XV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XV Всероссийская Конференция

Приоритет – повышение эффективности бюджетных расходов

Приоритет – повышение эффективности бюджетных расходов

Как строится работа по формированию программного бюджета, повышению эффективности расходования бюджетных средств, осуществлению контроля за эффективностью, рассказала заместитель руководителя администрации по экономическим и финансовым вопросам — председатель Комитета по финансам МО «Селенгинский район» Светлана Батоцыреновна АЮШЕЕВА.

— Светлана Батоцыреновна, поделитесь с коллегами своим опытом: как строится работа над бюджетом?

— Основной задачей бюджетной политики в 2012 году стало финансирование принятых районом расходных обязательств и реализация программы повышения доходного потенциала. Доходная часть консолидированного бюджета Селенгинского района в 2012 году составила 1,072 миллиарда рублей, или 129,7 процента к уровню 2011 года. При этом налоговые и неналоговые доходы составили 391,6 миллиона (36,5 процента в удельном весе всех доходов), в том числе НДФЛ — 314,5 миллиона рублей (из них по дополнительному нормативу — 176,3 миллиона рублей). Собственные доходы бюджета формировались в основном за счет НДФЛ (80,3 процента) — позитивную роль здесь сыграло повышение роста заработной платы на промышленных предприятиях и в учреждениях бюджетной сферы, налога на совокупный доход (3,3 процента), доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (8 процентов). Безвозмездные поступления в 2012 году составили около 680,6 миллиона рублей. Это позволило району решить ряд вопросов, среди которых основным является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, а также реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов.

По расходам бюджет сохранил свою социальную направленность: социально-культурная сфера профинансирована на сумму 713,1 миллиона рублей, что составляет 65,9 процента от расходной части бюджета района (общий объем расходов — 1,082 миллиарда рублей). Прогноз бюджета на три года сверстан с учетом роста темпов производства в экономике района и позволяет надеяться на сохранение стабильной ситуации в социальной сфере.

Обеспечение сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов является одной из первоочередных задач, стоящих перед администрацией Селенгинского района. Что касается долговой политики, то она направлена на сохранение достигнутого в последние годы уровня финансовой устойчивости. На сегодняшний день район не имеет задолженности по долговым обязательствам.

— Победа в номинации «За высокое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета» говорит о том, что эффективность бюджетных расходов в вашем районе высока. Какие мероприятия вы проводите в данном направлении?

— В мае 2011 года была утверждена районная целевая программа по повышению эффективности бюджетных расходов. Для решения поставленных задач в рамках программы ведется работа по следующим направлениям:

  • повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района;
  • совершенствование системы разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований;
  • внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета муниципального образования;
  • оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
  • развитие системы муниципального финансового контроля;
  • развитие информационной системы управления муниципальными финансами.

В 2012 году Селенгинский район принял участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий муниципальным районам (городским округам) на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, который проводило Министерство финансов Республики Бурятия, и занял первое место.

— Расскажите о системе контроля за эффективностью бюджетных расходов.

— Финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также за целевым использованием и своевременностью возврата бюджетных кредитов осуществляет контрольно-ревизионный сектор комитета по финансам. Также контролируется соблюдение законодательства в финансово-бюджетной сфере, расходование средств районного бюджета, экономическая обоснованность, эффективное использование муниципальных финансовых и материальных ресурсов.

В реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета значатся 84 бюджетополучателя, в том числе пять главных распорядителей, 64 получателя бюджетных средств, 14 сельских поселений и одно городское. В 2012 году было проведено 16 контрольных мероприятий. Объем проверенных средств составил 152,4 миллиона рублей. В текущем году уже проведено шесть контрольных мероприятий на общую сумму 63 миллиона рублей. Организован и внутренний финансовый контроль, отлажена финансовая дисциплина в подведомственных учреждениях.

— Какие целевые программы реализуются в районе?

— В бюджете на 2013 год утверждены средства на реализацию 13 районных целевых программ. Их доля в общем объеме бюджета пока невелика, но ежегодно количество принимаемых программ увеличивается. Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования отражено в районной целевой программе повышения эффективности бюджетных расходов.

Данное направление является предметом внимания всех уровней власти начиная с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Указанная концепция отражала видение системы бюджетирования, ориентированного на результат, сформировавшееся в то время в России. В 2007 году мероприятия по созданию правовых основ новых инструментов и механизмов бюджетирования были заложены в Программу реформирования региональных и муниципальных финансов Республики Бурятия на 2007–2008 годы. В соответствии с этой программой решением сессии районного Совета депутатов Селенгинского района от 2 июля 2009 года утверждено обновленное Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании, где было предусмотрено введение обязательного формирования среднесрочного финансового плана. Решением сессии районного Совета депутатов от 13 октября 2010 года в вышеуказанное положение внесены изменения, предусматривающие составление трехгодичного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Начиная с 2010 года в Селенгинском районе принимается трехгодичный бюджет.

В целях подготовки трехлетнего бюджета муниципального образования на 2014–2016 годы до начала его формирования предстоит обеспечить разработку и принятие муниципальных программ на этот период, а также внесение изменений в действующие муниципальные программы с учетом следующих основных принципов:

  • охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответствующих бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов;
  • формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития района и индикаторов их достижения;
  • установление для муниципальных программ измеримых конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
  • проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, а также установление ответственности должностных лиц за реализацию муниципальных программ.

Инструментом стратегического и операционного планирования являются преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления.