XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Ярославль – жизнь после юбилея

Волончунас Виктор Владимирович
В прошлом году Ярославль масштабно и громко отметил свое тысячелетие. О том, чем древний город живет после юбилея, о планах и перспективах его развития рассказывает мэр Виктор Владимирович ВОЛОНЧУНАС.

Итоги прошлого года

Прошедший год, год празднования 1000-летия Ярославля, был значимым для нас. Поставленные перед руководством города задачи выполнены, несмотря на возникшие трудности, вызванные финансово-экономическим кризисом. К юбилею был проведен впечатляющий объем работ. 1000-летие Ярославля стало стимулирующим фактором для наиболее пострадавшей от кризиса сферы — строительства. За прошедший год, несмотря на проблемы с финансированием, было построено и введено в эксплуатацию 123 объекта капитального строительства, украсивших город и сделавших его еще более комфортным для проживания и привлекательным для развития туристического бизнеса. В их числе Успенский собор, торговый центр «Аксон», гостиница «Святой Георгий» на 210 мест, мотель на 92 места с сопутствующими объектами, торгово-офисный центр с подземной автостоянкой, Волжская набережная с памятником, посвященным 1000-летию города, и каскадом цветных фонтанов на Стрелке. К юбилею города в прибрежной зоне реки Которосль открыт новый парк общей площадью 6,4 га с фонтанами, беседками-ротондами, детскими площадками и пр. По состоянию на 1 января 2011 года стоимость проведенных в парке работ составила 56,3 млн руб., из них средства городского бюджета — 11,4 млн руб., остальное — средства предприятий и организаций города.

В юбилейный год товарооборот крупных и средних организаций города по всем видам экономической деятельности увеличился на 260 млрд руб., или 23,8 %, промышленных предприятий — на 106,6 млрд руб., или 17,6 %. Значительный рост оборота наблюдался в сфере производства готовых металлических изделий (в 3,7 раза), производства транспортных средств и оборудования (на 47 %), химическом производстве (на 42,9 %), производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 36,9 %). Прибыль предприятий Ярославля по итогам 2010 года составила 11,6 млрд руб., поступления в бюджет города налога на доходы физических лиц — 3,7 млрд руб., доходы бюджета от арендной платы за землю составили 754,9 млн руб. От реализации муниципального имущества и продажи земельных участков бюджет получил 720,3 млн руб.

Промышленность и малый бизнес

В рамках реализации стратегических документов (см. раздел «Приоритеты Ярославля») планируется рост объемов производства на промышленных предприятиях. Ожидается, что рост объемов производства до 2013 года будет составлять 9–10 % ежегодно. В связи с принимаемыми мерами и наращиванием объемов производства число занятых в экономике города также должно увеличиться.

В целях поддержки малого бизнеса, роль которого в экономике города за последние годы значительно возросла, за счет средств областного и городского бюджетов реализуется Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на которую в 2011 году будет направлено 7,3 млн руб. Программа предусматривает предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства десять видов субсидий.

По прогнозу в 2011 году число малых и микропредприятий Ярославля составит 17,6 тыс. единиц. Объем отгруженных товаров собственного производства увеличится на 20 % и достигнет 48,8 млрд руб., среднесписочная численность занятых на малых и микропредприятиях — 63,7 тыс. человек.

Бюджетная и налоговая политика

Бюджетная политика Ярославля направлена на концентрацию бюджетных средств для развития важнейших сфер жизнедеятельности города, постепенное сокращение долговых обязательств и обеспечение сбалансированности бюджета. Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является применение программно-целевого принципа формирования бюджета. В связи с этим при формировании расходной части бюджета города возрастает роль долгосрочных и ведомственных целевых программ. В 2011–2013 годах в городе будет реализована 31 долгосрочная и ведомственная целевая программа. В целях организации деятельности органов городского самоуправления по повышению эффективности расходов бюджета города в сентябре 2011 года разработана и утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на 2011–2013 годы.

Налоговая политика в 2011–2013 годах нацелена на обеспечение необходимого уровня доходов городского бюджета. В результате переоценки кадастровой стоимости земель Ярославской области, проведенной в 2010 году, кадастровая стоимость земельных участков города снизилась, что повлечет за собой уменьшение с 1 января 2012 года собственной доходной базы городского бюджета. На земельные участки для основной группы налогоплательщиков — промпредприятий, а также в отношении участков сельскохозяйственного назначения в Ярославле установлены предельные размеры ставки земельного налога, предусмотренные налоговым законодательством: 1,5 и 0,3 % соответственно. По остальным категориям земель установленные ставки ниже предельного уровня. Планируемый в ближайшее время пересмотр ставок налога до максимальных размеров позволит обеспечить дополнительное поступление налога в бюджет города в 2012 году. Кроме того, в целях расширения собственной налогооблагаемой базы активизирована работа по формированию земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для реализации их с аукционов.

Изменения коснутся и ставок налога на имущество физических лиц. В результате ожидаемые налоговые поступления по объектам жилого назначения увеличатся в 1,6 раза, по объектам нежилого (коммерческого) назначения — в 2,5 раза. Теперь что касается ЕНВД. Значения корректирующего коэффициента К2 в городе отстают от тех, что приняты в соседних областных центрах, а среднестатистические доходы граждан в Ярославле и ряде соседних городов сопоставимы, а значит, сопоставима и доходность бизнеса, переведенного на ЕНВД. Поэтому с 1 января 2011 года К2 увеличен в среднем на 10 %. Принимаемые меры позволят увеличить поступления в бюджет города по данным налогам почти на 30 %.

Капремонт и благоустройство

С 2008 года Ярославль включен в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Финансирование данной программы производится за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного, городского бюджетов и средств собственников жилых помещений. В 2011 году на софинансирование программы в городском бюджете преду­смотрено 18 млн руб., за счет которых осуществляется капитальный ремонт 22 многоквартирных домов.

С 2010 года в городе действует долгосрочная целевая программа «Озеленение и благоустройство территорий в городе Ярославле». Целью программы является совершенствование эстетического вида Ярославля, создание гармоничной архитектурно-ландшафтной городской среды. На реконструкцию и создание новых объектов озеленения, благо­устройство, озеленение и цветочное оформление объектов зеленого фонда в 2011 году предусмотрено 114,7 млн руб. В целом же объем финансирования расходов по благоустройству городских территорий в 2011 году составляет 699,1 млн руб., или около 10 % собственных доходов города, в том числе на уличное освещение предусмотрено 197,7 млн руб., содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них — 468,3 млн руб.

Здравоохранение

Перед городским здравоохранением стоят следующие задачи.

1 Снижение смертности от управляемых причин и, как следствие, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни населения. Для выполнения данной задачи предусматривается улучшить организацию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ярославская область и Ярославль вошли в федеральную программу по профилактике, диагностике и лечению больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. В 2010 году на базе МУЗ «Клиническая больница № 8» открыт первичный сосудистый центр. В 2011–2013 годах предполагается оснастить сосудистый центр современным оборудованием. В 2010 году реализована программа оказания экстренной и неотложной помощи при ДТП на федеральной трассе М-8 Москва — Холмогоры для снижения смертности от ДТП.

2 Развитие профилактического направления. Повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни и повышение ответственности за собственное здоровье. В 2010 году на базе городской поликлиники создан центр «Здоровье», который реализует комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, борьбу с факторами риска развития заболеваний. Проводится работа по подготовке к открытию аналогичного центра для детей на базе детской клинической больницы.

3 Повышение квалификации и оплаты труда медицинского персонала в зависимости от конечных результатов их работы.

Образование

Приоритетные направления развития муниципальной системы образования на 2011–2013 годы определены в соответствии с принятой Национальной образовательной стратегией-инициативой «Наша новая школа» и программой развития муниципальной системы образования на 2009–2011 годы. В системе образования планируется:

  • оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений;
  • совершенствование сети дошкольных образовательных учреждений;
  • расширение спектра услуг, предоставляемых населению, за счет освоения новых образовательных программ;
  • реализация проектов по продвижению в муниципальной системе образования инновационной практики, внедрение в городе проекта «Электронная школа».

В связи с повышением рождаемости и, как следствие, ростом числа воспитанников дошкольных учреждений открываются дополнительные группы в имеющихся учреждениях дошкольного образования, строятся новые детские сады. За 2010 и 2011 годы за счет переоборудования помещений в действующих учреждениях с минимальными затратами городского бюджета дополнительно организовано 1190 мест в дошкольных учреждениях. В 2011 году в рамках городской целевой программы начато строительство двух детских садов по 220 мест, один из которых предполагается ввести в 2012 году, также завершается реконструкция детского сада на 55 мест. На 2012 год запланировано выполнение проектных работ по четырем детским садам. Однако без поддержки вышестоящих бюджетов решить проблему с предоставлением мест в дошкольные учреждения невозможно. Меры, принимаемые за счет собственных средств городского бюджета, позволяют сократить потребность в дополнительных местах лишь на 40 %.

***

В заключение хочу сказать, что текущий год не менее значим для города, чем год прошедший, юбилейный. Проведена огромная работа, конечной целью которой стало улучшение качества жизни горожан, повышение привлекательности города и его рекреационных возможностей. В дальнейшем будет проводиться согласованная с правительством Ярославской области политика, направленная на поиск эффективных решений для социально-экономического развития города, привлечение инвестиций в создание новых и модернизацию действующих производств, поддержку малого и среднего бизнеса, наращивание темпов жилищного строительства.