XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Детские сады — недетская проблема

Иван Поздеев
За два года Сыктывкар намерен решить проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях. Столица Республики Коми, как и многие города современной России, переживает демографический подъем. С 2005 года в муниципалитете наблюдается стабильный рост рождаемости, который в итоге привел к острому дефициту мест в детских дошкольных учреждениях.

Нехватка мест в детских садах — одна из самых острых социальных проблем в России. В свое время, когда в стране произошел демографический провал, многие муниципалитеты пошли по пути перепрофилирования имеющихся зданий дошкольных учреждений, в которых разместились коммерческие фирмы, госучреждения и т. д.

Не стал в этом смысле исключением и Сыктывкар. В результате к 2009 году дефицит в детских садах составил порядка двух тыс. мест. О том, как город решает проблему нехватки мест в детских дошкольных учреждениях, рассказывает Иван Александрович ПОЗДЕЕВ, глава администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Программный метод

Проблема нехватки мест в детских садах для Сыктывкара не новая, и ее невозможно решить за один прием. Как и многие города России, столица республики в свое время потеряла ряд помещений, где располагались детские дошкольные учреждения. Часть из них ушла в частные руки, часть была перепрофилирована. Сегодня город проводит серьезную работу по возвращению этих помещений в муниципальное ведение. Несколько лет назад власти Сыктывкара предприняли первую попытку решения проблемы: за два года в систему дошкольного образования были возвращены четыре здания. Однако эти меры лишь временно сняли напряжение.

Изменяющееся законодательство в части предоставления образовательных услуг, новые стандарты качества образования требуют от администрации Сыктывкара современного подхода к организации условий пребывания детей в дошкольных учреждениях. Поэтому одним возвращением перепрофилированных помещений эффективно вопрос не решить. Необходимо строительство современных, отвечающих всем требованиям корпусов, оснащение их оборудованием, создание новых вариативных форм пребывания детей в детских садах, расширение спектра услуг как для дошколят, так и для их родителей. Администрация города избрала для себя программный путь решения проблемы. Еще в 2008 году была разработана ведомственная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования города Сыктывкара на 2008 — 2010 годы». Результаты ее реализации говорят об эффективности принятых мер, позволивших частично улучшить ситуацию. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдалось увеличение доли детей в возрасте от трех до семи лет, получавших дошкольные образовательные услуги.

Однако в 2011 году естественный и миграционный прирост детей вернул ситуацию на исходные точки. Дефицит мест на 2011–2012 годы составляет чуть более двух тыс., и это при том, что детские сады посещает всего три тыс. детей. В итоге было принято решение разработать муниципальную программу по развитию дошкольного образования на 2011–2016 годы. Реализация предусмотренных ею мероприятий позволит ликвидировать дефицит мест в детских садах к 2014 году.

Выработка стратегии развития системы дошкольного образования, консолидация усилий педагогической, научной, родительской общественности, управленческих структур в решении проблем обеспечения доступности и качества дошкольного образования стали основами планового развития отрасли. Отмечу, что если анализировать состояние системы дошкольного образования с точки зрения принятых нормативных документов на муниципальном уровне, то следует сказать, что отрасль отдельным разделом вошла в «Стратегию социально-экономического развития города до 2025 года», где была определена как одно из приоритетных направлений.

План действий

Долгосрочная муниципальная программа развития дошкольного образования подразумевает три этапа реализации. К осуществлению первого администрация Сыктывкара уже приступила. В настоящее время разрабатываются стандарты услуг дошкольного образования, а также обязательных мониторинговых исследований. Помимо этого пройдена часть разрешительных процедур, связанных со строительством новых детских садов и возвратом старых, перепрофилированных когда-то помещений в систему дошкольного образования. Также в рамках первого этапа до конца 2012 года в Сыктывкаре запланировано строительство трех детских садов с общим охватом в 450 мест. Кроме того, разрабатываются проекты пристроек спально-игровых корпусов к уже существующим учреждениям. На втором и третьем этапе реализации программы предусмотрено возвращение трех перепрофилированных помещений бывших детских садов. В плановом режиме будет вестись и работа по увеличению групп кратковременного пребывания в действующих учреждениях, открытию на первых этажах вновь строящихся жилых домов филиалов детских садов.

В случае проявления активности частного сектора в сфере предоставления услуг дошкольного образования администрация города уже сегодня прорабатывает возможность размещения муниципального заказа в негосударственном секторе. Последние мероприятия будут проводиться в рамках государственно-частного партнерства. Согласно существующему законодательству размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков услуг требует проведения открытого конкурса на закупку услуг. Городские власти считают, что размещение муниципального заказа может стать мощным стимулом к развитию немуниципальных учреждений и организаций, оказывающих услуги дошкольного образования. С одной стороны, это будет способствовать решению проблемы доступности дошкольного образования для населения, а с другой — создаст предпосылки для роста его качества за счет развития реальной конкурентной среды.

Субсидии для частников

Параллельно уже не первый год в Сыктывкаре проводится работа по созданию дошкольных образовательных учреждений по проекту «Домашний детский сад». В рамках эксперимента «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» при поддержке Управления дошкольного образования администрации города с 2008 года начали функционировать два домашних детских сада — «Кроха» и «Подсолнух», с 2010 года — домашний детский сад ООО «Респект» и центр развития «ИНТЕЛЛенок». Кроме того, в Управлении дошкольного образования создан Банк данных педагогов-гувернеров для оказания услуг по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста, который включает более 30 квалифицированных, имеющих рекомендацию и опыт работы педагогов-гувернеров.

Помимо этого с 2011 года в рамках долгосрочной программы развития дошкольного образования в Сыктывкаре до 2016 года администрация города предусмотрела возможность субсидирования частных и юридических лиц, оказывающих услуги дошкольного образования. Куратор программы субсидирования — Управление дошкольного образования города. С 1 июля текущего года управление начнет прием заявок на предоставление субсидий предпринимателям, намеревающимся открыть частные детские сады. На получение муниципальной субсидии могут претендовать любые юридические и физические лица, желающие предоставлять услуги в сфере дошкольного образования. Поддержка частных детских садов — часть комплексной программы развития дошкольного образования в Сыктывкаре.

Фактически начало работы комиссии по отбору бизнес-проектов является первой ласточкой в перечне поставленных администрацией города задач по решению проблемы доступности дошкольного образования. Планируется, что в текущем году на поддержку предпринимателей, желающих организовать частные детские сады, муниципалитет потратит 3,5 млн руб. Причем главными требованиями к бизнес-проектам станут доступность предлагаемых услуг и реальность воплощения проекта в жизнь. Сегодня в администрацию города уже поступили заявки от индивидуальных предпринимателей, желающих открыть домашний детский сад.

Что в итоге?

Первые шаги по реализации долгосрочной программы уже сделаны: в августе распахнет свои двери новый спально-игровой комплекс, построенный в одном из пригородных поселков. С его вводом данный район города перестанет испытывать нехватку мест для дошколят. Уже завершены работы по проектированию еще одного детского сада, строительство которого запланировано на конец 2011 — начало 2012 года.

Администрация Сыктывкара поставила четкую задачу: решить проблему дефицита мест в ближайшие два года. Сделать это планируется при поддержке региональных властей, также заинтересованных в снижении социального напряжения в столице Республики Коми. Программа не только позволит решить проблему в ближайшем будущем, но и станет ощутимым толчком для развития малого бизнеса, что приведет к серьезной конкуренции в данном сегменте рынка и повлечет за собой повышение качества предлагаемых услуг дошкольного образования.

Вариативные формы

Примером самостоятельного поиска ресурсов на муниципальном уровне для решения проблем, связанных с дефицитом мест в детских садах, является внедрение вариативных моделей дошкольного образования в форме групп кратковременного пребывания, которые формируются на базе работающих садов по запросам родителей. Работа по открытию групп кратковременного пребывания проводится в Сыктывкаре с 1 октября 2007 года. Организация новых форм охвата детей дошкольным образованием является не только возможным и перспективным способом адаптации детей к условиям детского сада, но и позволяет сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания способствует увеличению количества детей старшего дошкольного возраста, которые смогут получить качественное образование на базе дошкольных учреждений.

За четыре прошедших года количество групп кратковременного пребывания значительно увеличилось: в 2007 году только в шести детских садах были открыты подобные группы с общим охватом 60 детей, в 2011 году группы работают уже в 20 учреждениях с охватом 400 детей. В городе практикуется пять моделей групп кратковременного пребывания (вливания, адаптационные, группы выходного дня, присмотра и ухода). Режим функционирования групп самый разнообразный — от трехчасового до девятичасового пребывания, также предус­мотрено свободное посещение.