XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Управление финансами моногорода в современных условиях

Шайхразиев
Основной целью деятельности любого муниципального образования, в том числе города Набережные Челны, является повышение качества жизни населения. Ключевой приоритет — сам человек с его реальными заботами и нуждами. Поэтому бюджетная политика муниципалитета должна выражаться в обеспечении стабильного финансирования обязательств перед населением и повышении качества оказания муниципальных услуг.  
Василь Гаязович ШАЙХРАЗИЕВ, руководитель Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан

Последствия кризиса

Спецификой Набережных Челнов, крупнейшего города Закамского региона Республики Татарстан, население которого превышает полмиллиона человек (город — второй по численности в Республике), является моноотраслевой характер экономики. Градообразующее предприятие — ОАО «КАМАЗ», один из ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и дизельных двигателей. В единый комплекс компании входят 13 крупных специализированных подразделений по производству автомобильной техники и автокомпонентов. Всего в группе ОАО «КАМАЗ» — 96 предприятий.
Доля КАМАЗа и предприятий производства автокомпонентов в общем объеме промышленной продукции города составляет более 70 %.  Многие предприятия города, в том числе малые, непосредственно связаны с заводами акционерного общества «КАМАЗ», являясь поставщиками комплектующих изделий, запасных частей для автомобилей.
Негативные тенденции, сформировавшиеся в конце 2008 года под влиянием мирового финансового кризиса, сказались на социально-экономическом развитии города Набережные Челны. Основными причинами экономического спада явились значительное сокращение промышленного производства, снижение инвестиционной активности, спад в строительстве и замедление роста потребительского спроса.
Объем промышленного производства в 2009 году снизился на 37,4 % к уровню 2008 года, в том числе выпуск грузовых автомобилей — в 2,2 раза. Уровень заработной платы сократился на 9 %. Численность безработных увеличилась в четыре раза, при этом численность работников, осуществляющих трудовую деятельность в режиме неполного рабочего времени, составила на конец года 22,8 тыс. человек, а находящихся в простое — 4,6 тыс. человек. Это серьезно отразилось на поступлениях доходов в бюджет города.
Основными налогами, формирующими бюджет Набережных Челнов как городского округа, являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и налоги, поступающие от субъектов малого предпринимательства, которые в условиях финансового кризиса оказались наиболее уязвимыми. Поступления по данным налогам составляют 78,6 % собственных доходов бюджета. Если поступление НДФЛ в 2007 году составило 3,7 млрд руб., в 2008 году — 4,9 млрд руб., то в 2009 году — 3,8 млрд руб., что ниже уровня 2008 года на 22,4 %. В результате изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан (отмена квартальной отчетности и снижение ставок), поступление налогов по специальным налоговым режимам уменьшилось на 45 млн руб. В целом в 2009 году собственных доходов в бюджет города поступило на 11,8 % меньше уровня предыдущего года и на 21,4 % меньше плана.
В создавшихся условиях финансировались только статьи бюджета, имеющие первостепенное значение для жизнеобеспечения города. Были сокращены муниципальные целевые программы, бюджетные инвестиции, расходы на капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования.
Характерной чертой бюджета Набережных Челнов является его социальная ориентированность. Основная доля расходов приходится на образование — 46 %, а также на жилищно-коммунальное хозяйство — 37 %, здравоохранение — 7 %, прочие отрасли — 10 %.

Антикризисные меры

Напряженное исполнение бюджета потребовало принятия оперативных мер, которые были направлены прежде всего на укрепление доходной базы бюджета и привлечение дополнительных финансовых ресурсов в город, а также на оптимизацию расходов. В усиленном режиме организована работа по мониторингу фактического поступления доходов, в том числе отдельно по бюджетообразующим налогоплательщикам. Действуют специальные межведомственные комиссии по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и неналоговых платежей в бюджет и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В работе комиссий активное участие принимают руководители финансовых, налоговых, правоохранительных органов, службы судебных приставов, Пенсионного фонда РФ, прокуратуры.
В целях снижения напряженности на рынке труда Правительство РФ и Правительство Республики Татарстан, а также администрация города приняли антикризисные меры по сохранению кадрового потенциала предприятий, предупреждению роста безработицы, повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. Работа велась в основном по четырем направлениям: организация общественных работ, опережающее обу­чение, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность.
Руководство города, предприятия и организации проделали большую работу по организации общественных работ. Система общественных работ оказала существенную помощь гражданам, которые могли бы потерять работу в период кризиса. За 2009 год сумма средств, поступившая из федерального бюджета на финансирование общественных работ, составила 729 млн руб., кроме того, в бюджет города в виде НДФЛ перечислено свыше 20 млн руб. С начала 2009 года на общественные работы трудоустроено 81 тыс. человек, из них 31 тыс. человек — работники ОАО «КАМАЗ». С сентября 2009 года к общественным работам привлечено 19 836 студентов и школьников. За 2009 год смогли открыть собственное дело 566 человек по следующим видам деятельности: производство мебели, рекламные услуги, оказание услуг населению по газификации, продажа продуктов в сельской местности, компьютерные услуги, фермерское хозяйство и др.
Несмотря на кризис, Набережные Челны активно работают по привлечению инвестиций. В экономику города в 2009 году инвестировано 10,6 млрд руб. Из федерального и республиканского бюджетов было получено 500 млн руб. на строительство объектов инженерной инфраструктуры и дорожное строительство. На реализацию программы по капитальному ремонту многоквартирных домов выделено 1,7 млрд руб. В текущем году эта сумма составит 1,6 млрд руб. За счет всех источников финансирования в прошедшем году введено 200,6 тыс. кв. м жилья.
При поддержке Правительства РФ и Правительства Республики Татарстан руководство КАМАЗа смогло привлечь в 2009 году более 30 млрд руб. в виде крупных корпоративных и государственных заказов для Министерства обороны, МВД и МЧС России, в рамках подготовки Олимпиады в Сочи. Все перечисленные меры обеспечивали жителей города рабочими местами, а бюджет города — дополнительными источниками доходов.

Диверсификация экономики города

график 1
Актуальное направление нашей работы — оптимизация бюджетных расходов. В 2009 году Исполнительный комитет города в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств принял «Программу оптимизации бюджетных средств города Набережные Челны на 2009 год». В соответствии с ней каждому бюджетополучателю доводится план по оптимизации расходов, по повышению доходов от внебюджетной деятельности. Экономический эффект составил свыше 300 млн руб., в том числе за счет энергосберегающих мероприятий, реструктуризации сети муниципальных учреждений, сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления, экономии от проведения муниципальных торгов, перевода автономных учреждений на упрощенную систему налогообложения и пр.
график 2
В конце 2009 года Правительство РФ для оказания федеральной поддержки проблемным территориям утвердило перечень из 27 моногородов, в состав которого вошли Набережные Челны. В целях создания условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала и производительных сил, привлечения дополнительных финансовых ресурсов Исполнительный комитет города разработал Комплексный инвестиционный план модернизации экономики Набережных Челнов.
К 2015 году город должен сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с традиционными, связанными с машиностроением отраслями, которые должны перейти на выпуск конкурентоспособной продукции, активно будут развиваться высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, малый и средний бизнес. В Комплексный инвестиционный план модернизации экономики Набережных Челнов включены следующие направления:
1) развитие государственно-частного партнерства посредством создания новых производств;
2) мероприятия по содействию занятости населения;
3) развитие малого и среднего бизнеса;
4) капитальный ремонт жилого фонда.
В случае если проекты получат подтверждения рабочей группы по модернизации моногородов при Правительстве РФ, дополнительно будет создано более 10 тыс. новых рабочих мест, в город будут привлечены инвестиции в объеме 30,4 млрд руб.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах в качестве одной из основных задач определено достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Поэтому бюджетная политика муниципалитета направлена на поиск новых источников пополнения бюджета и мобилизацию всех имеющихся резервов для обеспечения стабильного финансирования обязательств перед населением и повышения качества оказания муниципальных услуг.

Справка «Бюджета»

Василь Гаязович ШАЙХРАЗИЕВ, руководитель Исполнительного комитета муниципального образования
город Набережные Челны Республики Татарстан
Родился 3 февраля 1963 г. в деревне Саитово Мензелинского района ТАССР.
Окончил Высшую юридическую заочную школу.
С 1983 по 1993 г. — служба в МВД ТАССР.
С 1993 по 1995 г. — начальник правового управления
АКБ «Челныбанк».
С 1995 по 2003 г. — директор ТОО «Финансовая компания “Челны”».
С 2003 по 2004 г. — помощник главы администрации
города Набережные Челны.
С 2004 по декабрь 2005 г. — первый заместитель главы администрации города Набережные Челны.
С января 2006 г. — руководитель Исполнительного комитета
города Набережные Челны.
Женат, имеет двоих детей.
Награжден медалями: «70 лет Вооруженных сил СССР»,
«За безупречную службу», «60 лет Победы», «В память 1000-летия Казани», «За доблестный труд» и др., Почетными грамотами Министра внутренних дел СССР, Министра обороны РФ, имеет Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан, награжден Дипломом в номинации «Лучший руководитель органа муниципального образования муниципального района» республиканского конкурса «Лучший муниципальный служащий 2007 года».