XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Чита: проверка на прочность

Михалев
Более пяти лет основная стратегическая цель администрации Читы — создание условий для будущего развития города путем совершенствования применяемых и внедрения новых механизмов управления общественными финансами. Мы с удовольствием перенимаем опыт коллег в этом вопросе и делимся своими наработками. Анатолий Дмитриевич МИХАЛЁВ, мэр Читы, член Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ

При существующем дисбалансе полномочий и ресурсов муниципальных образований особую значимость приобретают эффективность расходования бюджетных средств и финансовая дисциплина. На это и нацелена работа комитета по финансам городского округа «Город Чита».

Как пополняем бюджет

Минувший год не был простым ни для всей России, ни для Читы. На экономической ситуации и на доходах бюджета продолжали сказываться кризисные явления. В этих условиях для любого муниципального образования главной задачей остается обеспечение социальных выплат и поддержание жизнедеятельности города. Поэтому администрация Читы постоянно ведет активную работу по увеличению налогового потенциала, сокращению недоимки бюджета, обеспечению полноты поступлений налогов и сборов. Осуществляется тесное взаимодействие с налоговыми органами по проведению совместных мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа «Город Чита».

Создан ряд межведомственных комиссий, которые рассматривают вопросы по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, легализации объектов налогообложения. На заседания приглашаются руководители организаций, допустивших значительное снижение поступлений налогов и сборов, имеющих просроченную задолженность перед бюджетом городского округа по местным налогам, ЕНВД, НДФЛ. Члены комиссии анализируют исполнение бюджета, прогноз исполнения, в том числе ожидаемое исполнение поступления доходов. В целях пополнения доходной части бюджета, снижения недоимки налогоплательщикам, не уплачивающим или снизившим объем уплаты НДФЛ, направлено 300 уведомлений. На основании решений межведомственных комиссий в бюджет городского округа взыскано более 6 млн руб.

С целью применения защитных механизмов, привлечения финансовых ресурсов осуществляется мониторинг экономической ситуации в организациях, предприятиях. В еженедельном режиме специалисты отслеживают основные параметры исполнения бюджета города, поступления налоговых и неналоговых доходов. Ежедневно проводится работа по анализу полноты и правильности зачисления администрируемых платежей, в том числе доходов от оказания платных услуг. Одним словом, мы осуществляем весь комплекс мероприятий, предусмотренных Налоговым кодексом, направленных на повышение уровня ответственности администраторов доходов за выполнение плановых бюджетных назначений. На территории нашего города отделение казначейства в рамках своих полномочий осуществляет контроль своевременности перечисления НДФЛ при получении и перечислении заработной платы.

Отдельно стоит сказать о сборе арендной платы за пользование муниципальной собственностью. Регулярно проводятся проверки эффективности использования объектов городской собственности, постоянно ведется претензионная работа с недобросовестными арендаторами муниципальных площадей. Для эффективного управления хозяйственными обществами, часть акций которых находится в собственности краевого центра, назначены представители интересов городского округа. В целях наполняемости доходной части городской казны проводится выявление неиспользуемых бюджетными учреждениями основных фондов. По результатам проверок идет оформление указанных объектов для внесения в реестр муниципальной собственности и их передачи на праве хозяйственного ведения и уплаты налогов. Для снижения недоимки выставляются требования об уплате пени за просрочку платежей, предписания на оплату основного долга, направляются материалы в суд. Вся эта работа позволила в прошлом году собрать в городскую казну доходов на 18,2 % больше, чем за 2009 год.

Главное — эффективность

В таких непростых условиях администрация обеспечила сохранение действующей бюджетной сети и стабильное финансирование первоочередных обязательств перед населением. Это прежде всего вовремя выплачивающаяся заработная плата бюджетников, плата за услуги, предоставленные для учреждений бюджетной сферы (коммунальные, связи, транспортные), обеспечение бюджетных учреждений продуктами питания, медикаментами, ГСМ и другими товарами и услугами первой необходимости. Выполнение и перевыполнение доходной части бюджета, оптимизация расходов городской казны позволили администрации сократить дефицит бюджета на 363 млн руб, снизить расходы на обслуживание муниципального долга более чем на 1 млн руб, увеличить бюджетные ассигнования на выплату заработной платы в учреждениях социально-культурной сферы на 111 млн руб. Это дало возможность завершить перевод на новую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений, увеличить объемы финансирования по целевым программам и адресной инвестиционной программе более чем на 320 млн руб. За счет средств бюджета осуществлялись строительство и реконструкция значимых для города жилищно-коммунальных объектов и объектов социально-культурного значения, в том числе: реконструкция и капитальный ремонт муниципальных общежитий; строительство мостов, транспортных развязок, спортивных сооружений; капитальный ремонт дорог; реконструкция действующих сетей водоснабжения и водоотведения.

В течение года проводились мероприятия по эффективному использованию бюджетных средств. Так, в результате конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг снижены затраты на приобретение оборудования, товарно-материальных ценностей, капитальный ремонт, выполнение других услуг для муниципальных заказчиков в сумме более 35 млн руб. Особое внимание специалисты комитета по финансам уделяли расчетной дисциплине. В результате предпринятых мер, просроченная кредиторская и дебиторская задолженности отсутствуют.

Наибольшее внимание в ходе исполнения бюджета городского округа уделяется контролю за целевым и эффективным использованием средств. Так, по итогам прошлого года проведено четыре ревизии финансово-хозяйственной деятельности и более 30 тематических проверок. В 19 случаях установлены нарушения и нецелевое использование средств на сумму почти 3,097 млн руб. Почти вся сумма уже возвращена в бюджет. Отмечу, что, несмотря на выполнение утвержденных показателей, проблема наполняемости бюджета продолжает ощущаться достаточно остро.

Новая модель организации бюджетного процесса 

В условиях ограниченности доходной части бюджета муниципального образования и в целях повышения эффективности расходования средств городского бюджета на территории краевого центра разработана и успешно реализована муниципальная целевая программа «Реформирование муниципальных финансов городского округа “Город Чита”». Для перехода к новой модели организации бюджетного процесса были разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, направленные на реформирование финансовой системы городского округа. Результатом проведенной работы явилась подготовка 70 разноплановых обзоров и справок, принято 96 муниципальных нормативных актов, предусматривающих различные методики, порядки и положения, направленные как на повышение доходной базы бюджета городского округа, так и на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, улучшение финансово-бюджетной дисциплины.

В рамках данной программы осуществлена система мероприятий, направленных на реформирование финансов городского округа:

1 введен новый бюджетный инструмент — ведомственные целевые программы функционирования и развития отраслей (образование, культура, здравоохранение и физическая культура), через которые осуществлялось финансирование бюджетных расходов;

2 утвержден перечень муниципальных услуг и создана система оценки учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах;

3 разработаны и утверждены стандарты качества оказываемых муниципальных услуг, которые позволят решить многие проблемы и повысить результативность деятельности отраслей экономики;

4 разработан порядок формирования и оценки муниципальных заданий, что позволяет внедрить принципы и методы БОР;

5 внедрены системы обязательной публичной независимой экспертизы решений по вопросам бюджетной и налоговой политики;

6 разработана и внедрена методика оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов;

7 проводится ежемесячный мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств;

8 введен запрет (постановлением мэра города) на принятие бюджетными учреждениями и муниципальными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования.

В результате было обеспечено выполнение основных показателей, участвующих в оценке качества управления финансами и платежеспособности городского округа. Так, зависимость бюджета от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в 2010 году составила 24,3 % и сократилась по сравнению с прошлым годом на 19,3 %. Коррекция объема расходов бюджета по полномочиям городского округа в отчетном году составила 4,5 % при максимальном риске 15 %, исполнение плана по расходам в разрезе разделов структуры расходов бюджета по полномочиям городского округа варьировалось в пределах 97,8–99,7 % при максимально допустимом риске 95 %.

За отстаиванием финансовых интересов — в суд

К сожалению, нужно признать, что проблемы муниципальных образований не всегда решаются быстро. Иногда приходится защищать финансовые интересы города в судебных инстанциях. Чита имеет положительный опыт отстаивания своих интересов в Конституционном суде РФ. 

Так, на протяжении ряда лет городской бюджет компенсировал предприятиям и организациям Читы межтарифную разницу, взваливая на себя нелегкое финансовое бремя. К примеру, в 2010 году эта сумма составила почти 60 млн руб. Отстаивать свои права муниципалитет пытался не единожды, но поддержку находил далеко не всегда. Приведу один из недавних примеров. Два года назад Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края установила тариф на оплату коммунальных услуг за теплоэнергию для населения. Он оказался ниже экономически обоснованного и не обеспечивал полного возмещения расходов поставщикам теплоэнергии. Возникла межтарифная разница. В итоге поставщик тепловой энергии ФГУП «88 центральный автомобильный ремонтный завод Министерства обороны РФ» понес миллионные убытки, так как платежи населения не смогли погасить затраты предприятия на теплоснабжение домов. Руководство завода обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к городскому округу «Город Чита» о взыскании недополученных сумм из городского бюджета. Иск был удовлетворен. Администрация, опираясь на закон, пыталась обжаловать решение в вышестоящих инстанциях, но везде — в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, в Высшем арбитражном суде РФ — принимались решения, исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, в силу которых организация теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения, в связи с чем финансовые обязательства по решению этого вопроса исполняются за счет средств местного бюджета. Суд решал, что, несмотря на установление тарифа органом государственной власти субъекта РФ, межтарифную разницу обязан возмещать муниципалитет.

В целях защиты имущественных интересов краевого центра было принято решение обратиться в Конституционный суд РФ. Основанием обращения стало сложившееся в практике правоприменения неправильное толкование п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, в связи с чем мы просили признать указанную норму не соответствующей Конституции РФ. В феврале этого года Конституционный суд РФ рассмотрел в открытом заседании жалобу Читы. Требования, изложенные в жалобе, суд посчитал обоснованными и признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения, не соответствующим Конституции РФ (ст. 12, 130 (ч. 1), 132 и 133).

Было отмечено, что «…возникновение межтарифной разницы является следствием государственного регулирования тарифов на тепловую энергию. Следовательно, возместить теплоснабженцам убытки должно публично-территориальное образование, органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть субъект РФ… Субъекты РФ могут субсидировать муниципалитеты для выполнения ими обязательств только по вопросам местного значения, а компенсация межтарифной разницы к таким вопросам не относится. Подобная практика влечет за собой нарушение конституционной самостоятельности местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, поскольку муниципалитет фактически принуждается к исполнению полномочий региональных органов государственной власти». На сегодняшний день решением Конституционного суда РФ в этом вопросе поставлена точка.

Жизнь не стоит на месте, и сегодня всем нашим достижениям предстоит пройти проверку на прочность. Необходимо еще раз подчеркнуть, что бюджетная политика городского округа на среднесрочную перспективу по-прежнему ориентирована на повышение качества жизни населения, которое будет достигаться прежде всего за счет создания условий для обеспечения жителей доступными и качественными муниципальными услугами. Вместе с этим мы стремимся продолжить и реализацию долгосрочных программ, связанных с планомерным развитием городского округа.