На прочной основе
Годы роста
Социально-экономическое развитие Селенгинского района в
Оборот розничной торговли в прошлом году составил 1,8 млрд руб. и достиг 161,7 % в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. Расширению потребительского спроса способствует увеличение доходов населения, улучшение ситуации на рынке труда. Так, по итогам 2010 года рост реальных доходов населения составил 198,5 % от показателя 2007 года. Уровень безработицы за тот же период снизился до 10,6 % против 12,9 % на конец 2007 года. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, за 2010 год составила 19,2 % против 24,4 % в 2007 году. В бюджетных отраслях уровень зарплат за последние три года вырос в 1,6 раза в номинальном выражении.
В муниципальном образовании принята и действует районная целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства. На территории Селенгинского района осуществляют деятельность 148 малых предприятий, что на 35,8 % больше, чем в 2007 году. За текущий период в районе капитально отремонтированы и введены в строй более 30 объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, больниц, спортивных центров. Отмечен рост рождаемости, ее показатель в 2010 году составил 16,7 на тысячу человек населения (в Республике Бурятия — 17,1; в Сибирском федеральном округе — 13,9).
Особенности развития
Программа социально-экономического развития района рассчитана на период до 2017 года. Ее материально-техническое и финансовое обеспечение осуществляется через реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных и республиканских целевых программ. Другими источниками финансирования являются собственные средства предприятий и средства бюджетов органов местного самоуправления. На территории района выполняется и комплексный инвестиционный план развития моногорода Гусиноозерск. До 2015 года планируется построить литейно-прокатный комплекс и завод глубокой переработки углеводородов. Появится 1,3 тыс. новых рабочих мест, что позволит снизить уровень безработицы и будет способствовать пополнению бюджетов района и города.
В целях создания стимулов для оптимизации структуры муниципальных образований разрабатывается механизм компенсации потерь при объединении поселений. Для повышения эффективности использования бюджетных средств между муниципальным районом и поселениями ежегодно заключаются соответствующие соглашения. Эта сложная, кропотливая работа была бы невозможной без высококвалифицированных специалистов. Многие годы в финансовой службе района проводится тщательный конкурсный отбор претендентов на замещение вакантных должностей. В 2010 году Селенгинский район заключил соглашение с Бурятским государственным университетом о сотрудничестве и реализации совместных проектов в сфере муниципального управления и подготовки кадров.
Еще одна особенность Селенгинского района — богатый потенциал для развития туризма. Уникальная природа, множество памятников архитектуры, истории и культуры делают его привлекательным для гостей. Наиболее перспективным с этой точки зрения является озеро Щучье — самое доступное место отдыха для всех слоев населения. Кроме того, в рамках проекта «За птицей Феникс» разработан экскурсионный маршрут «Золотая россыпь Селенги». Он включает в себя комплекс «Сэргэ», Святой Крест на горе Убиенной, местность Талын Харгана, музей декабристов, Вознесенскую церковь, памятник английским миссионерам, гору «Англичанка», Старый Селенгинск, а также Тамчинский дацан, который более 130 лет был центром бурятского и российского буддизма.
Финансовое обеспечение развития туризма основывается на необходимости создания конкурентоспособного, высокодоходного туристско-рекреационного комплекса. Это предполагает значительные затраты, в том числе из бюджетных источников. В 2012 году общая сумма расходов на указанные цели составит 1,033 млн руб. Из них 733 тыс. руб. выделяет районный бюджет и 300 тыс. руб. — республиканский. Разумеется, здесь Селенгинский район находится только в начале пути.
Роль личности в истории
Руководство района с честью преодолело тяготы
Настало время активной социальной политики. Большая часть бюджетных средств выделялась на содержание школ, детских садов, учреждений дополнительного образования — спортивных школ, центров воспитания и творческого развития детей, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а также на приобретение медицинского оборудования и лекарств. Кризисный 2009 год высветил серьезную проблему: моноотраслевой характер экономики района. Основная доля валового продукта приходилась на электроэнергетику. В этих условиях Нима Дугаржапович и руководство города Гусиноозерска определили основные отрасли для посткризисного развития: промышленный комплекс, АПК, жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктура, туризм, малый бизнес, социальная сфера. Он сделал ставку на внедрение инноваций в промышленность и жилищное хозяйство, создание благоприятных условий для развития кластеров и промышленных зон, новых производств с высокой долей добавленной стоимости. Размышляя о резервах для дальнейшего роста, глава района видел возможность создания замкнутых технологических цепочек.
Очень живо Нима Дугаржапович реагировал на любые инновации. Селенгинский район первым в республике начал работу по созданию органов территориального общественного самоуправления (ТОС). По итогам 2010 года районная администрация заняла первое место в республике по организации и развитию ТОСов. В числе лидеров район находится и по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
В ближайших планах Н. Д. Бадмаева была реализация сразу нескольких крупных проектов. Вместе с партнерами из Москвы разрабатывался проект создания предприятия безопасного цикла по переработке и утилизации военного имущества, литейно-прокатного комплекса, завода по производству высококачественных битумов и других материалов для строительства и ремонта дорог. Когда Гусиноозерск вошел в список моногородов России, большинство наработок Н. Д. Бадмаева нашло отражение в Комплексном инновационном плане развития города.
Своей активной деятельностью, огромным желанием развивать родной район Нима Дугаржапович создал предпосылки для устойчивого роста экономики и дальнейшего улучшения жизни людей. Почетный гражданин Селенгинского района, Н. Д. Бадмаев был удостоен званий «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Бурятия» и «Отличник народного просвещения», стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий — 2005». В 2008 году он был награжден орденом «За службу России». Нима Дугаржапович скоропостижно скончался в апреле 2011 года, не завершив всего, что делал и планировал сделать...
Наши предложения
Практика показывает, что собственных доходов подавляющего большинства муниципальных образований явно недостаточно для выполнения ими основных функций. Как правило, финансовыми ресурсами себя в большей степени обеспечивают те муниципалитеты, на территории которых есть крупные промышленные предприятия. Поэтому одним из действенных рычагов социально-экономического развития муниципальных образований является совершенствование отношений между региональным и местными бюджетами. Оно должно быть направлено на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала.
Сейчас органы местного самоуправления в большей степени озабочены увеличением безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов, необходимостью провести финансирование расходов, не обеспеченных доходной базой. В то же время существующая нормативная база в недостаточной степени регулирует все этапы расходования денежных средств муниципалитетов. Нет системы, стимулирующей и контролирующей работу местных органов власти. Перемены в бюджетной и налоговой политике явно назрели.
По нашему мнению, органам местного самоуправления поселений необходимо передать доходы от транспортного налога. Кроме того, правильнее было бы производить зачисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджет по месту проживания граждан, а не по месту их работы. Это связано с тем, что сегодня многие люди трудоустраиваются в других регионах и там же, соответственно, платят НДФЛ, а социальные и имущественные вычеты по-прежнему предоставляются гражданам по месту их постоянной регистрации. Также в связи со значительной разницей в уровнях оплаты труда пора ввести прогрессивную шкалу ставки налога на доходы физических лиц.
Для дополнительного увеличения доходной части бюджетов поселений надо внести в Налоговый кодекс норму, позволяющую органам местного самоуправления самостоятельно вводить местные налоги (сборы). Иначе поселениям будет хронически не хватать средств для решения проблем местного значения: водоснабжения, сбора мусора и бытовых отходов и т. п. И земельный налог необходимо взимать не только с собственников земельных участков, но также и с пользователей землей. Это тоже была бы естественная и логичная мера.