XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Хабаровск юбилейный

Соколов Александр Николаевич
2013 год для Хабаровска вдвойне значим — город отмечает свое 155-летие и готовится к муниципальным выборам. О том, что сумела сделать действующая команда администрации города к настоящему моменту и какие задачи ставит на ближайшую перспективу, читайте в статье. Александр Николаевич СОКОЛОВ, мэр г. Хабаровска

Итоги социально-экономического развития

2012 год стал плодотворным для всех отраслей экономики и социальной сферы. Оборот организаций города составил 361,9 млрд руб., что выше уровня 2011 года на 5,3 %. Основной прирост обеспечили операции с недвижимым имуществом (111,9 %), финансовая деятельность (106,7 %), транспорт и связь (104,6 %), оптовая и розничная торговля (104,8 %). Объем промышленности увеличился на 7 %. Наибольший прирост обеспечили предприятия по обработке древесины (рост 270 %), металлургического производства (142 %), по производству машин и оборудования (136 %), неф­тепродуктов (110,8 %), пищевых продуктов (103,8 %).

Укрепились позитивные тенденции улучшения финансовой деятельности организаций муниципалитета. Удельный вес прибыльных организаций составил 75 % от общего числа по городу. Сальдированный финансовый результат в экономике Хабаровска составил 21 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2011 годом в 2,2 раза. Даже проблемные предприятия муниципального пассажирского автотранспорта закончили 2012 год с чистой прибылью. А в целом муниципальный сектор экономики нарастил объемы производства и увеличил производительность труда, получив около 300 млн руб. валовой прибыли.

2012 год отмечен и высокой инвестиционной активностью. В развитие экономики и социальной сферы города направлено 94,5 млрд руб. инвестиций, что на 9,6 % больше уровня 2011 года, причем порядка 10 млрд руб. — объем инвестиций, обеспеченный организациями муниципального сектора экономики. Город стал активным участником федеральных целевых программ и инвестиционных проектов. Из вышестоящих уровней бюджетов дополнительно привлечено около 4 млрд руб. Благодаря этому успешно реализованы жизнеобеспечивающие проекты, в их числе:

  • пусконаладочные работы на водозаборе Тунгусского месторождения (запущен в эксплуатацию первый пусковой комплекс водозаборных сооружений производительностью 25 тыс. куб. м в сутки);
  • расширение и реконструкция водопровода в Хабаровске;
  • капитальный ремонт 140 улиц города;
  • капитальный ремонт многоквартирных домов с установкой 22 лифтов и пр.

Значимая часть экономического успеха города принадлежит малому бизнесу. Им сформирован устойчивый и значительный по своему влиянию сектор экономики. Это до 40 % общего оборота организаций Хабаровска, 37,2 % налоговых доходов бюджета города. Малый бизнес обеспечивает занятость практически каждого третьего работника в общей численности занятых в экономике.

Особый акцент в развитии малого бизнеса делается на поддержку молодежного предпринимательства. В городе впервые прошел Международный молодежный бизнес-форум «Хабаровск — город бизнеса, творчества и карьеры», на котором более 700 молодых людей из разных стран поделились своими достижениями. Эту практику мы будем продолжать и в дальнейшем.

Большое внимание администрация города уделяет повышению жизненного уровня населения, закреплению позитивных тенденций в социальной сфере. В Хабаровске в 2012 году введено 275,7 тыс. кв. м жилья. Что касается муниципального жилья, то уже заключен контракт на строительство 220 квартир, срок передачи их жильцам — ноябрь 2013 года. Также реализуется городская целевая программа «Жилье для молодых семей на 2011–2015 годы». В рамках программы социальные выплаты на улучшение жилищных условий уже получили 305 семей.

Меняется система образования, теперь она ориентирована на качество, вариативна, поощряет творческое начало. Этому во многом способствует национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», для реализации которой в городе используются инвестиционные ресурсы шести федеральных и краевых целевых программ.

В Хабаровске продолжает действовать эффективная система адресной социальной поддержки, направленная на помощь пожилым людям, семьям с детьми, людям с ограниченными возможностями. В 2012 году создано новое учреждение «Центр социальной работы с населением поселка Красная Речка». Все программные мероприятия отрасли выполнены в полном объеме. Принята программа «Доступная среда на 2013–2015 годы».

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года особое внимание в Хабаровске уделяется развитию данного направления. Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, неуклонно растет и составила в 2012 году 23 % от числа жителей города. Улучшается состояние муниципальной спортивной базы. Основным критерием оценки деятельности муниципальных спортивных учреждений являются достижения их воспитанников, которые они показывают на всероссийских и международных соревнованиях.

Стратегические планы

Многие наши достижения были бы невозможны без постоянной целенаправленной работы по совершенствованию системы муниципального управления. С участием городского сообщества в 2012 году была принята новая редакция стратегического плана Хабаровска. Первыми и пока единственными из муниципальных образований России мы внедрили в управление городом сбалансированную систему показателей. Передовой метод управления был представлен на Общероссийском конкурсе «За эффективную реализацию городских стратегий развития», на котором Хабаровску присуждено первое место среди муниципальных образований России.

Для повышения эффективности бюджетных расходов утверждена Бюджетная стратегия до 2020 года, постоянно совершенствуется нормативная правовая база, обеспечено формирование программной структуры расходов бюджета города.

В 2012 году активно продолжалась работа по формированию электронного муниципалитета. Созданы условия перехода на новый качественный уровень предоставления муниципальных услуг в электронной форме. Начата работа по созданию интеллектуальной системы управления дорожно-транспортным комплексом Хабаровска.

Реализация Указа Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления», переход администрации города на управление по результатам, установление персональной ответственности руководителей за достижение более высоких показателей развития курируемых отраслей способствовали повышению качества предоставляемых муниципальных услуг. По итогам оценки эффективности деятельности городу присуждено первое место в Хабаровском крае, а в рейтинге 15 административных центров и крупных городов Сибири и Дальнего Востока Хабаровск занял второе место.

На федеральном уровне утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, определена идеология государственной программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года, в послании Президента РФ поставлены базовые для страны вопросы. Майские указы президента страны обозначили целевые индикаторы развития реальной экономики и социальных отраслей. Эти программные документы легли в основу формирования прогноза социально-экономического развития Хабаровска на 2013 год.

Мы планируем, что на 6,5 % возрастет оборот организаций, на 9 % — объем промышленного производства. Будут сохранены темпы роста розничной торговли и общественного питания (115 и 110,4 % соответственно). Рост реальной заработной платы прогнозируется на уровне 104,3 % (43 тыс. руб.), уровень безработицы — 0,4 % от численности экономически активного населения. Кроме того, мы рассчитываем на сохранение стабильного развития муниципального сектора экономики.

Инновации и инвестиции

Для поддержки инновационных проектов предусмотрены финансовые ресурсы на возмещение затрат на инновационное развитие, получение грантов, преференции по арендной плате за землю и муниципальное имущество. Кроме того, учитывая формирование в Хабаровском крае кластера авиа- и судостроения, нам необходимо своевременно включиться в инновационный процесс и усилить позиции Хабаровска как научного, образовательного, инфраструктурного центра региона. В этих целях мы формируем пакет предложений по включению инвестиционных проектов города, направленных на создание и развитие предприятий, применяющих инновационные технологии, в перечень объектов авиа- и судостроительного кластера края.

Темпы экономического и социального развития города в значительной мере зависят от объемов инвестиционных вложений. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составит 106 млрд руб., или 112,2 % к уровню 2012 года. Наибольший удельный вес инвестиций в разрезе видов экономической деятельности обеспечат транспорт и связь, обрабатывающие производства и отрасли электроэнергетики.

В городе реализуются новые крупные инвестиционные проекты — реконструкция Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (объем инвестиций — 1,3 млрд руб.), развитие авиаузла в партнерстве с южно-корейской корпорацией «Инчхон» (объем инвестиций — 350 млн долл.), строительство стеклотарного завода мощностью 450 млн условных бутылок в год с применением нанотехнологий (объем капитальных затрат — 78,8 млн евро), головного расчетно-кассового центра Банка России (объем инвестиций около 2 млрд руб.), центра по оказанию гемодиализной помощи (объем инвестиций более 150 млн руб.).

В 2013 году начнется строительство автомагистрали «Восточный обход города Хабаровска». Новая объездная автодорога (29 км) соединит уже действующие автомагистрали «Амур» и «Уссури», что позволит значительно разгрузить центр столицы края. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что новая дорога станет залогом развития промышленного узла, создаваемого в регионе. Предварительная стоимость строительства дороги оценивается в 15,5 млрд руб.

Прогнозируемый ввод жилья на 2013 год составляет 295 тыс. кв. м с ростом к 2012 году на 7 %. Начато освоение нового микрорайона «Ореховая сопка», строительство жилых домов в Волочаевском городке, микрорайоне «Строитель», жилых домов переменной этажности в границах улиц Джамбула и Советская.

По инвестиционным программам администрации города предусматривается ввести в 2013 году в эксплуатацию киноразвлекательный центр «Хабаровск», первую очередь парка «Северный», начать капитальный ремонт Матвеевского шоссе. Кроме того, планируется продолжить реализацию проектов по объектам водоснабжения и канализации города, строительство второй очереди полигона, проектирование мусороперегрузочной станции «Южная», работы по рекультивации свалки в отработанном карьере «Березовый» и пр.

Акционеры развития

Новая программа развития предпринимательства фокусируется на поддержке инноваций и производства. Традиционные меры помощи бизнесу будут профинансированы в объеме 20 млн руб. Дополнительно бизнес города может рассчитывать на субсидирование расходов по оплате электроэнергии и сертификацию продукции в соответствии с международными стандартами. От предпринимательского сообщества мы ожидаем адекватной реакции — запуска новых производств, повышения качества услуг, роста социальной ответственности.

Главным приоритетом, ключом всей нашей идеологии, стратегии и конкретных практических планов было, есть и остается решение социальных задач. С 2013 года введена принципиально новая система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Изменилось очень многое. И главное — оценку будет давать население города путем интернет-голосования.

Новые правила требуют реализации следующих безотлагательных мероприятий. Во-первых, выполнение установленных параметров целевых индикаторов показателей оценки эффективности. Во-вторых, запуск процесса широкого освещения социально-экономического развития города в СМИ, в том числе в Интернете. В-третьих, своевременная и качественная отработка обращений граждан через организацию работы телефонов «прямая линия» на муниципальных предприятиях городского хозяйства и транспорта, «прямые эфиры» с руководителями структурных подразделений. Эффективная обратная связь власти с горожанами — важный маркер гражданского общества, который позволит избежать многих ошибок.

Институты развития — это не только административные структуры, предоставляющие финансовую и консультативную помощь. Институтом развития могут и должны быть дом, улица, двор, ТСЖ, семья и даже отдельный человек. Наша задача — сделать таких людей полноправными «акционерами развития» среды их обитания, создать атмосферу защищенной и поощряемой социальной креативности для того, чтобы граждане на деле оценили результаты совместного труда и гордились достижениями. Мы эту работу уже начали и надеемся на положительные результаты. А разрабатываемая в настоящее время долгосрочная программа «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в г. Хабаровске на 2013–2020 годы» станет аккумулятором идей и путеводителем по достижению этой цели.

Еще одной масштабной задачей администрации города в 2013 году станет деятельность по реализации майских указов Президента РФ и Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года. В эту работу мы уже активно включились. Многие положения указов реализуются, в том числе в области стратегического планирования, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышения средней заработной платы педагогических работников общего, дополнительного и дошкольного образования, культуры, формирования здорового образа жизни граждан, внедрения новых принципов кадровой политики.

В ближайшее время нам необходимо обеспечить разработку муниципальных «дорожных карт», по-новому оценить эффективность муниципальных учреждений, реализовать комплекс мероприятий по развитию жилищного строительства, социальных отраслей и многое другое. Реализация этих основополагающих направлений позволит преодолеть ограничения социального и экономического развития и создать условия для устойчивого повышения уровня благосостояния россиян в целом и хабаровчан в частности. Все показатели роста экономического и социального развития, запланированные администрацией города, реальны для исполнения. Мы обязательно добьемся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи.