Информатизация бюджетного процесса в Томске
В ногу со временем
В рамках разворачивающихся в стране все последнее десятилетие реформ администрация Томска приняла ряд программ: Стратегия развития города до 2020 года, Программа реформирования муниципальных финансов города на
Реформирование структуры управления бюджетным процессом привело к необходимости внедрения автоматизированных систем исполнения бюджета, поскольку при высокой централизации финансовой деятельности вести учет большого количества документов и лицевых счетов без использования средств автоматизации стало невозможно. Внедрение информационных технологий в бюджетный процесс в Томске осуществлялось постепенно, в результате создано единое информационное пространство управления муниципальными финансами, что позволило повысить эффективность муниципального управления, минимизировать временные затраты, уменьшить коррупционные риски, а также обеспечить взаимодействие всех участников бюджетного процесса.
Казначейская система исполнения бюджета
Все началось с внедрения в
Внедрение системы казначейского исполнения бюджета позволило контролировать весь цикл оборота бюджетных средств (от их поступления на единый счет бюджета до распределения и составления отчетности), осуществлять контроль за расходами бюджетных средств и их целевым использованием (нецелевое использование бюджетных средств при последующем контроле практически не выявляется). Также использование системы дало возможность получать любую информацию об исполнении бюджета в режиме реального времени, что необходимо для принятия тех или иных управленческих решений.
Во время финансового кризиса осуществлялось так называемое ручное управление бюджетом путем определения первоочередных расходов. Детализация бюджетной классификации с использованием данного программного продукта облегчила определение и санкционирование первоочередных расходов.
Муниципальный заказ
После успешного внедрения «АЦК — Финансы» было принято решение о внедрении системы муниципального заказа Компании БФТ «АЦК — Муниципальный заказ», что произошло в
Интеграция системы муниципального заказа с системой казначейского исполнения бюджета открыла возможность для полноценного контроля принятия и исполнения обязательств, возникающих по итогам проведения закупочных процедур. Главными достижениями в результате внедрения системы стали контроль наличия ассигнований еще на этапе подготовки конкурсной документации и ведение реестра муниципальных контрактов, а также выполнение всех требований к процессу проведения муниципальных закупок, изложенных в Федеральном законе №
В 2010 году к информационной системе муниципального заказа были приобретены программные модули «Планирование муниципальных закупок» и «Электронная торговая площадка». Система «АЦК — Муниципальный заказ» динамично развивается с учетом изменений российского законодательства в этой области. В 2011 году в связи с изменением законодательства в части размещения заказа на закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, в соответствии с которым вся информация о размещении заказов должна размещаться на едином Общероссийском официальном сайте (ООС), в том числе и реестр контрактов, была внедрена подсистема взаимодействия с ООС.
Планирование бюджета
Автоматизация процесса планирования бюджета на очередной бюджетный период в соответствии с действующим законодательством началась в 2008 году на базе системы «АЦК — Планирование», предусматривающей возможность использования различных методов планирования, в том числе пообъектного учета, в целях определения потребностей в ассигнованиях конкретного получателя бюджетных средств в зависимости от специфики его деятельности и используемых объектов (зданий, сооружений, дорог, транспортных средств и т. д.), а также возможность моделирования любого количества версий бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Поддерживается внесение изменений в сводную бюджетную роспись в течение финансового года. В связи с нововведениями, внесенными в Бюджетный кодекс в 2009 году, в систему был внедрен модуль «Бюджетные услуги», обеспечивающий расчет стоимости бюджетных услуг с учетом разработанных стандартов качества и в конечном итоге формирование муниципального задания для каждого бюджетного учреждения на очередной год и плановый период. Возможности системы позволяют перейти от учетного метода формирования бюджета к нормативному.
С помощью системы «АЦК — Планирование» сводная бюджетная роспись формируется в течение двух дней после утверждения решения о бюджете на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, что позволяет проводить процедуры муниципального заказа на среднесрочную перспективу и заключать долгосрочные муниципальные контракты, анализировать планирование бюджета и готовить решения об уточнении бюджета, детализировать бюджетную классификацию.
Бухучет по-новому
Параллельно с автоматизацией процесса исполнения бюджета в
Централизованный подход к автоматизации ведения бухгалтерского учета показал неплохие результаты при реорганизации главных распорядителей бюджетных средств, когда за небольшой промежуток времени принцип управления учреждениями менялся с территориального на ведомственный. В муниципальных учреждениях в полной мере реализованы механизмы взаимодействия с системами казначейского исполнения бюджета и муниципального заказа. Так, например, из системы муниципального заказа осуществляется выгрузка фактов поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ в бухгалтерскую систему, а из системы казначейского исполнения бюджета — платежных поручений (фактов оплаты) для отражения операций финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Поскольку поток финансовых документов очень большой, стояла задача избавить сотрудников от одновременной работы в нескольких системах, тем самым повысив эффективность отдельных служб централизованных бухгалтерий.
Итогом автоматизации бухгалтерского учета муниципальных учреждений города стала своевременная и качественная подготовка отчетных документов, сокращение на 14 дней срока представления консолидированной бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств, своевременное обновление форм бюджетной отчетности в связи с изменением законодательства единовременно для всех участников бюджетного процесса, осуществление департаментом финансов контроля за формированием отчетности на уровне получателей и распорядителей бюджетных средств в режиме реального времени.
Бюджетная отчетность
В 2007 году муниципальное учреждение совместно с департаментом финансов внедрило систему сбора бюджетной отчетности через Интернет, предназначенную для автоматизации процесса сбора и формирования бюджетной отчетности. На сегодняшний день все формы бухгалтерской отчетности собираются и сводятся с помощью данной системы. В условиях антикризисного управления в 2009 году автоматизирован сбор информации о потребности в финансировании для главных распорядителей бюджетных средств, а также разработаны формы отчетов, таких как мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности бюджета, информация о фонде оплаты труда, численности и штатных единицах муниципальных учреждений, отчет о фактическом потреблении энергоресурсов. В 2010 году, еще до утверждения Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, постановлением администрации Томска от 2 июня 2010 г. № 500 определен Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, который реализован с помощью системы сбора бюджетной отчетности через Интернет.
Взаимосвязь информационных систем обеспечения бюджетного процесса можно изобразить в виде схемы «Информационные системы обеспечения бюджетного процесса города Томска» (см. рис. 1).
Переходный период
Автоматизация и интеграция процессов управления муниципальными финансами позволяют достичь основной цели бюджетной политики — эффективности расходования бюджетных средств, поэтому Томск не собирается останавливаться на достигнутом. С июля 2011 года осуществлен переход на обмен документами с применением электронной цифровой подписи в системе казначейского исполнения бюджета, что даст возможность сократить трудозатраты и расходы бюджетных средств.В соответствии с Федеральным законом РФ №
Основное направление развития системы сбора бюджетной отчетности через Интернет заключается в автоматизации сбора ведомственной отчетности, представляемой в соответствующие департаменты, что ведет к более качественной организации процесса анализа и упрощению процедуры обработки предоставленной информации.
Электронный бюджет
В соответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года для повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет). В Томске в рамках данного направления обеспечена интеграция процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности, усилена взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов, обеспечены централизация и единство учета объектов муниципальной собственности. Дальнейшее развитие направлено на программно-целевой метод бюджетирования и автоматизацию деятельности контрольно-ревизионных органов: планирование и осуществление процедур контроля исполнения бюджета и бюджетных расходов, составления отчетности по их итогам.