Ярославль – жизнь после юбилея
Итоги прошлого года
Прошедший год, год празднования
В юбилейный год товарооборот крупных и средних организаций города по всем видам экономической деятельности увеличился на 260 млрд руб., или 23,8 %, промышленных предприятий — на 106,6 млрд руб., или 17,6 %. Значительный рост оборота наблюдался в сфере производства готовых металлических изделий (в 3,7 раза), производства транспортных средств и оборудования (на 47 %), химическом производстве (на 42,9 %), производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 36,9 %). Прибыль предприятий Ярославля по итогам 2010 года составила 11,6 млрд руб., поступления в бюджет города налога на доходы физических лиц — 3,7 млрд руб., доходы бюджета от арендной платы за землю составили 754,9 млн руб. От реализации муниципального имущества и продажи земельных участков бюджет получил 720,3 млн руб.
Промышленность и малый бизнес
В рамках реализации стратегических документов (см. раздел «Приоритеты Ярославля») планируется рост объемов производства на промышленных предприятиях. Ожидается, что рост объемов производства до 2013 года будет составлять
В целях поддержки малого бизнеса, роль которого в экономике города за последние годы значительно возросла, за счет средств областного и городского бюджетов реализуется Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на которую в 2011 году будет направлено 7,3 млн руб. Программа предусматривает предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства десять видов субсидий.
По прогнозу в 2011 году число малых и микропредприятий Ярославля составит 17,6 тыс. единиц. Объем отгруженных товаров собственного производства увеличится на 20 % и достигнет 48,8 млрд руб., среднесписочная численность занятых на малых и микропредприятиях — 63,7 тыс. человек.
Бюджетная и налоговая политика
Бюджетная политика Ярославля направлена на концентрацию бюджетных средств для развития важнейших сфер жизнедеятельности города, постепенное сокращение долговых обязательств и обеспечение сбалансированности бюджета. Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является применение программно-целевого принципа формирования бюджета. В связи с этим при формировании расходной части бюджета города возрастает роль долгосрочных и ведомственных целевых программ. В
Налоговая политика в
Изменения коснутся и ставок налога на имущество физических лиц. В результате ожидаемые налоговые поступления по объектам жилого назначения увеличатся в 1,6 раза, по объектам нежилого (коммерческого) назначения — в 2,5 раза. Теперь что касается ЕНВД. Значения корректирующего коэффициента К2 в городе отстают от тех, что приняты в соседних областных центрах, а среднестатистические доходы граждан в Ярославле и ряде соседних городов сопоставимы, а значит, сопоставима и доходность бизнеса, переведенного на ЕНВД. Поэтому с 1 января 2011 года К2 увеличен в среднем на 10 %. Принимаемые меры позволят увеличить поступления в бюджет города по данным налогам почти на 30 %.
Капремонт и благоустройство
С 2008 года Ярославль включен в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Финансирование данной программы производится за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного, городского бюджетов и средств собственников жилых помещений. В 2011 году на софинансирование программы в городском бюджете предусмотрено 18 млн руб., за счет которых осуществляется капитальный ремонт 22 многоквартирных домов.
С 2010 года в городе действует долгосрочная целевая программа «Озеленение и благоустройство территорий в городе Ярославле». Целью программы является совершенствование эстетического вида Ярославля, создание гармоничной архитектурно-ландшафтной городской среды. На реконструкцию и создание новых объектов озеленения, благоустройство, озеленение и цветочное оформление объектов зеленого фонда в 2011 году предусмотрено 114,7 млн руб. В целом же объем финансирования расходов по благоустройству городских территорий в 2011 году составляет 699,1 млн руб., или около 10 % собственных доходов города, в том числе на уличное освещение предусмотрено 197,7 млн руб., содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них — 468,3 млн руб.
Здравоохранение
Перед городским здравоохранением стоят следующие задачи.
1 Снижение смертности от управляемых причин и, как следствие, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни населения. Для выполнения данной задачи предусматривается улучшить организацию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ярославская область и Ярославль вошли в федеральную программу по профилактике, диагностике и лечению больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. В 2010 году на базе МУЗ «Клиническая больница № 8» открыт первичный сосудистый центр. В
2 Развитие профилактического направления. Повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни и повышение ответственности за собственное здоровье. В 2010 году на базе городской поликлиники создан центр «Здоровье», который реализует комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, борьбу с факторами риска развития заболеваний. Проводится работа по подготовке к открытию аналогичного центра для детей на базе детской клинической больницы.
3 Повышение квалификации и оплаты труда медицинского персонала в зависимости от конечных результатов их работы.
Образование
Приоритетные направления развития муниципальной системы образования на
- оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений;
- совершенствование сети дошкольных образовательных учреждений;
- расширение спектра услуг, предоставляемых населению, за счет освоения новых образовательных программ;
- реализация проектов по продвижению в муниципальной системе образования инновационной практики, внедрение в городе проекта «Электронная школа».
В связи с повышением рождаемости и, как следствие, ростом числа воспитанников дошкольных учреждений открываются дополнительные группы в имеющихся учреждениях дошкольного образования, строятся новые детские сады. За 2010 и 2011 годы за счет переоборудования помещений в действующих учреждениях с минимальными затратами городского бюджета дополнительно организовано 1190 мест в дошкольных учреждениях. В 2011 году в рамках городской целевой программы начато строительство двух детских садов по 220 мест, один из которых предполагается ввести в 2012 году, также завершается реконструкция детского сада на 55 мест. На 2012 год запланировано выполнение проектных работ по четырем детским садам. Однако без поддержки вышестоящих бюджетов решить проблему с предоставлением мест в дошкольные учреждения невозможно. Меры, принимаемые за счет собственных средств городского бюджета, позволяют сократить потребность в дополнительных местах лишь на 40 %.
***
В заключение хочу сказать, что текущий год не менее значим для города, чем год прошедший, юбилейный. Проведена огромная работа, конечной целью которой стало улучшение качества жизни горожан, повышение привлекательности города и его рекреационных возможностей. В дальнейшем будет проводиться согласованная с правительством Ярославской области политика, направленная на поиск эффективных решений для социально-экономического развития города, привлечение инвестиций в создание новых и модернизацию действующих производств, поддержку малого и среднего бизнеса, наращивание темпов жилищного строительства.