Стратегический курс Хабаровска
Бюджет
Исполнение доходной части бюджета города за девять месяцев текущего года составило 8,5 млрд руб. (71,7 % от уточненных годовых назначений на 2011 год — 11,8 млрд руб.). Основную долю в налоговых и неналоговых доходах составляют НДФЛ — 44 % (2,7 млрд руб.), налоги на совокупный доход — 13 % (0,8 млрд руб.), доходы от использования имущества (аренда земли и имущества, отчисления от прибыли МУПов, доходы от размещения рекламы, наем жилых помещений, дивиденды) — 12,5 % (0,7 млрд руб.).
Общий объем расходов составил 7,9 млрд руб., или 62,8 % от годовых назначений — 12,7 млрд руб. Самый большой удельный вес составляют расходы на образование — 35,8 %, ЖКХ — 20,3 %, здравоохранение и спорт — 15,5 %. На протяжении ряда лет нам удается сохранять баланс между социально ориентированным бюджетом и бюджетом развития. Доля социальных расходов в 2009 году составляла 65 % (9,1 млрд руб.), в 2010 году — 64 % (8,0 млрд руб.). Мы планируем и в текущем году сохранить этот показатель.
В 2011 году бюджетная политика города скорректирована исходя из сложившейся экономической ситуации и направлена на оптимизацию и повышение эффективности расходов городского бюджета. Для достижения поставленной цели администрацией города принята целевая программа «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов МСУ;
- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета городского округа;
- переход к утверждению «программного» бюджета городского округа;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем реализации Закона №
83-ФЗ; - реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов МСУ.
Администрация продолжает работу по внедрению и развитию принципов БОР. Так, в целях оптимизации бюджетной сети с 2008 года в городе создаются и успешно функционируют муниципальные автономные учреждения. До 2011 года в различных отраслях работало 40 АУ. На 1 октября 2011 года в городе уже было создано 100 АУ (36,1 %), из них в сфере образования — 81, физической культуры и спорта — 10, культуры — 6, при департаменте муниципальной собственности — 3.
Ведется подготовительная работа по переходу на формирование программной структуры расходов бюджета города и создание самих муниципальных программ. Принято постановление администрации города «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Хабаровска», в котором утвержден Перечень муниципальных программ Хабаровска до 2012 года. Также подготовлены и будут утверждены в декабре Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ города. Имея нормативную основу, мы приближаемся к переходу на новую систему управления финансами и обеспечения результативности.
Социально-экономическое положение города
Оценивая результаты работы, могу с полным основанием дать позитивную оценку развитию экономики и социальной сферы города, которые характеризуются положительными тенденциями роста основных макроэкономических показателей. За январь — сентябрь 2011 года оборот крупных и средних организаций вырос на 12,6 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Промышленность сохраняет свою приоритетность в экономическом развитии Хабаровска. III квартал 2011 года завершился приростом объемов выпуска продукции на 13,1 % к уровню прошлого года. Удельный вес прибыльных организаций составил свыше 60 % от общего числа по городу. По итогам 2011 года, оборот крупных и средних организаций города ожидается на 15,8 % больше уровня 2010 года, промышленное производство возрастет на 15,5 %, товарооборот — на 12,9 %, средняя заработная плата — на 15 %. В текущем году в городе будет введено 291 тыс. кв. м жилья.
У нас создана необходимая структура управления строительным комплексом, разработаны нормативная правовая база в области регулирования и поддержки инвестиционной деятельности и правовое поле, упрощающее процедуру выделения земли в городе, приняты Правила застройки, Генеральный план города, завершена инвентаризация земель. Как итог — рост объемов инвестиций в 2010 году составил 3 %, в 2011 году — 14,2 % (без учета вложений в транзитные объекты нефтегазовой отрасли).
Одна из главных задач администрации города — совершенствование методов управления муниципальными предприятиями, а это 24 МУПа в семи отраслях городского хозяйства с общей численностью работающих 6,9 тыс. человек. Восстановлено плановое экономическое регулирование финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Это позволило вывести МУПы на безубыточную работу, обеспечить ежегодный рост объемов производства, качество оказываемых услуг. Согласно прогнозу суммарные объемы работ, услуг предприятий муниципального сектора в 2011 году составят 6,7 млрд руб., что на 6,2 % больше, чем в 2010 году.
Для решения проблем экологического характера ведется строительство второй очереди полигона твердых бытовых отходов и мусороперегрузочной станции «Южная», предусмотрена реконструкция особо охраняемых природных территорий местного значения — парка им. Гагарина, парка окружного Дома офицеров Российской Армии. Для обеспечения жителей города питьевой водой в 2011 году будет сдан в эксплуатацию альтернативный источник водоснабжения — первая очередь Тунгусского водозабора подземных вод. С начала 2011 года введен в эксплуатацию ряд социально значимых объектов: пусковой комплекс объекта «Расширение и реконструкция водопровода», несколько жилых домов и пр. До конца 2011 года планируется ввести в эксплуатацию два детских сада, городской Дворец культуры, Центр уличного баскетбола и другие объекты. Продолжается работа по реализации инвестиционных проектов. Среди них кирпичный завод, торгово-развлекательный комплекс, реконструкция кинотеатра «Хабаровск», экологический парк в Северном округе и пр.
В 2011 году принят План первоочередных действий по обустройству жизни в городе на
Администрацией города ведется комплексная ревизия стратегического плана, его детализация и актуализация. Предполагается проработать вопросы создания организационных, методических, финансовых условий для повышения эффективности использования инфраструктуры на территории города, разработать концептуальную основу бизнес-модели с актуализацией задач стратегического планирования организации муниципально-частного партнерства, включить в стратегический план бюджетную стратегию, увязав приоритетные направления развития с источниками финансирования.
Инвестиционные проекты
В городе сформирована достаточная правовая основа, позволяющая строить эффективное взаимодействие с инвесторами и реализовывать сложные и высокодоходные инвестиционные проекты. Для развития муниципально-частного партнерства в рамках привлечения инвестиций администрация города выступила учредителями ОАО «Центр инновационных технологий» и ОАО «Управление инвестиционных программ». На первоначальном этапе администрации города пришлось затратить значительные средства на продвижение первых инвестиционных проектов, однако в дальнейшем эти вложения окупились и, что особенно важно, удалось завоевать доверие со стороны инвесторов к нашим проектам как в коммерческом, так и в социальном секторе экономики. Изменение подходов к обеспечению строительства объектов социальной и деловой инфраструктуры города наглядно проявляется в динамике общей величины и структуре финансирования общегородских инвестиционных программ. Доля бюджетных источников инвестиционных программ уменьшилась с 80 до 0 %, что объясняется значительным увеличением инвестиционных ресурсов бизнеса.
Результаты реализации муниципально-частного партнерства находятся на виду у жителей города, которые за последние годы оценили такие объекты, как обновленный детский парк им. Гайдара, сети современных муниципальных торговых комплексов и магазинов «Ветеран», муниципальные социальные бани, кинотеатр «Дружба», реконструированную привокзальную площадь, развлекательные, деловые и торговые центры.
В целях привлечения дополнительных ресурсов администрация города проводит системную работу по включению городских жизнеобеспечивающих объектов в федеральные и краевые целевые программы. В результате в настоящее время подтверждено софинансирование из федерального бюджета по 15 городским объектам на
В рамках реализации городской программы по строительству и реконструкции за счет средств бюджета города в
Несколько лет идет реконструкция Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, суммарный объем инвестиций в реконструкцию составит порядка 1,3 млрд руб., плановые сроки завершения модернизации завода — 2013 год. Вложенные средства позволят повысить глубину переработки нефти и производить до 1,8 млн тонн высококачественных нефтепродуктов.
В части обеспечения развития транспортно-транзитной международной функции города создается эффективная система управления и координации транспортными потоками и взаимодействием между различными видами транспорта в рамках Хабаровского транспортного узла. В 2011 году подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Хабаровским аэропортом и южнокорейской корпорацией «Инчхон», в рамках которого международный аэропорт «Инчхон» и аэропорт Хабаровска будут осуществлять развитие хабаровского авиаузла. На первом этапе — с 2013 по 2015 год — будет построен новый терминал пропускной способностью 2,5 млн пассажиров в год (сегодня этот показатель равен 1,4 млн), а к 2030 году аэропорт сможет обслуживать до 4 млн человек в год. По оценкам специалистов, планируемый объем инвестиций в аэропорт Хабаровска составит от 300 до 350 млн долл. Также ожидается и государственное участие в проекте. В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» предусмотрено выделение около 6 млрд руб. на реконструкцию взлетно-посадочных полос Хабаровского аэропорта.
Администрацией города будет продолжена практика по поддержке наиболее значимых для города инвестиционных проектов. В течение последних трех лет инвесторами получено преференций в виде снижения арендных платежей в размере 117 млн руб. В 2011 году, по предварительным данным, инвесторы получат преференции на сумму 46 млн руб. В целях стимулирования и развития инвестиционных процессов ежегодно проводится городской конкурс «Лучший реализованный инвестиционный проект года».
Политика города в отношении малого бизнеса
В Хабаровске с 1998 года идет, и весьма успешно, системная работа по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. Конструктивная работа с предпринимательским сектором экономики позволила по итогам III квартала 2011 года обеспечить рост оборота малого бизнеса на 16 % к аналогичному периоду 2010 года. По итогам 2011 года оборот малого бизнеса превысит уровень 2010 года на 14,2 %.
В настоящее время реализуется пятая по счету городская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на
В рамках реализации мероприятий программы по оказанию муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий направлено 13,8 млн руб. Субсидии предоставляются:
- для компенсации части процентной ставки по кредитам, выданным кредитными организациями;
- компенсации производителям товаров, работ, услуг части расходов на участие в региональных, всероссийских и международных выставках-ярмарках;
- возмещения части затрат на организацию и проведение специализированных тематических выставок-ярмарок;
- на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на создание рабочих мест для отдельных категорий граждан;
- возмещение части затрат на создание и регистрацию товарного знака, разработку интернет-сайтов, а также на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере оказания услуг детского дошкольного образования, проведение обучающих мероприятий и др.
С целью поддержки предпринимательства администрацией города принято решение о снижении ставок земельного налога (с 1,5 до 1,2 %) — преференции по этому направлению достигают 10 млн руб. Сформирован перечень помещений (более 100 ед.), предоставляемых в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки предпринимательства. Соблюдаются требования Закона №
В городе применяется схема по снижению арендных платежей за земельные участки и муниципальное имущество, на которых реализуются инвестиционные проекты по созданию объектов производственного, социального, культурного, спортивного, жилого и торгового назначения. На период окупаемости инвестиционного проекта (но не более пяти лет) при расчете арендной платы в этих случаях применяется понижающий коэффициент 0,1. Запущен механизм реализации концессионных соглашений. Он позволяет привлечь средства частных инвесторов в объекты муниципальной собственности.
Установлен порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города с предпринимательским сектором экономики при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего бизнеса. В соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №
Для совершенствования форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса, устранения административных барьеров в развитии предпринимательства продолжается работа телефона «прямой линии» и Совета по предпринимательству при мэре города, проводятся круглые столы «Хабаровская городская дума, администрация города и бизнес-сообщество в развитии экономики города».
Результат проделанной работы — повышение значимости малого бизнеса в экономике города. Официально в Хабаровске около 24 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 4 % больше, чем в 2010 году. Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса составляют более 30 % от общей суммы уплаченных в бюджет города налогов. За первое полугодие 2011 года в бюджет Хабаровска поступило налоговых доходов более 2,7 млрд руб., из них 35 %, или 950,4 млн руб., приходится на доходы от субъектов малого бизнеса, что на 12,5 % больше, чем за шесть месяцев 2010 года.
В 2011 году доля оборота малого бизнеса ожидается на уровне 38,9 % от оборота организаций города по всем видам экономической деятельности, среднесписочная численность занятых в малом бизнесе увеличится на 3,6 % к уровню 2010 года и составит 114 тыс. человек.
Дальнейшее развитие Хабаровска зависит от ускоренной модернизации всех сфер городского хозяйства и экономики, поэтому администрация города ставит новые задачи и ищет современные пути их эффективного решения, чтобы через системное развитие города достичь реального благополучия жителей.