XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

«Нам есть что предложить инвесторам»

тефтелев
На вопросы журнала «Бюджет» отвечает глава Магнитогорска Евгений Николаевич ТЕФТЕЛЕВ. Он рассказал о достижениях городских властей и о том, как решаются актуальные для Магнитки проблемы водоснабжения и защиты окружающей среды.

— Евгений Николаевич, как себя ощущает промышленность города и, в частности, металлургическое производство, являющееся основой его экономики?

— При достаточно сложной текущей ситуации 2010 год дал реальную позитивную картину. Несмотря на влияние кризиса, устойчивость в производственном секторе экономики Магнитогорска в 2010 году обеспечивало именно металлургическое производство, которое дает более 70 процентов объема промышленной продукции города. Конечно, в первую очередь речь идет о Магнитогорском металлургическом комбинате.

По итогам года индекс физического объема промышленного производства к 2009 году составил 116,7 %, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных собственными силами услуг составил 250,6 миллиарда рублей, что на 43 процента больше, чем в 2009 году. При этом основная доля в отгрузке продукции приходится на ОАО «ММК» — 78,1 процента. Позитивная динамика наблюдается и в текущем году. Так, индекс физического объема промышленного производства за январь — март 2011 года к соответствующему периоду 2010 года составил 113,5 процента.

— А какова ситуация в социальной сфере: уровень безработицы, доходы населения?

— Средняя заработная плата в городе по итогам прошлого года выросла на 16 процентов и составила 21 100 рублей. Уровень безработицы в городе на конец прошлого года составил 0,7 процента, что почти в три раза меньше средних показателей и по региону, и по России. Еще один яркий признак позитивной ситуации в обществе — уровень рождаемости, который по итогам года вырос на 7 процентов. Естественная убыль населения приблизилась к нулю, что дает надежду в нынешнем году впервые за много лет получить естественный прирост населения в городе.

Кстати, в прошлом году городским властям удалось вернуть в систему дошкольного образования два учреждения, которые во времена демографического кризиса были перепрофилированы. В детских садах было создано 680 новых мест. Сейчас мы работаем и над возвратом в систему образования бывших детских садов, и над строительством новых. Хотим в этом году увеличить количество посещающих дошкольные учреждения ребятишек на 350 человек. Кстати, теперь каждый житель Магнитогорска может поставить ребенка в очередь на получение места в детском саду, используя телефон или Интернет.

— Каков инвестиционный климат в Магнитогорске? Что предпринимается для повышения инвестиционной привлекательности города?

— Наша цель — повышение инвестиционной привлекательности города за счет использования его конкурентных преимуществ. К таковым относится выгодное географическое положение, нашедшее отражение в новом бренде «Магнитогорск — место встречи Европы и Азии», относительно молодое население, высококачественнные вузы, развитые элементы инженерной инфраструктуры.

Ну и, пожалуй, самое главное — деловой климат. Город предоставляет благоприятные условия для ведения бизнеса, развитую сеть страховых и кредитно-финансовых учреждений. Администрация города гарантирует всестороннюю поддержку инвесторам, включая предоставление субсидий и грантов на возмещение части затрат по кредиту и лизингу, создание и подведение объектов инфраструктуры под производственные мощности, сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна», установление льгот по налогам, зачисляемым в местный бюджет, предоставление льготных условий аренды и так далее. Еще недавно 100 процентов инвестиций приходилось на металлургическую индустрию. Последние же годы происходит заметное расширение перечня направлений бизнеса, в развитие которых вкладываются средства.

По итогам прошлого года по версии журнала «Форбс» Магнитогорск вошел в Топ-30 российских городов по удобству ведения бизнеса и по инвестиционной привлекательности. Как видите, нам есть что предложить инвесторам.

— Около двух лет назад в Магнитогорске случился так называемый водный кризис. Решена ли проблема?

— Только за последние пять лет в городе было построено более 1,1 миллиона квадратных метров жилья. Это огромный объем, почти 10 процентов от всего жилфонда города! Кроме того, шло массовое строительство офисов, торговых центров и прочих потенциальных потребителей воды. При этом за последние 10 лет в модернизацию и развитие системы водоснабжения города фактически не вкладывалось ничего. Серия засушливых лет дала ожидаемый итог: серьезный кризис с водой.

Решать эту ситуацию в широком смысле стали с прошлого года. Уже построены новые скважины, а ряд действующих перестроены под новую технологию работы. Параллельно решается проблема качества воды: ведется проектирование станции обезжелезивания. В конце прошлого года завершена разведка Усть-Янгельского водозабора. Это абсолютно новый источник, и с его вводом проблема дефицита воды в городе будет закрыта полностью. Но это — вопрос ближайших нескольких лет.

— Любой активно развивающийся город сталкивается с проблемой дорог. Как она решается в Магнитогорске?

— В прошлом году впервые за долгое время были проведены все необходимые работы на городских выездах, на объездной дороге в центр города, в зону жилой застройки. Совместно с областными властями мы в несколько раз увеличили финансирование дорожного строительства и капитальных ремонтов.

В 2011 году будет продолжена «расшивка» проблемных перекрестков, на некоторых из них будет сделано спрямление кругового движения. На ключевых развязках даже в разных концах города решено отказаться от одновременного выполнения работ, чтобы не парализовать движение. Так что перечень работ, необходимых для кардинального решения транспортного вопроса, формируется на три года.

Администрация города взялась также за перестройку маршрутной сети и легализацию маршрутного бизнеса. Новые правила маршрутных перевозок в Магнитогорске предельно детализированы. Одной из основных задач стала корректировка «раздутой» городской маршрутной сети.

— Еще один актуальный для города вопрос — экология. Что здесь предпринимают городские власти?

— В Магнитогорске работают предприятия черной металлургии, предприятия по производству строительных материалов, тепловые электростанции. Все это, а также большое количество автотранспорта, влияет на состояние окружающей среды. С 2006 года в рамках городской целевой Программы природоохранных мероприятий велась работа по сокращению выбросов, сбросов вредных веществ, выстраивалась система обращения с отходами производства и потребления, много делалось и для озеленения города. Реализация вышеназванной программы позволила снизить содержание вредных веществ в атмосферном воздухе города.

Чтобы продолжить начатое, в октябре 2010 года мы утвердили долгосрочную городскую целевую программу «Охрана окружающей среды города Магнитогорска на 2011 — 2015 годы». В нее включены общегородские мероприятия и мероприятия промышленных предприятий. Таким образом мы намерены объединить усилия органов государственной власти, местного самоуправления и промышленных предприятий.