XV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XV Всероссийская Конференция

Программный бюджет Сафоново

гузенко
Бюджет муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области на 2010 год был сформирован программно-целевым методом. В целях эффективного использования бюджетных средств все расходы бюджета, за исклю­чением расходов на содержание органов местного самоуправления и межбюд­жетных трансфертов, были переведены в программы, имеющие конкретные индикаторы. Наталья Ивановна ГУЗЕНКО, начальник финансового управления Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области

О бюджете

Объем доходной части бюджета за 2010 год составил 548,8 млн руб. Причем план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 125,5 %, темп роста к уровню 2009 года составил 126,4 %. Бюджет района формируется в большей степени за счет поступлений от малого и среднего бизнеса, поэтому и последствия мирового кризиса обошли его стороной.

Основные доходные источники бюджета района — НДФЛ и ЕНВД. Бюджет имеет социальную направленность. На протяжении последних 10 лет в районе не допускается задолженность по заработной плате и начислениям, оплате энергоресурсов и другим социально значимым статьям. Отсутствует и кредиторская задолженность.

Приоритетное направление в бюджетных расходах — дошкольное образование. Наш город — один из немногих на Смоленщине, где нет дефицита мест в детских садах. В период перестройки и спада рождаемости администрация района смогла сохранить помещения дошкольных учреждений, в которые после реконструкции и ремонта приходят дети. Наши детские сады оснащены современным оборудованием, саунами, бассейнами, фитобарами, игровыми комплексами.

Межведомственная комиссия

Плановый дефицит бюджета в настоящее время утвержден в размере 41 млн руб., что составляет 20 % от объема его доходов. Для частичного финансирования дефицита привлекаются бюджетные кредиты на уровне 16 % от всех источников финансирования. Также дефицит бюджета финансируется за счет остатков средств на счетах бюджета на начало года, которые образовались в результате активизации деятельности Межведомственной комиссии по налоговой политике при администрации муниципального образования в конце прошлого года.

Комиссия, образованная в 2008 году, является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия администрации района, сельских поселений, областных и федеральных органов исполнительной власти по увеличению поступлений доходов в консолидированный бюджет региона. На заседаниях комиссии заслушиваются хозяйствующие субъекты по вопросам легализации заработной платы, снижения убыточности, задолженности по НДФЛ и т. д. Большая работа была проведена с физическими лицами — неплательщиками транспортного налога.

В результате всех этих мер в 2010 году в консолидированный бюджет дополнительно поступило 10 млн руб. НДФЛ, 4,5 млн руб. транспортного налога, 0,5 млн руб. земельного налога. В ряде случаев работодатели повысили среднемесячную заработную плату работникам до прожиточного минимума. Результатом работы комиссии стало снижение недоимки за прошедшие полтора года по региональным налогам в консолидированный бюджет региона на 40 %, по местным — на 20 %.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные трансферты из вышестоящих уровней бюджета в бюджет МО «Сафоновский район» составляют около 24 % собственных доходов. В структуре межбюджетных трансфертов в последние годы наблюдается снижение доли финансовой помощи на решение вопросов местного значения (дотации и субсидии). Объем субвенций находится на уровне 60 % от межбюджетных трансфертов.

Несмотря на относительно высокий налоговый потенциал поселений района, доходы, закрепленные за их бюджетами Бюджетным кодексом, не позволяют в полном объеме решать вопросы местного значения. Поэтому в бюджете муниципального образования образован фонд финансовой поддержки поселений, из которого предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и который формируется за счет:

  • субвенций бюджету муниципального района на осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области по расчету и предоставлению дотации бюджетам поселений, входящих в состав МО;
  • субсидий для софинансирования расходов бюджета МО «Сафоновский район» по выравниваю уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального образования, за счет средств бюджета муниципального района;
  • собственных доходов бюджета МО «Сафоновский район» в объеме не менее 1 %.

Кроме того, принято решение представительного органа власти района об оказании финансовой помощи бюджетам поселений из бюджета МО «Сафоновский район» в случае возникновения дополнительных потребностей в доходных источниках при выполнении ими полномочий по вопросам местного значения, о предоставлении иных межбюджетных трансфертов в форме дотации на сбалансированность.

Программно-целевое финансирование

В рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Сафоновского района Смоленской области на 2010 — 2014 годы» в 2010 году были проведены, в частности, такие мероприятия, как финансирование лизинговых платежей за кормозаготовительные комплексы «Сенаж в упаковке», частичная компенсация затрат на ГСМ при проведении весенне-полевых работ, затрат, связанных с заготовкой кормов.

Усовершенствовать районную систему физической культуры и спорта призвана муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Сафоновском районе на 2010–2012 годы». Ее реализация в 2010 году позволила привлечь более 18 % населения района к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Молодежная политика района реализуется в рамках долгосрочной районной целевой программы «Молодежь Сафоновского района» (2009–2011 годы) по таким направлениям, как поддержка социально значимых инновационных проектов молодежи, внедрение инновационных программ по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, организация молодежного самоуправления и др.

Внедрение ведомственных целевых программ по всем направлениям образования позволило только в сфере дошкольного образования охватить более 76 % детей дошкольного возраста различными формами образования. Количество мест в муниципальных дошкольных учреждениях увеличилось на 161 единицу, показатель обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях увеличился до 740 мест на 1000 детей.

О проблемах

В соответствии с Законом № 131-ФЗ с 2011 года наше муниципальное образование передало полномочия по организации оказания медицинской помощи населению района органам государственной власти Смоленской области. В связи с этим в текущем году не предусмотрена дополнительная передача налоговых доходов в бюджет МО «Сафоновский район» по единым нормативам, а именно налога на имущество организаций и транспортного налога. Эти региональные налоги в доходах бюджета района составляли более 15 %, и их отсутствие лишает район стимула к пополнению казны.

Одной из важных проблем, на наш взгляд, является реализация дополнительных полномочий органов местного самоуправления, установленных Законом № 131-ФЗ. Эти полномочия не обеспечиваются необходимым финансированием ни муниципалитетами, ни органами государственной власти. В результате возникают нефинансируемые мандаты, к которым относятся, в частности, регистрация граждан по месту жительства, проведение конкурса по выбору управляющей компании, прием местной администрацией денежных средств от граждан в счет уплаты налогов при отсутствии банков, управление государственными землями до разграничения государственной собственности на землю.