XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Барнаул: центр деловой активности края

Барнаул: центр деловой активности края

Игорь Григорьевич САВИНЦЕВ, глава администрации города Барнаула: на карте Сибири есть города и постарше Барнаула, но его история богата и свое­образна. Основанный в 1730 году как небольшой заводской поселок, в 1937 году он стал административным центром Алтайского края. Сегодня Барнаул по численности населения занимает 20-е место в России. Территория городского округа — 940 кв. км. В его состав входит пять административных районов и 25 населенных пунктов. Город является важным транспортным узлом. В нем пересекаются воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные пути, ведущие из республик Средней Азии и Казахстана, Китая и Монголии в регионы Западной Сибири.

Статус обязывает

То, что Барнаул — центр деловой активности Алтайского края, подтверждается его долей в региональном объеме:

  • строительства жилья — 60%;
  • трудовых ресурсов — 25%;
  • инвестиций в основной капитал — 55%;
  • оборота розничной торговли — 53%;
  • собираемых налогов в консолидированный бюджет — 62%.

С одной стороны, такая деловая активность способствует формированию финансовых основ деятельности муниципалитета, а с другой — обязывает власти развивать социальную, инженерную, транспортную инфраструктуру. Содержание этих объектов в столице субъекта требует гораздо более серьезных расходов, чем в других территориях края. То, насколько сбалансированы расходные и доходные полномочия, прежде всего и определяет эффективность работы администрации в решении текущих и перспективных задач. В 2012 году общий объем доходов бюджета города составил почти 9,3 млрд руб. Налоговых и неналоговых доходов поступило 5,7 млрд руб., что в сопоставимых условиях больше уровня 2011 года почти на 15%. Годовой план исполнен на 104,9%. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов города остается преобладающей — 61,4%.

Общий объем расходов бюджета города — 9 млрд руб. Бюджет Барнаула остается социально направленным. В структуре расходов бюджета 2012 года наибольший удельный вес составили расходы на образование — 54%. По сравнению с 2011 годом в 1,6 раза увечились расходы на социальную политику.

В рамках повышения эффективности управления муниципальными финансами применялись программно-целевые принципы бюджетного финансирования. Удельный вес расходов, осуществляемых в рамках программ, вырос за три года на 12%. На реализацию адресной инвестиционной программы из бюджета города направлено на 16% больше средств, чем в 2011 году.

На протяжении ряда лет администрация города планомерно решает проблему обеспеченности населения дошкольными учреждениями. За пять лет в муниципальной системе дошкольного образования города дополнительно создано более 6 тыс. мест, что равносильно строительству 25 новых дошкольных учреждений. В 2012 году открыт первый образовательный кластер: детский сад, школа искусств, школа, бассейн, спортивная площадка. За разработку и реализацию модели образовательного кластера на базе отдельного микрорайона Барнаул был отмечен на V Международном смотре городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС».

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011–2021 годы» из бюджета города в 2012 году было выделено в 3,2 раза больше средств, чем в предыдущем году, что позволило 743 молодым семьям улучшить свои жилищные условия.

Увеличение потенциала доходной части бюджета

За статистическими данными стоит большой труд по реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в части сохранения и развития доходного потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов и предоставления муниципальных услуг, обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города. В целях увеличения потенциала доходной части бюджета администрация города оказывает содействие администраторам доходов, осуществляющим контроль за своевременным поступлением платежей в бюджеты всех уровней.

Организована работа по легализации заработной платы и повышению ее уровня до величины прожиточного минимума, утвержденного на территории края. В 2012 году на совещаниях в администрации города рассмотрены дела более тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность перед бюджетом. По итогам совещаний в бюджет города поступило 95,2 млн руб. Дополнительной мерой воздействия на должников является размещение информации о проводимых совещаниях на официальном интернет-сайте города. Информационный обмен с УФНС России по Алтайскому краю позволяет расширять налогооблагаемую базу по платежам в бюджет города. По результатам контрольной работы налоговых органов с учетом информации, полученной от администрации города за 2012 год, доначислено в бюджет 41,1 млн руб., выявлено 79 случаев незаконного предпринимательства.

В целях обеспечения единого подхода и упорядочения деятельности главных администраторов доходов бюджета города утвержден порядок взыскания задолженности по неналоговым платежам, подлежащим уплате в бюджет Барнаула. Несмотря на тенденцию сокращения задолженности, проведение мероприятий, направленных на ее снижение, остается одной из основных задач администрации и серьезным резервом для пополнения бюджета.

В целях освоения потенциала по местным налогам с 2011 года проводится работа в отношении объектов незавершенного строительства, а также тех, по которым отсутствуют сведения о правообладателях. В 2012 году проведено обследование 465 объектов недвижимости (подворовый обход) с вручением уведомления о необходимости регистрации права собственности. По результатам работы в отношении 167 объектов недвижимости налоговыми органами доначислено 1,4 млн руб. налоговых платежей. Принято решение по предоставлению компенсации затрат гражданам, осуществившим государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом («коттеджная амнистия»). С начала «коттеджной амнистии» владельцы 412 индивидуальных жилых домов провели первичную техническую инвентаризацию домовладений. В текущем году данная практика продолжена.

В 2012 году начата работа по привлечению к уплате земельного налога владельцев нежилых помещений в многоквартирных домах. Проведена индивидуальная работа с 131 собственником, и получен первый результат — сумма уплаченного налога составила 3,7 млн руб.

Вопрос поиска резервов для решения проблем города важный и в то же время сложный. Особенно когда дело касается повышения нагрузки на бизнес или перераспределения доходных источников. Стоит отметить, что по ряду важных решений администрацию города поддержало как бизнес-сообщество, так и администрация Алтайского края. К настоящему моменту увеличены ставки по налогу на имущество физлиц для нежилых помещений, утвержден порядок зачисления в бюджет города доходов по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, увеличен тариф 1 кв. м рекламного поля, а также размер коэффициента арендной платы за земельные участки под промышленными объектами.

Работа с Советом директоров предприятий Барнаула и Координационным советом предпринимателей города продолжена в текущем году: поддержано предложение администрации города по увеличению с 1 января 2014 года размера ставки по налогу на имущество физических лиц, коэффициентов по ЕНВД и дальнейшее повышение коэффициента по арендной плате для земельных участков под промышленными объектами.

Несмотря на принимаемые меры, объем финансовых ресурсов недостаточен для обеспечения текущих расходов муниципалитета. Кроме того, ежегодно возрастает нагрузка на бюджет города в связи с реализацией социальных инициатив государства. В то же время передача полномочий в области охраны здоровья привела к сокращению объема собственных расходов бюджета города. Укрепление финансовой самостоятельности муниципалитетов, повышение их доходного потенциала невозможны без дальнейшего совершенствования действующего законодательства.

Эффективная деятельность — эффективный бюджет

В рамках реализации городской Программы повышения эффективности бюджетных расходов на 2012–2014 годы проведена большая работа по созданию организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности расходов бюджета, стабилизации темпов их роста. В целях повышения качества предоставления муниципальных услуг, создания стимулов и мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов и имущества утверждены стандарты качества предоставления услуг. Проводятся мероприятия по недопущению роста дополнительных расходных обязательств, не отнесенных Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения. По сравнению с 2010 годом удельный вес данных расходов в общем объеме расходов сократился с 2,2 до 1,4%.

В 2012 году заработал механизм управления эффективностью и результативностью деятельности главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), способный влиять на итоги деятельности структурных подразделений и сотрудников, их моральное и материальное вознаграждение. Разработаны порядок и методика оценки качества финансового менеджмента ГРБС города. С июля 2012 года формируется рейтинг ГРБС и его результаты размещаются на официальном интернет-сайте Барнаула.

Мониторинг качества финансового менеджмента проводится по таким направлениям, как планирование и исполнение бюджета в части расходов, управление обязательствами, состояние отчетности, организация контроля, и включает на сегодня 23 показателя.

Главные распорядители средств бюджета города имеют:

  • высокое качество финансового менеджмента при рейтинговой оценке от 4,5 до 5,0 балла;
  • хорошее качество — от 4 до 4,4 балла;
  • удовлетворительное качество — от 3,0 до 3,9 балла;
  • низкое качество — от 1 до 2,9 балла;
  • неудовлетворительное качество — ниже 1 балла.

Результаты мониторинга за первый квартал 2013 года подтверждают результативность данной практики: стало меньше изменений, вносимых в принятый бюджет, сократилось количество документов, представляемых с нарушением сроков, меньше стало ошибок в отчетности, более качественно осуществляется планирование расходов. Средняя рейтинговая оценка качества финансового менеджмента по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась с 3,8 до 4,1. Впервые отсутствуют ГРБС с низким качеством финансового менеджмента. Такая форма анализа деятельности администраторов бюджетных средств способствует выявлению проблемных мест, привносит элементы конкуренции и создает стимул к повышению уровня и качества управления бюджетными ресурсами, ответственности за принимаемые решения.

Одним из подтверждений результативности работы администрации города стала очередная победа в VI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Участие в подобных профессиональных конкурсах мы рассматриваем не столько как способ повышения имиджа города и возможность показать имеющиеся достижения, сколько как стимул к постоянному совершенствованию и ориентир на продвижение вперед.

Барнаул продолжает активно развиваться, что оказывает прямое влияние на жизнь и благополучие горожан. Поддержать эту положительную динамику, способствовать дальнейшему повышению качества и уровня жизни барнаульцев, развитие экономики города — наша главная задача.