XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Челябинск — город, в котором хочется жить

Давыдов
Качество жизни человека зависит не только от его материального благосостояния, но и от того, в каком городе он живет: насколько развита инфраструктура, сколько времени уходит на то, чтобы добраться до места работы, учебы и отдыха, какой вид открывается из окна дома, офиса, класса или учебной аудитории. Поэтому создание максимально благоприятной среды для жителей Челябинска стало одной из главных задач муниципальной власти. Об этом рассказывает Сергей Викторович ДАВЫДОВ, глава администрации города.

Дорожная революция: итоги и перспективы

К середине 2000 годов наиболее острой для столицы Южного Урала стала проблема развития дорожной инфраструктуры. Центральные магистрали, сложившиеся еще в советское время, явно не были рассчитаны на взрывной рост количества автомобилей на улицах Челябинска. Когда классическая фраза «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», долгие годы бывшая просто лозунгом, воплотилась в реальность, оказалось, что город просто не готов к такому повороту событий. Неудивительно, что одним из первых масштабных проектов наступившего тысячелетия в Челябинске стала программа дорожного строительства, поддержанная партией «Единая Россия». Активное развитие транспортной инфраструктуры городские власти объявили одной из стратегических задач, от решения которой зависит будущее города как крупного мегаполиса. Капитальный ремонт и расширение ведущих магистралей областного центра должны были улучшить качество дорог и увеличить их пропускную способность, а строительство транспортных развязок и создание дорог-дублеров — разгрузить центральные транспортные артерии и диверсифицировать возможности сообщения между районами областного центра. Сегодня эта программа подходит к своему завершению, а наиболее интенсивно ее реализация проходила в последние три года.

Так, несмотря на режим жесткой экономии, вызванный разразившимся в 2008 году мировым финансовым кризисом, в 2009 году на строительство новых, реконструкцию, ремонт и содержание действующих автомагистралей было направлено в общей сложности более 2 млрд руб. В том числе 262 млн из федерального бюджета и 1,8 млрд руб. из бюджета города. Это позволило построить и капитально отремонтировать более 220 тыс. кв. м дорог. В течение года выполнялся капитальный ремонт на 23 перекрестках магистральных улиц и улиц с интенсивным движением.

В завершающую стадию вступили строительно-монтажные работы на важнейших транспортных развязках: по улице Братьев Кашириных (от улицы Кирова до улицы Российской с выходом на улицу Труда), на пересечении Копейского шоссе, улицы Гагарина, автодороги «Меридиан», улицы Рождественского и других объектах. Значительное внимание в 2009-м — начале 2010 года уделялось работе на перспективу: были продолжены проектно-изыскательские работы по 64 объектам улично-дорожной сети, в том числе по 11 транспортным развязкам и пяти подземным переходам.

Усилия администрации Челябинска не прошли даром. 2010 год стал для города революционным в строительстве и реконструкции дорог благодаря тому, что были реализованы важнейшие для города проекты. На реализацию проекта «Новые дороги городов» партии «Единая Россия» муниципалитет получил свыше 5 млрд руб. Общий объем финансирования дорожной отрасли увеличился в 2,8 раза, а объем выполненных работ в три раза превысил показатели 2009 года. За год было построено, реконструировано и отремонтировано более 1 млн 200 тыс. кв. м дорог. В частности, реконструировано 54 улицы, усовершенствовано движение на 16 перекрестках, отремонтировано более 300 внутри­квартальных проездов.

Кроме того, было открыто движение по новому автодорожному мосту через реку Миасс по улице Новомеханическая, по транспортной развязке на пересечении Копейского шоссе, автодороги «Меридиан», улиц Гагарина и Рождественского, построено три путепровода через железнодорожные ветки, обеспечивающие улучшение внутренней транспортной взаимосвязанности территорий города, введены в эксплуатацию новые участки дорог по улицам Курчатова, Каслинская, Высоковольтная, по Новоградскому проспекту. Выполнены замена и монтаж около 1000 дорожных знаков. Построено 12 и реконструировано 44 светофорных объекта, нанесена дорожная разметка на магистралях города общей площадью 40 тыс. кв. м. Восстановлено около 500 звеньев пешеходных ограждений. Построено и отремонтировано более 53 тыс. кв. м тротуаров, 17 остановочных комплексов.

Проделав масштабную работу, город не намерен останавливаться на достигнутом и сбавлять набранные темпы. В 2011 году перед муниципалитетом стоят еще более глобальные задачи. Планируется вливание в развитие дорожной инфраструктуры около 6 млрд руб. В рамках реализации программы «Развитие улично-дорожной сети города Челябинска» на 2011 год запланировано строительство двух мостов через реку Миасс (соединяющий улицы Красная — Каслинская и мост по улице Худякова), четырех транспортных развязок (по улице Братьев Кашириных, по улице Худякова, по Свердловскому проспекту, по Копейскому шоссе); реконструкция более 150 дорожных объектов; благоустройство 100 остановок общественного транспорта.

В результате реализации программы развития улично-дорожной сети в городе будет создано единое транспортное кольцо, которое позволит ускорить автомобильные потоки и сделать развитие Челябинска еще более стремительным.

Благоустройство дворов

Развитие транспортного сообщения — лишь часть работы, направленной на создание благоприятной среды для жизни челябинцев. Уже в 2010 году городские власти приступили к реализации нового масштабного проекта, и вновь инициатива исходила от регионального отделения партии «Единая Россия». Вслед за магистралями объектом пристального внимания муниципалитета стали внутридворовые территории. В 2010 году около 130 млн руб. из бюджета города направлено на озеленение территорий, санитарную обрезку деревьев и обустройство клумб. Проведены работы по ремонту тротуаров, асфальтированию внутридворовых и внутриквартальных проездов в 213 дворах и микрорайонах города, охвачено ремонтом около 600 дворовых территорий. На эти цели из муниципальной казны направлено порядка 320 млн руб.

Построено и отремонтировано около 160 км сетей наружного освещения, дополнительно установлена почти тысяча светильников. Восстановлено освещение в поселках, расположенных в городской черте: Орджоникидзе, Шершни, Смолино, Некрасова. Выполнена архитектурная подсветка здания Государственной областной универсальной научной библиотеки. В 2011 году электрическим светом озарились фасады зданий, расположенных на центральных улицах областного центра, театры и другие учреждения культуры.

Проводилась работа по ликвидации и предупреждению образования стихийных свалок. Изготовлена тысяча контейнеров и обустроено 140 контейнерных площадок. На эти цели из городского бюджета израсходовано 20 млн руб. Решается вопрос о строительстве полигона для утилизации твердых бытовых отходов. В настоящее время определена площадка для его строительства, оформляется документация по землеотводу, ведутся проектные разработки.

В 2011 году развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство дворов выступают как равноправные проекты. Весной этого года утверждена программа комплексного благоустройства дворов города Челябинска, рассчитанная на три года. Только в 2011 году планируется благоустроить 200 дворов, объединяющих 557 многоквартирных домов, с проведением работ по установке малых архитектурных форм, детских площадок, озеленению, асфальтированию проездов, строительству парковок и тротуаров. На эти цели городские власти планируют направить порядка 600 млн руб. Перспективное планирование по данному направлению рассчитано на пять лет. В течение этого времени должны быть благоустроены все дворовые территории города, после чего они будут переданы собственникам жилья. Закрепление за жильцами внутриквартальных территорий не только будет способствовать более бережному отношению к заново обустроенным дворам, но и снимет напряженность, нередко возникавшую ранее вокруг проблемы размещения здесь коммерческих объектов. Городские власти убеждены, что сами жители домов должны определять, нужны ли им во дворе парковка, магазин или достаточно площадки для детских игр и семейного отдыха.

Важным направлением благоустройства дворовых территорий стало возрождение традиции создания внутри кварталов спортивных площадок. В 2011 году с такой инициативой выступило управление по физической культуре, спорту и туризму администрации Челябинска. К сожалению, традиции «дворового» спорта на долгое время были забыты, что крайне негативно сказывалось на здоровье челябинцев, и в первую очередь — подрастающего поколения горожан. Восстановление и строительство спортплощадок, создание института «дворовых» тренеров, в качестве которых предполагается привлекать студентов спортивных специальностей вузов областного центра и спортсменов-ветеранов, может кардинально изменить ситуацию.

Следует отметить, что непременное условие реализации программы благоустройства внутриквартальных территорий — тесное взаимодействие с жителями Челябинска. Так, еще на стадии разработки программы и формирования списка объектов благоустройства на 2011 год был проведен опрос жильцов многоквартирных домов. Челябинцы могли сами выйти к городским властям с предложением благоустроить их двор и поделиться собственным видением будущего обновленного квартала. Перечень объектов программы был сформирован с учетом мнения горожан. Кроме того, проект реконструкции двора должен быть обязательно согласован на общем собрании собственников жилых помещений. Этот опыт уже признан положительным и будет применяться в Челябинске и впредь.

Однако работы по благоустройству ни в коем случае не должны ограничиваться территориями внутри жилых кварталов. Лето 2011 года станет знаковым и для образовательных учреждений города. На это время запланированы масштабные работы по благоустройству более 140 пришкольных территорий, в том числе строительство 15 универсальных школьных стадионов. В течение трех лет планируется обеспечить такими стадионами все общеобразовательные учреждения города. На эти цели из бюджетов разных уровней будет направлено около 500 млн руб. И здесь не обошлось без активного участия челябинцев: педагогам и учащимся было предложено самим разработать проекты благоустройства школьных дворов, что вызвало живой отклик одной из самых активных и творческих категорий горожан.

Для выхода работ по благоустройству за пределы дворов есть и другие причины. В следующем, 2012 году Челябинск будет принимать чемпионат Европы по дзюдо, и это налагает на городские власти повышенную ответственность. Предстоит выполнить значительные работы по капитальному ремонту и реконструкции улиц, расположенных на гостевых маршрутах, восстановить фасады более 120 зданий, произвести расширение проезжей части улиц и ремонт дорожного полотна, реконструкцию наружного освещения, озеленение территорий.

Озеленение городских улиц

Вопросам озеленения в этом году уделяется особенное внимание. 2011 год объявлен в областном центре годом «зеленой революции». Челябинск всегда был городом, богатым парками, скверами и бульварами. Однако масштабные строительные проекты, в том числе развитие транспортной инфраструктуры, не прошли бесследно для зеленых «легких» мегаполиса. И хотя зачастую страдали зеленые насаждения на пустырях и заброшенных участках, руководство муниципалитета всегда учитывало необходимость поддержания экологического равновесия и сохранения растительного покрова в областном центре. В этом году в городе будет высажено свыше 15 тыс. деревьев взамен срубленных в результате строительства дорог. К городским властям присоединились и предприятия Челябинска: в рамках соглашения с муниципалитетом крупнейшие заводы областного центра высадят дополнительно около 5 тыс. деревьев и кустарников. Помочь выбрать места для высадки зеленых насаждений предложили челябинцам: в администрации города организована «горячая линия» и любой из жителей областного центра может оставить свои предложения.

2011 год для столицы Южного Урала юбилейный: Челябинску — 275 лет со дня основания. В юбилей принято подводить итоги, но челябинцы не только вспоминают о прошлом, но и думают о будущем: город растет и развивается, отвечая требованиям времени, которые становятся импульсом к превращению Челябинска в один из ведущих центров новой России. Это было бы невозможно без поддержки и заинтересованной позиции жителей мегаполиса. Отрадно сознавать, что такая заинтересованность у горожан есть. А значит, Челябинск имеет все шансы стать городом, жить в котором уютно и комфортно.

Справка «Бюджета»

Сергей Викторович ДАВЫДОВ

Родился 15 июня 1962 г. в Челябинске.

Окончил Свердловский юридический институт по специальности «Правоведение», затем работал следователем прокуратуры Ленинского района города Златоуста (Челябинская область).

С 1985 по 1991 г. — старший следователь прокуратуры Металлургического района Челябинска, старший следователь и заместитель прокурора Курчатовского района Челябинска.

С 1991 по 1997 г. — прокурор Центрального района Челябинска, с 1997 по 2003 г. — прокурор Челябинска.

В 2003 г. уволен в связи с ликвидацией прокуратуры Челябинска.

С января по апрель 2005 г. — председатель совета Челябинской городской правозащитной общественной организации «Гражданская позиция».

В апреле 2005 г. назначен первым заместителем главы города Челябинска.

С 4 июня 2010 г. — глава администрации города Челябинска.