XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Новое качество управления финансами

расчетова
Стратегическая цель бюджетной политики Магнитогорского городского округа —обеспечение сбалансированности бюджета и надежности бюджетной системы муниципалитета. Администрация работает над укреплением собственной доходной базы города, привлечением дополнительных источников финансирования, эффективным использованием ресурсов, проведением экономии бюджетных средств и повышением качества управления бюджетным процессом. Светлана Васильевна РАСЧЕТОВА, начальник управления финансов администрации города Магнитогорска

В последние годы в Магнитогорске предпринят ряд мер по совершенствованию управления муниципальными финансами. Проведены мероприятия, направленные на реформирование бюджетного процесса, создание условий для развития доходной базы, обеспечение перехода к бюджетному планированию, ориентированному на результат.

В Магнитогорске действуют пять многофункциональных центров, оказывающих более 160 государственных и муниципальных услуг в сфере социальной политики, имущественных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и т. д. 84 услуги, оказываемые в электронной форме, размещены на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Также в городе реализован проект по совершенствованию системы муниципального заказа. В частности, приобретена программа, систематизирующая информацию от сбора заявок на закупку продукции до учета договоров, разработаны нормативно-правовые акты, призванные снизить затраты на проведение конкурсных процедур и обеспечение полного соблюдения действующего законодательства.

С 2009 года в рамках реализации «Программы реформирования муниципальных финансов» внедряется Бюджетная Информационная Система Бюджетирования, Ориентированного на Результат (БИС — СБОР), в рамках которой создана единая система целеполагания и мониторинга. Система консолидирует информацию для анализа и оценки эффективности расходов средств бюджета города на реализацию стратегических и тактических целей, целевых программ, муниципальных заданий, а также степень достижения намеченных целей и показателей результативности подведомственных учреждений. На сегодня она внедрена в области образования, культуры, спорта и туризма, капитального строительства и благоустройства. В наших планах охватить БИС — СБОРом всех распорядителей средств бюджета города.

На основе БИС — СБОР, используя программно-целевые методы бюджетного планирования, мы создаем модель управления социально-экономическим развитием города. При этом мы стремимся, чтобы результативность системы расходов бюджета города выражалась в соответствии этих результатов стратегическим, тактическим и ведомственным целям развития города с учетом достижения заданных результатов при меньших финансовых затратах. Это позволит обеспечить реализацию Концепции стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска до 2020 года.

Наш бюджет сформирован на основе программно-целевого метода планирования, в частности, по итогам 2010 года в программную форму облечены 98 % расходов бюджета города. На протяжении нескольких лет в городе реализуется ведомственная целевая программа «Совершенствование бюджетной и налоговой политики города Магнитогорска», целью которой является повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами на основе минимизации рисков бюджета города. Переход к программно-целевому методу планирования с применением мер стимулирования по результатам достижения целевых индикаторов результативности приводит к увеличению прозрачности работы распорядителей средств бюджета города и подведомственных им учреждений.

Также частью этой системы являются доклады о результатах и основных направлениях деятельности распорядителей средств бюджета города, планирование бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период с учетом результатов их использования, а также муниципальные задания.

В соответствии с реализацией Закона № 83-ФЗ 1 января 2012 года завершается переходный период. Следовательно, исходным положением формирования проекта бюджета города на очередной 2012 год и плановый период 2013–2014 годов является формирование муниципальных заданий на основании нормативов их финансового обеспечения. Нормативы финансовых затрат на выполнение муниципальных заданий устанавливаются нами самостоятельно, зависят от местной специфики и могут меняться с учетом имеющихся финансовых возможностей, что предопределяет гибкость финансовой политики. В настоящее время в тесном сотрудничестве с распорядителями средств бюджета города подготовлены все необходимые нормативно-правовые акты. Также подготовлены проекты постановлений, регулирующие порядок оценки стоимости муниципальных услуг и порядок расчета объема бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг, определяющие параметры нормативных затрат по отдельной муниципальной услуге в разрезе прямых и косвенных затрат.

Кроме того, при переходе к финансированию конечного результата первичным становится качество услуг, оказываемых населению. Для этой цели мы приступили к разработке проектов стандартов качества и методики проверки соответствия качества фактически оказываемых услуг стандартам по основным видам муниципальных услуг.

С целью недопущения неэффективных расходов бюджета города мы ежегодно определяем меры по реализации бюджета города. В 2011 году это:

  • мониторинг поступления налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • критерии оплаты муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • снижение объема потребления топливно-энергетических ресурсов (не менее чем на 3 %) и повышения энергоэффективности;
  • переход на новые системы оплаты труда;
  • контроль кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
  • нормативно-правовые акты, предусматривающие увеличение расходных обязательств или введение новых, должны содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств;
  • выделение бюджетных ассигнований только с начала финансового года при условии включения их в решение о бюджете либо после внесения изменений в решение при наличии источников дополнительных поступлений или при сокращении по отдельным статьям расходов бюджета.

В соответствии с решением Магнитогорского городского Собрания депутатов в 2011 году не планируется муниципальных гарантий, муниципальных внутренних заимствований, предел муниципального долга установлен в сумме 0 тыс. руб.

Реализуемая с 2010 года Программа мероприятий по повышению эффективности расходов бюджета города Магнитогорска направлена на:

  • повышение эффективности деятельности учреждений, внедрение системы оценки эффективности использования ими ресурсов бюджета города;
  • привязка структуры и динамики расходов бюджета города к целям городской, областной и государственной политики;
  • четкое планирование программных и внепрограммных расходов бюджета;
  • наращивание доходной базы города за счет мобилизации дополнительных финансовых ресурсов.

Введение новых методов финансового управления, оптимизация сети путем совершенствования правового положения бюджетных учреждений, совершенствование среднесрочного бюджетирования — наши приоритетные направления. Они увязывают расходы бюджета с получением значимых для города результатов, а значит, обеспечивают повышение эффективности бюджетных расходов.