XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Программный бюджет Сафоново

гузенко
Бюджет муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области на 2010 год был сформирован программно-целевым методом. В целях эффективного использования бюджетных средств все расходы бюджета, за исклю­чением расходов на содержание органов местного самоуправления и межбюд­жетных трансфертов, были переведены в программы, имеющие конкретные индикаторы. Наталья Ивановна ГУЗЕНКО, начальник финансового управления Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области

О бюджете

Объем доходной части бюджета за 2010 год составил 548,8 млн руб. Причем план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 125,5 %, темп роста к уровню 2009 года составил 126,4 %. Бюджет района формируется в большей степени за счет поступлений от малого и среднего бизнеса, поэтому и последствия мирового кризиса обошли его стороной.

Основные доходные источники бюджета района — НДФЛ и ЕНВД. Бюджет имеет социальную направленность. На протяжении последних 10 лет в районе не допускается задолженность по заработной плате и начислениям, оплате энергоресурсов и другим социально значимым статьям. Отсутствует и кредиторская задолженность.

Приоритетное направление в бюджетных расходах — дошкольное образование. Наш город — один из немногих на Смоленщине, где нет дефицита мест в детских садах. В период перестройки и спада рождаемости администрация района смогла сохранить помещения дошкольных учреждений, в которые после реконструкции и ремонта приходят дети. Наши детские сады оснащены современным оборудованием, саунами, бассейнами, фитобарами, игровыми комплексами.

Межведомственная комиссия

Плановый дефицит бюджета в настоящее время утвержден в размере 41 млн руб., что составляет 20 % от объема его доходов. Для частичного финансирования дефицита привлекаются бюджетные кредиты на уровне 16 % от всех источников финансирования. Также дефицит бюджета финансируется за счет остатков средств на счетах бюджета на начало года, которые образовались в результате активизации деятельности Межведомственной комиссии по налоговой политике при администрации муниципального образования в конце прошлого года.

Комиссия, образованная в 2008 году, является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия администрации района, сельских поселений, областных и федеральных органов исполнительной власти по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет региона. На заседаниях комиссии заслушиваются хозяйствующие субъекты по вопросам легализации заработной платы, снижения убыточности, задолженности по НДФЛ и т. д. Большая работа была проведена с физическими лицами — неплательщиками транспортного налога.

В результате всех этих мер в 2010 году в консолидированный бюджет дополнительно поступило 10 млн руб. НДФЛ, 4,5 млн руб. транспортного налога, 0,5 млн руб. земельного налога. В ряде случаев работодатели повысили среднемесячную заработную плату работникам до прожиточного минимума. Результатом работы комиссии стало снижение недоимки за прошедшие полтора года по региональным налогам в консолидированный бюджет региона на 40 %, по местным — на 20 %.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные трансферты из вышестоящих уровней бюджета в бюджет МО «Сафоновский район» составляют около 24 % собственных доходов. В структуре межбюджетных трансфертов в последние годы наблюдается снижение доли финансовой помощи на решение вопросов местного значения (дотации и субсидии). Объем субвенций находится на уровне 60 % от межбюджетных трансфертов.

Несмотря на относительно высокий налоговый потенциал поселений района, доходы, закрепленные за их бюджетами Бюджетным кодексом, не позволяют в полном объеме решать вопросы местного значения. Поэтому в бюджете муниципального образования образован фонд финансовой поддержки поселений, из которого предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и который формируется за счет:

  • субвенций бюджету муниципального района на осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области по расчету и предоставлению дотации бюджетам поселений, входящих в состав МО;
  • субсидий для софинансирования расходов бюджета МО «Сафоновский район» по выравниваю уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального образования, за счет средств бюджета муниципального района;
  • собственных доходов бюджета МО «Сафоновский район» в объеме не менее 1 %.

Кроме того, принято решение представительного органа власти района об оказании финансовой помощи бюджетам поселений из бюджета МО «Сафоновский район» в случае возникновения дополнительных потребностей в доходных источниках при выполнении ими полномочий по вопросам местного значения, о предоставлении иных межбюджетных трансфертов в форме дотации на сбалансированность.

Программно-целевое финансирование

В рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Сафоновского района Смоленской области на 2010 — 2014 годы» в 2010 году были проведены, в частности, такие мероприятия, как финансирование лизинговых платежей за кормозаготовительные комплексы «Сенаж в упаковке», частичная компенсация затрат на ГСМ при проведении весенне-полевых работ, затрат, связанных с заготовкой кормов.

Усовершенствовать районную систему физической культуры и спорта призвана муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Сафоновском районе на 2010–2012 годы». Ее реализация в 2010 году позволила привлечь более 18 % населения района к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Молодежная политика района реализуется в рамках долгосрочной районной целевой программы «Молодежь Сафоновского района» (2009–2011 годы) по таким направлениям, как поддержка социально значимых инновационных проектов молодежи, внедрение инновационных программ по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, организация молодежного самоуправления и др.

Внедрение ведомственных целевых программ по всем направлениям образования позволило только в сфере дошкольного образования охватить более 76 % детей дошкольного возраста различными формами образования. Количество мест в муниципальных дошкольных учреждениях увеличилось на 161 единицу, показатель обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях увеличился до 740 мест на 1000 детей.

О проблемах

В соответствии с Законом № 131-ФЗ с 2011 года наше муниципальное образование передало полномочия по организации оказания медицинской помощи населению района органам государственной власти Смоленской области. В связи с этим в текущем году не предусмотрена дополнительная передача налоговых доходов в бюджет МО «Сафоновский район» по единым нормативам, а именно налога на имущество организаций и транспортного налога. Эти региональные налоги в доходах бюджета района составляли более 15 %, и их отсутствие лишает район стимула к пополнению казны.

Одной из важных проблем, на наш взгляд, является реализация дополнительных полномочий органов местного самоуправления, установленных Законом № 131-ФЗ. Эти полномочия не обеспечиваются необходимым финансированием ни муниципалитетами, ни органами государственной власти. В результате возникают нефинансируемые мандаты, к которым относятся, в частности, регистрация граждан по месту жительства, проведение конкурса по выбору управляющей компании, прием местной администрацией денежных средств от граждан в счет уплаты налогов при отсутствии банков, управление государственными землями до разграничения государственной собственности на землю.