XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

На каждый муниципальный рубль мы привлекаем 6,3 рубля

Николайчук
О сбалансированном городском бюджете, новых подходах к работе с инвесторами и перспективах участия Томска в федеральной программе поддержки индустриальных парков журналу «Бюджет» рассказал мэр города Николай Алексеевич НИКОЛАЙЧУК.

Жить по средствам

Томск с 2009 года продолжает политику привлечения ресурсов на развитие города на условиях софинансирования с бюджетами других уровней. В 2010 году на один рубль из местного бюджета мы привлекли четыре рубля из средств Федерации и региона. В 2011 году это соотношение было уже 1:4,1. А в прошлом году на один рубль местного бюджета объем привлеченных средств федерального и областного бюджетов составил 6,3 рубля.

С 1998 года в Томске ежегодно утверждался дефицитный бюджет, и на 1 января 2013 года объем муниципального долга достиг 2,5 млрд руб. В соответствии с соглашением, заключенным администрацией Томска и департаментом финансов Томской области, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. На конец 2012 года объем долга составил 47,7 %. Тем не менее мы считаем управление муниципальным долгом эффективным, поскольку, несмотря на его рост (на 32,7 % в 2011 году и 14,3 % в 2012 году), расходы на обслуживание долга сокращались — на 7 % в 2011 году и 5,1 % в 2012 году.

На 2013 год в Томске утвержден бездефицитный бюджет с параметрами доходной и расходной части в 8,6 млрд руб. Этому кроме желания уменьшить муниципальный долг способствовали неопределенность в части софинансирования расходов на реализацию указов Президента РФ по увеличению заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы и принятие областного бюджета позже городского.

Налоговые доходы по сравнению с 2012 годом увеличены на 14 % и достигли 5,2 млрд руб., неналоговые — на 7 % и достигли 1,2 млрд. Объем безвозмездных поступлений предусмотрен в размере 2,2 млрд руб. Бюджет города на 2013 год, несмотря на отсутствие роста практически по всем направлениям расходов, продолжает сохранять социальную направленность. 62 % всей расходной части — 5,3 млрд руб. — пойдет на финансирование социальной сферы.

В бюджете предусмотрены средства — 93,9 млн руб. — на реализацию Федерального закона от 28 февраля 2012 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ „Об образовании“». Они будут направлены на увеличение финансового обеспечения муниципальных дошкольных учреждений в связи с изменением состава родительской платы, а также на финансовое обеспечение негосударственных дошкольных учреждений в части общеобразовательных программ (в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Кроме того, предусмотрены средства на увеличение заработной платы педагогам музыкальных, художественных школ и школ искусств в связи с изменением нормы часов в неделю с 24 до 18. В жилищно-коммунальное хозяйство направлено 712,3 млн руб., включая расходы на благоустройство в сумме 251,6 млн руб. На нужды здравоохранения запланировано 520,5 млн руб., на дорожное хозяйство — 622,6 млн руб., на поддержку муниципального транспорта — 307,1 млн.

Мы смогли сохранить все действующие и публичные обязательства. И более того, сочли необходимым взять на себя ряд дополнительных, касающихся введения доплат молодым воспитателям детских дошкольных учреждений. В бюджете 2013 года предусмотрены средства на ежемесячные выплаты этой категории педагогов в размере 1 тыс. руб. — работающим менее одного года, 2 тыс. руб. — работающим менее двух лет и 3 тыс. руб. — тем, кто работает в детских садах менее трех лет. Надеемся, что это будет способствовать привлечению в отрасль молодых педагогических кадров.

Я уверен: несмотря на достаточно жесткие рамки основного финансового документа, у города сегодня есть ресурсы для развития за счет определения четких приоритетов новых инструментов инвестиционной политики и создания комфортных условий проживания томичей.

В городе активно осуществляется переход на программно-целевое финансирование бюджета. Сейчас на территории Томска действует 25 ведомственных целевых программ (55,1 % в общем объеме расходов) и 25 городских целевых программ (9,5 %). Особое внимание в этом году мы продолжаем уделять развитию инженерной инфраструктуры. На одноименную городскую целевую программу в бюджете 2013 года выделено 261,8 млн руб. В ее рамках продолжится разработка генеральной схемы теплоснабжения города, проектирование и строительство сетей водоснабжения и канализационных очистных сооружений, также намечено приобретение пяти новых газовых котельных в с. Дзержинское, Тимирязевское, пос. Аникино.

Окно для инвестора

Муниципалитеты сегодня заинтересованы в создании новых рабочих мест, поскольку основным источником увеличения доходной части бюджета остается налог на доходы физических лиц. Учитывая это, мы пересмотрели подходы к работе с инвесторами, создали специализированную структуру «Агентство развития города» и приняли городскую целевую программу по развитию промышленных парков. На эту программу в городском бюджете запланировано 37,7 млн руб., что позволит нам привлечь региональное и федеральное софинансирование.

Агентство развития города, которому было поручено сформировать новые подходы к привлечению инвесторов, приступило к работе в сентябре прошлого года. Это своеобразное «единое окно», куда потенциальный инвестор подает определенный пакет документов, и на этом его хождения по чиновничьим кабинетам заканчиваются. Агентство берет на себя решение всех вопросов, связанных с оформлением земельного участка, техническим присоединением, рассмотрением и утверждением проекта. Мы ставим себе задачу максимально сократить временной промежуток от идеи до реализации проектов и тем самым повысить инвестиционную привлекательность Томска.

На сегодняшний день в городе выделена большая территория для развития промышленных парков. В генеральном плане Томска определены границы территориальных зон промышленных и логистических парков, а также установлена функциональная зона в отношении трех площадок промышленных и логистических парков общей площадью 184 га в районах Северной площадки, ул. Березовой и Мостовой. Город берет на себя строительство всей инженерной инфраструктуры — к каждому участку будут подведены газ, электричество, сети водоснабжения и водоотведения. Инвестору остается только построить здесь свое производство. Мы планируем, что у каждой из площадок будет своя специ­фика — пищевая, индустриальная, логистическая. Между администрацией города и первым резидентом — ООО «Томсккабель» уже заключен договор. С девятью другими потенциальными резидентами промышленных парков Агентство развития города ведет активную работу.

Мы предполагаем, что промышленные парки будут востребованы и для перевода действующих производств, которые формировались в Томске как эвакуационные в годы Великой Отечественной войны. В 40-е годы площадки, где размещались промышленные производства, были на окраинах. Сегодня это центральная часть города. Экономика и вопросы экологической безопасности диктуют нам необходимость вывода промышленных производств из центра. В этом заинтересованы все: и предприятия, которые смогут уменьшить налоговые платежи, и муниципалитет, поскольку высвобождаемые площади могут быть использованы для размещения городских объектов.

Для резидентов промышленных парков преду­смотрены пониженные ставки арендной платы на этапе строительства. К примеру, на Северной площадке размер арендной платы составляет 6 руб. за квадратный метр. После ввода площадки в эксплуатацию ставка повысится, но тем не менее останется льготной.

На сегодняшний день мы уже провели конкурс и определили компанию, которая займется проектированием инженерной инфраструктуры промышленного парка. Сейчас Томск готовит заявку в Минэкономразвития России на получение федеральной субсидии. В 2013 году на развитие промышленных парков мы рассчитываем получить 770 млн руб. с учетом софинансирования из областного бюджета.

Город комфорта

Города вынуждены бороться за людские ресурсы. Это общемировая тенденция, которая обусловливает и инвестиционную политику, и необходимость создания комфортных условий для проживания людей. Население Томска в последние годы растет. С 2002 года численность жителей увеличилась с 506 до 566 тыс. Основной приток по-прежнему обеспечивает томский научно-образовательный комплекс. Мы со своей стороны видим задачу власти в обеспечении комфортной среды для проживания. Это целый комплекс вопросов, куда входит и строительство жилья, и развитие транспортной инфраструктуры, и стимулирование создания новых рабочих мест (о чем говорилось выше), и обеспечение жителей социальной инфраструктурой — объектами здравоохранения, школами, детсадами, учреждениями культуры и спорта.

Мы планомерно движемся в этих направлениях. Уже определены площадки под строительство девяти детских садов, два из которых будут введены в 2013 году. Совместно с Томской домостроительной компанией продолжается комплексное жилищное строительство микрорайона-миллионника «Солнечная долина» и ведется проектирование нескольких других крупных микрорайонов. В целом за 2012 год ввод жилья в Томске, включая ИЖС, составил 384 тыс. кв. м.

В конце прошлого года мы начали реализацию проекта «Новые остановки Томска». Проект рассматривает остановочные комплексы как часть улично-дорожной сети с учетом карманов. И в первую очередь к ним предъявляются требования безопасности. Каждая остановка Томска будет оборудована круглосуточным видеонаблюдением, тревожной кнопкой вызова полиции, освещением в вечернее и ночное время. Пассажиры общественного транспорта получат также набор информационных услуг. Выйдя из общественного транспорта, они смогут воспользоваться бесплатными точками доступа WI-FI и платежными системами. Учитывая, что весь муниципальный транспорт с 1 января 2013 года оснащен системой ГЛОНАСС, специальные электронные табло будут транслировать время ожидания до прихода того или иного маршрута, а также температуру воздуха и другую полезную информацию. Агентству развития города поручено найти инвесторов для реализации этого проекта. Первая современная остановка появится в Томске в ближайшее время.

Подтверждением успешности нашей работы по созданию комфортных условий проживания может служить второе место во всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России», которое Томск завоевал в прошлом году. Вместе с Томском за звание «самого благоустроенного» боролись 105 городов. Стоит отметить, что наш город уже второй раз получает столь высокую награду. В 2008 году мы стали третьими. Сейчас поднялись на позицию выше. Значит, мы движемся в правильном направлении.