XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Формула финансового успеха Липецка (продолжение)

Фомина
В журнале «Бюджет» № 6/2011 была опубликована статья председателя департамента финансов администрации города Липецка Натальи Николаевны ФОМИНОЙ, в которой она рассказала о налоговой политике, основных характеристиках бюджета города, реформировании муниципальных финансов и проблемах реализации Закона № 83-ФЗ. Предлагаем вашему вниманию продолжение данного материала.

Казначейская система исполнения бюджета

Бюджет Липецка с 2001 года исполняется по казначейской системе. Функции по организации исполнения бюджета города возложены на департамент финансов администрации Липецка, имеющий в своей структуре управление казначейского исполнения бюджета. В целях реализации ст. 215 Бюджетного кодекса для исполнения бюджета города был выбран порядок кассового обслуживания в условиях открытия департаменту финансов в органе федерального казначейства лицевого счета. Управление федерального казначейства по Липецкой области обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета города по поручению департамента финансов без осуществления санкционирования выплат. Процедура санкционирования расходов производится департаментом финансов.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые открывает и ведет департамент финансов. Для учета поступлений и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получения наличных денежных средств, средств во временном распоряжении открыты счета департаменту финансов в расчетной сети Банка России. Финансирование расходов за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществляется в пределах фактически полученных доходов, отраженных на лицевых счетах учреждений, открытых в департаменте финансов. Сегодня в департаменте обслуживается более 300 учреждений, которым открыто около 700 лицевых счетов, а число оплаченных платежно- расчетных документов ежегодно достигает порядка 250 тыс.

В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ департаментом финансов были разработаны и с начала 2011 года вступили в действие восемь новых порядков, регулирующих вопросы открытия и ведения лицевых счетов, механизмы финансирования и другие вопросы в отношении всех типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Сложившаяся система исполнения бюджета города позволила достичь определенных результатов: обеспечение его полной прозрачности, возможность четкого отслеживания финансовых потоков, полное отсутствие кредиторской задолженности по заработной плате. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом. В текущем году планируем перейти на электронный документооборот с применением электронно-цифровой подписи со всеми финансируемыми учреждениями, работаем над совершенствованием учета и контроля бюджетных обязательств.

Финансовый контроль и пути повышения его эффективности

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования муниципальной финансовой системы. В департаменте финансов администрации Липецка создан контрольно-ревизионный отдел, который осуществляет последующий финансовый контроль путем проведения ревизии или проверки. Основная цель отдела — контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Липецка при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Ежегодно согласно утвержденному плану специалисты отдела проводят ревизии исполнения смет расходов бюджетных учреждений, их финансово-хозяйственной деятельности, а также проверки отдельных, выявленных в ходе исполнения бюджета вопросов.

По фактам выявленных нарушений департамент финансов принимает действенные меры с целью их недопущения в будущем. Так, в течение года по материалам ревизий и проверок проводятся заседания Малого совета, где в присутствии первых лиц города принимаются решения о дисциплинарной ответственности руководителей, допустивших неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств, а также даются указания по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем.

Учитывая, что муниципальный финансовый контроль как завершающая стадия цикла управления дает полную картину того, какие результаты получены благодаря предпринятым управленческим действиям в подконтрольной финансовой сфере, в текущем году департамент финансов не только продолжит, но и усилит работу в данном направлении. Более того, в свете положений Закона № 83-ФЗ возникает необходимость с 1 января 2012 года привести систему муниципального контроля в соответствие новым требованиям.

Вместе с тем, по нашему мнению, слабым звеном при подготовке и осуществлении мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств, является недостаточно проработанная нормативно-правовая база, имеющая ряд недочетов, в числе которых: неопределенность полномочий органов, наделяемых контрольными функциями; пересечение функций контрольных органов и дублирование их контрольной деятельности; нечеткость круга объектов контроля; неопределенный порядок реагирования объектов контроля на выявленные нарушения. Нормы, регулирующие ответственность за бюджетные правонарушения, носят противоречивый характер, что вызывает трудности при их применении на практике. К тому же из-за отсутствия механизма применения контрольными органами мер принуждения нарушители бюджетного законодательства остаются безнаказанными. Поэтому мы считаем, что настало время на федеральном уровне разработать нормативный акт, в котором будут определены виды финансовых санкций, а также меры привлечения к ответственности виновных лиц.