XV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XV Всероссийская Конференция

Новое качество управления финансами

расчетова
Стратегическая цель бюджетной политики Магнитогорского городского округа —обеспечение сбалансированности бюджета и надежности бюджетной системы муниципалитета. Администрация работает над укреплением собственной доходной базы города, привлечением дополнительных источников финансирования, эффективным использованием ресурсов, проведением экономии бюджетных средств и повышением качества управления бюджетным процессом. Светлана Васильевна РАСЧЕТОВА, начальник управления финансов администрации города Магнитогорска

В последние годы в Магнитогорске предпринят ряд мер по совершенствованию управления муниципальными финансами. Проведены мероприятия, направленные на реформирование бюджетного процесса, создание условий для развития доходной базы, обеспечение перехода к бюджетному планированию, ориентированному на результат.

В Магнитогорске действуют пять многофункциональных центров, оказывающих более 160 государственных и муниципальных услуг в сфере социальной политики, имущественных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и т. д. 84 услуги, оказываемые в электронной форме, размещены на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Также в городе реализован проект по совершенствованию системы муниципального заказа. В частности, приобретена программа, систематизирующая информацию от сбора заявок на закупку продукции до учета договоров, разработаны нормативно-правовые акты, призванные снизить затраты на проведение конкурсных процедур и обеспечение полного соблюдения действующего законодательства.

С 2009 года в рамках реализации «Программы реформирования муниципальных финансов» внедряется Бюджетная Информационная Система Бюджетирования, Ориентированного на Результат (БИС — СБОР), в рамках которой создана единая система целеполагания и мониторинга. Система консолидирует информацию для анализа и оценки эффективности расходов средств бюджета города на реализацию стратегических и тактических целей, целевых программ, муниципальных заданий, а также степень достижения намеченных целей и показателей результативности подведомственных учреждений. На сегодня она внедрена в области образования, культуры, спорта и туризма, капитального строительства и благоустройства. В наших планах охватить БИС — СБОРом всех распорядителей средств бюджета города.

На основе БИС — СБОР, используя программно-целевые методы бюджетного планирования, мы создаем модель управления социально-экономическим развитием города. При этом мы стремимся, чтобы результативность системы расходов бюджета города выражалась в соответствии этих результатов стратегическим, тактическим и ведомственным целям развития города с учетом достижения заданных результатов при меньших финансовых затратах. Это позволит обеспечить реализацию Концепции стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска до 2020 года.

Наш бюджет сформирован на основе программно-целевого метода планирования, в частности, по итогам 2010 года в программную форму облечены 98 % расходов бюджета города. На протяжении нескольких лет в городе реализуется ведомственная целевая программа «Совершенствование бюджетной и налоговой политики города Магнитогорска», целью которой является повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами на основе минимизации рисков бюджета города. Переход к программно-целевому методу планирования с применением мер стимулирования по результатам достижения целевых индикаторов результативности приводит к увеличению прозрачности работы распорядителей средств бюджета города и подведомственных им учреждений.

Также частью этой системы являются доклады о результатах и основных направлениях деятельности распорядителей средств бюджета города, планирование бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период с учетом результатов их использования, а также муниципальные задания.

В соответствии с реализацией Закона № 83-ФЗ 1 января 2012 года завершается переходный период. Следовательно, исходным положением формирования проекта бюджета города на очередной 2012 год и плановый период 2013–2014 годов является формирование муниципальных заданий на основании нормативов их финансового обеспечения. Нормативы финансовых затрат на выполнение муниципальных заданий устанавливаются нами самостоятельно, зависят от местной специфики и могут меняться с учетом имеющихся финансовых возможностей, что предопределяет гибкость финансовой политики. В настоящее время в тесном сотрудничестве с распорядителями средств бюджета города подготовлены все необходимые нормативно-правовые акты. Также подготовлены проекты постановлений, регулирующие порядок оценки стоимости муниципальных услуг и порядок расчета объема бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг, определяющие параметры нормативных затрат по отдельной муниципальной услуге в разрезе прямых и косвенных затрат.

Кроме того, при переходе к финансированию конечного результата первичным становится качество услуг, оказываемых населению. Для этой цели мы приступили к разработке проектов стандартов качества и методики проверки соответствия качества фактически оказываемых услуг стандартам по основным видам муниципальных услуг.

С целью недопущения неэффективных расходов бюджета города мы ежегодно определяем меры по реализации бюджета города. В 2011 году это:

  • мониторинг поступления налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • критерии оплаты муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • снижение объема потребления топливно-энергетических ресурсов (не менее чем на 3 %) и повышения энергоэффективности;
  • переход на новые системы оплаты труда;
  • контроль кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
  • нормативно-правовые акты, предусматривающие увеличение расходных обязательств или введение новых, должны содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств;
  • выделение бюджетных ассигнований только с начала финансового года при условии включения их в решение о бюджете либо после внесения изменений в решение при наличии источников дополнительных поступлений или при сокращении по отдельным статьям расходов бюджета.

В соответствии с решением Магнитогорского городского Собрания депутатов в 2011 году не планируется муниципальных гарантий, муниципальных внутренних заимствований, предел муниципального долга установлен в сумме 0 тыс. руб.

Реализуемая с 2010 года Программа мероприятий по повышению эффективности расходов бюджета города Магнитогорска направлена на:

  • повышение эффективности деятельности учреждений, внедрение системы оценки эффективности использования ими ресурсов бюджета города;
  • привязка структуры и динамики расходов бюджета города к целям городской, областной и государственной политики;
  • четкое планирование программных и внепрограммных расходов бюджета;
  • наращивание доходной базы города за счет мобилизации дополнительных финансовых ресурсов.

Введение новых методов финансового управления, оптимизация сети путем совершенствования правового положения бюджетных учреждений, совершенствование среднесрочного бюджетирования — наши приоритетные направления. Они увязывают расходы бюджета с получением значимых для города результатов, а значит, обеспечивают повышение эффективности бюджетных расходов.