

Малый и средний бизнес — это значительный сектор экономики города.

В сфере малого предпринимательства трудится наиболее активная в экономическом плане часть населения. Малый бизнес производит более половины объемов выпускаемой в городе продукции, обеспечивает рабочими местами около четверти экономически активного населения города.
С помощью малого предпринимательства решаются вопросы занятости, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе. Кроме того, малый бизнес работает на развитие территории, формируя налоговую базу бюджета Иркутска. Так, по итогам исполнения бюджета Иркутска за 2008 год налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства составили более 22 %.
Когда начался кризис, всем стало понятно, что без поддержки и развития малого бизнеса из него не выбраться.
При проведении антикризисной политики мы намерены опираться прежде всего на внутренние источники развития, на внутренний спрос.
Понимая, что ухудшение положения малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса может привести к увеличению социальной напряженности в обществе, мы сохранили предусмотренные по программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске» объемы финансирования мероприятий на 2009 год.
Хочу отметить, что ключевые действия администрации города Иркутска в отношении малого и среднего бизнеса ориентированы на несколько направлений. Среди них финансовая и имущественная поддержка малых компаний, обучение и переподготовка кадров для малого бизнеса, информационная и консультационная поддержка, устранение административных барьеров.

Инвестиционно-финансовая поддержка предпринимательства

В новой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы» значительно расширен блок оказания финансовой поддержки. Наряду с уже традиционными видами поддержки, такими как субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам и лизинговым платежам, субсидирование расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, введены новые направления инвестиционно-финансовой поддержки предпринимателей.
Утверждены положения по компенсации затрат на арендные платежи, на разработку и экспертизу бизнес-планов инвестиционных проектов, на прохождение сертификации по международным стандартам, о предоставлении субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Иркутска.
В Иркутске со второго полугодия 2009 года реализуется проект по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства города льготных микрозаймов через механизм субсидирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Система микрокредитования стала более востребованной сейчас, когда в банках значительно ужесточились требования к заемщикам. Предприниматели смогут получить небольшие ссуды: от 100 до 300 тысяч рублей по льготной процентной ставке 1% в месяц. При этом срок рассмотрения заявки на получение кредита не превышает трех дней. К концу 2009 года планируется предоставить микрозаймы 40 предпринимателям. В 2010 году реализация данного проекта продолжится: на эти цели в бюджете города Иркутска предусмотрено более 3 млн рублей.

Кадры для малого и среднего бизнеса

Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективной коммерческой деятельности, является хорошо подготовленный, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал.
Администрация города Иркутска традиционно проводит семинары по самым актуальным вопросам малого и среднего бизнеса. В реализованных программных мероприятиях приняло участие более 12 тыс. предпринимателей, руководителей, специалистов малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сформировано, эффективно работает и постоянно совершенствуется единое образовательное поле по подготовке кадров для малого и среднего бизнеса, в состав которого вошли 10 ведущих вузов и учебных центров Иркутска.
С учетом того что предпринимательская деятельность — это образ мышления и стиль жизни, программа учитывает подготовку к ведению бизнеса начиная со школьной скамьи. Для этого в школах города предусмотрено проведение уроков по экономической тематике, а для учителей, преподающих эти предметы, предусмотрено повышение квалификации на уровне вузов. Для студентов ежегодно проводится конкурс «Лучший студенческий предпринимательский проект», участие в котором позволяет им реализовать предпринимательскую инициативу.
Хорошо зарекомендовал себя обучающий проект по проведению 72-часовых курсов повышения квалификации для предпринимателей. По данному направлению подготовки за последние три года прошли обучение около 800 предпринимателей строительной отрасли, сферы жилищно-коммунального хозяйства, туризма и гостиничного бизнеса.
Также среди основных направлений в реализации кадровой политики — проведение семинаров, конференций, круглых столов по актуальным для предпринимателей вопросам, специализированных тренингов и др.
Начиная с 2009 года администрация города на постоянной основе осуществляет сотрудничество с городским Центром занятости населения по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан Иркутска. За истекший период 2009 года предпринимательскую деятельность при содействии администрации города Иркутска начали более 50 безработных.

Имущественная подержка предпринимателей

С целью нивелирования проблем предпринимателей в части арендных отношений администрация города Иркутска приняла решение о неповышении в 2009 году базовой ставки арендной платы по нежилым объектам муниципальной собственности.
Принято Положение об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в виде передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда Иркутска на долговременной основе (не менее пяти лет).
Сформирован и утвержден перечень объектов муниципального нежилого фонда Иркутска, предназначенных для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонд включено 263 муниципальных нежилых помещения.
Однако следует отметить, что доля муниципальных нежилых помещений, сдаваемых в аренду предпринимательским структурам, составляет в общем объеме рынка недвижимости не более 10%.

Сокращение административных барьеров

Для существующей экономической системы характерно наличие значительного числа самых разных препятствий на пути развития предпринимательства. Основными препятствиями, наиболее часто упоминаемыми, являются административные барьеры, проверки контролирующих органов и существенная налоговая нагрузка. В целях формирования благоприятного климата для деятельности малого и среднего бизнеса продолжается поиск путей снижения административных барьеров. Все больше входит в практику совместное обсуждение важных проблем с участием представителей органов муниципальной власти и предпринимательских структур.
Для укрепления взаимодействия между бизнесом и властью созданы и действуют Совет по малому и среднему предпринимательству при мэре города Иркутска и Наблюдательный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске.
Для повышения эффективности работы Совета по малому и среднему предпринимательству при мэре города Иркутска в этом году мы реформировали его структуру. В составе Совета были созданы рабочие группы по различным направлениям предпринимательской деятельности. Это позволит значительную часть острых вопросов, находящихся в компетенции муниципалитета, решать совместными усилиями: к устранению возникающих правовых, административных, экономических и организационных барьеров в деятельности малых и средних предприятий будут привлекаться представители контролирующих органов, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, общественные организации.
Что касается вопросов снижения налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, то на местном уровне существуют определенные ограничения в принятии решений по данной проблеме. Однако в этом году в корректирующий коэффициент К2, применяющийся для расчета ЕНВД, был введен показатель Е, учитывающий фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности, что в свою очередь позволит существенно уменьшить затраты предпринимателей, в особенности тех, кто находится на начальных этапах ведения бизнеса.
Необходимо отметить, что эффективность и действенность проводимых органами местного самоуправления мероприятий по поддержке предпринимательства непосредственно зависит от того, насколько они востребованы предпринимателями. При составлении мероприятий программ мы акцентируем внимание на пожеланиях самих предпринимателей.

Иркутск — туристический центр

Одно из стратегических направлений деятельности органов местного самоуправления города Иркутска и сфера приложения сил малого и среднего предпринимательства — это развитие туризма.
Сегодня Иркутск как центр Байкальского региона входит в число наиболее посещаемых мест России, поэтому развитие туризма в Иркутске может стать основой для дальнейшего расширения возможностей и укрепления городской экономики.
В 2008 году администрация города реализовала План мероприятий, способствующих развитию туризма, как базовый компонент для выстраивания политики развития Иркутска как туристского центра Байкальского региона. Однако План мероприятий определил лишь основной круг вопросов, требующих решения в первоочередном порядке. Преемственным шагом в реализации политики развития туризма на территории города стала муниципальная целевая программа «Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009-2012 годы».
Программа предусматривает внедрение новых технологий туристского обслуживания, поддержку малых и средних предприятий сферы туризма, создание современной системы подготовки и повышения квалификации кадров, информационное обеспечение развития туристской деятельности.
Основными механизмами реализации программы предусмотрены муниципально-частное партнерство и организация взаимодействия органов местного самоуправления с представителями туристской индустрии.
С целью выработки и проведения единой политики развития туризма на территории города создан коллегиальный совещательный орган — Координационный совет по туризму при мэре города Иркутска. В работе Совета принимают участие представители различных туристских организаций города, представители федеральных структур, что позволяет рассматривать на заседаниях Совета наиболее актуальные и насущные проблемы и вопросы. С целью консолидации ресурсов и усилий в решении задач в сфере развития туризма в Иркутске, администрация города заключила соглашения о сотрудничестве с Байкальской ассоциацией делового туризма, Сибирской Байкальской ассоциацией туризма, Байкальским филиалом Российской гостиничной ассоциации.
Реализация соглашений о сотрудничестве и работа Координационного совета по туризму при мэре города Иркутска  являются наиболее востребованными формами для развития системы муниципально-частного парт­нерства.
В начале года запущен проект по созданию в городе уличной навигации. В аэропорту и на железнодорожном вокзале установлены сенсорные терминалы с информацией о туристских ресурсах города; в местах, часто посещаемых туристами, установлены информационные стенды с план-схемой центральной части Иркутска и пюпитры, содержащие основные сведения об уникальных объектах истории и архитектуры города. В ближайшее время на пешеходных туристских маршрутах появятся указатели для самостоятельного ориентирования в городе. Также в этом году начал свою работу городской офис по туризму — Информационно-туристская служба.
В последние годы в Иркутске отмечается усиление деловой активности и рост количества деловых мероприятий, таких как Байкальский экономический форум, встречи на региональном уровне, расширение практики выставочной деятельности, что требует соответствующей материальной базы и организационной культуры.
В целом на сегодняшний день в городе реализуются семь инвестиционных проектов в сфере туризма. Среди них на финальном этапе — строительство делового центра Sayen, в состав которого входит семиэтажная гостиница на 270 номеров, конференц-зал на 350 мест и четырехэтажный офисный центр. Общая площадь архитектурного комплекса в японском стиле составляет 2,5 тысячи кв.м. Строительство отеля сети Marriott на 266 мест начато в этом году. На базе гостиничного комплекса «Ангара» планируется строительство пятизвездочного 12-этажного отеля, где будет располагаться Центр итальянской культуры.
В ближайшей перспективе органы местного самоуправления намерены довести инфраструктуру и благоустройство города до европейских стандартов, сохранив его историческое наследие и самобытность, и подготовить Иркутск к 350-летнему юбилею, который город отпразднует в 2011 году.

Справка «Бюджета»

Галина Дмитриевна ЗЮБР, первый заместитель мэра — председатель комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска.
Родилась 10 октября 1955 г. в городе Черемхово Иркутской области.
В 1977 г. окончила Иркутский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит».
Начала свой трудовой стаж в финансовом управлении Иркутского облисполкома, где за 16 лет работы прошла путь от рядового сотрудника до заместителя начальника управления.
Внесла большой личный вклад в создание Управления Федерального казначейства по Иркутской области и 37 отделений Казначейства по Иркутской области.
1994–1997 гг. — заместитель начальника Управления Федерального казначейства по Иркутской области.
С декабря 1997 г. — заместитель мэра, председатель комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска.
С 1998 г. и по настоящее время — первый заместитель главы администрации, председатель комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска.
Награждена памятным знаком «За заслуги в развитии города Иркутска» и дипломом к нему (2001 г.). Имеет почетные звания «Ветеран труда» (1999 г.), «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001 г.), «Почетный гражданин города Иркутска» (2003 г.), профессор Байкальского государственного университета экономики и права.

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.