Программный бюджет Сафоново
О бюджете
Объем доходной части бюджета за 2010 год составил 548,8 млн руб. Причем план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 125,5 %, темп роста к уровню 2009 года составил 126,4 %. Бюджет района формируется в большей степени за счет поступлений от малого и среднего бизнеса, поэтому и последствия мирового кризиса обошли его стороной.
Основные доходные источники бюджета района — НДФЛ и ЕНВД. Бюджет имеет социальную направленность. На протяжении последних 10 лет в районе не допускается задолженность по заработной плате и начислениям, оплате энергоресурсов и другим социально значимым статьям. Отсутствует и кредиторская задолженность.
Приоритетное направление в бюджетных расходах — дошкольное образование. Наш город — один из немногих на Смоленщине, где нет дефицита мест в детских садах. В период перестройки и спада рождаемости администрация района смогла сохранить помещения дошкольных учреждений, в которые после реконструкции и ремонта приходят дети. Наши детские сады оснащены современным оборудованием, саунами, бассейнами, фитобарами, игровыми комплексами.
Межведомственная комиссия
Плановый дефицит бюджета в настоящее время утвержден в размере 41 млн руб., что составляет 20 % от объема его доходов. Для частичного финансирования дефицита привлекаются бюджетные кредиты на уровне 16 % от всех источников финансирования. Также дефицит бюджета финансируется за счет остатков средств на счетах бюджета на начало года, которые образовались в результате активизации деятельности Межведомственной комиссии по налоговой политике при администрации муниципального образования в конце прошлого года.
Комиссия, образованная в 2008 году, является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия администрации района, сельских поселений, областных и федеральных органов исполнительной власти по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет региона. На заседаниях комиссии заслушиваются хозяйствующие субъекты по вопросам легализации заработной платы, снижения убыточности, задолженности по НДФЛ и т. д. Большая работа была проведена с физическими лицами — неплательщиками транспортного налога.
В результате всех этих мер в 2010 году в консолидированный бюджет дополнительно поступило 10 млн руб. НДФЛ, 4,5 млн руб. транспортного налога, 0,5 млн руб. земельного налога. В ряде случаев работодатели повысили среднемесячную заработную плату работникам до прожиточного минимума. Результатом работы комиссии стало снижение недоимки за прошедшие полтора года по региональным налогам в консолидированный бюджет региона на 40 %, по местным — на 20 %.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные трансферты из вышестоящих уровней бюджета в бюджет МО «Сафоновский район» составляют около 24 % собственных доходов. В структуре межбюджетных трансфертов в последние годы наблюдается снижение доли финансовой помощи на решение вопросов местного значения (дотации и субсидии). Объем субвенций находится на уровне 60 % от межбюджетных трансфертов.
Несмотря на относительно высокий налоговый потенциал поселений района, доходы, закрепленные за их бюджетами Бюджетным кодексом, не позволяют в полном объеме решать вопросы местного значения. Поэтому в бюджете муниципального образования образован фонд финансовой поддержки поселений, из которого предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и который формируется за счет:
- субвенций бюджету муниципального района на осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области по расчету и предоставлению дотации бюджетам поселений, входящих в состав МО;
- субсидий для софинансирования расходов бюджета МО «Сафоновский район» по выравниваю уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального образования, за счет средств бюджета муниципального района;
- собственных доходов бюджета МО «Сафоновский район» в объеме не менее 1 %.
Кроме того, принято решение представительного органа власти района об оказании финансовой помощи бюджетам поселений из бюджета МО «Сафоновский район» в случае возникновения дополнительных потребностей в доходных источниках при выполнении ими полномочий по вопросам местного значения, о предоставлении иных межбюджетных трансфертов в форме дотации на сбалансированность.
Программно-целевое финансирование
В рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Сафоновского района Смоленской области на 2010 — 2014 годы» в 2010 году были проведены, в частности, такие мероприятия, как финансирование лизинговых платежей за кормозаготовительные комплексы «Сенаж в упаковке», частичная компенсация затрат на ГСМ при проведении весенне-полевых работ, затрат, связанных с заготовкой кормов.
Усовершенствовать районную систему физической культуры и спорта призвана муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Сафоновском районе на
Молодежная политика района реализуется в рамках долгосрочной районной целевой программы «Молодежь Сафоновского района»
Внедрение ведомственных целевых программ по всем направлениям образования позволило только в сфере дошкольного образования охватить более 76 % детей дошкольного возраста различными формами образования. Количество мест в муниципальных дошкольных учреждениях увеличилось на 161 единицу, показатель обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях увеличился до 740 мест на 1000 детей.
О проблемах
В соответствии с Законом №
Одной из важных проблем, на наш взгляд, является реализация дополнительных полномочий органов местного самоуправления, установленных Законом №