XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Повышение качества управления финансами – залог успеха

Повышение качества управления финансами – залог успеха

Победа в конкурсе — это итог большой, целенаправленной и продуманной работы. О том, что способствовало успеху, наш разговор с главой Златоустовского городского округа Вячеславом Анатольевичем ЖИЛИНЫМ.

— Вячеслав Анатольевич, какие мероприятия, проводимые в сфере управления общественными финансами, позволили Златоусту стать одним из победителей конкурса?

— Златоустовский городской округ на протяжении долгих лет является дотационным, поэтому выполнить все принятые расходные обязательства было бы невозможно без постоянных мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами. Благодаря участию с 2000 года в проекте Минфина России и Международного банка реконструкции и развития по реформированию бюджетной системы у нас была возможность одними из первых в области внедрить систему казначейского исполнения бюджета, а также проработать вопросы среднесрочного финансового планирования, повышения результативности бюджетных расходов, понять современные стандарты бюджетной отчетности. В Златоустовском городском округе для повышения качества управления муниципальными финансами:

  • реализовывалась долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов в Златоустовском городском округе на 2011–2012 годы» и ежеквартально проводился мониторинг выполнения мероприятий программы. Разработана аналогичная программа на 2013–2015 годы;
  • реализуется ведомственная целевая программа «Совершенствование бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа на 2012–2014 годы»;
  • организован ежеквартальный сбор, мониторинг, анализ информации о достигнутых значениях индикаторов качества управления муниципальными финансами;
  • с начала 2011 года разработана и внедрена система мониторинга качества финансового менедж­мента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами доходов бюджета округа.

В 2012 году на постоянной основе проводился мониторинг 109 мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами, по 113 показателям. В связи с тем, что практически по всем показателям удалось достичь положительной динамики, нами было принято решение об участии в VI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

— Важнейшим условием динамичного развития территории является создание благоприятного инвестиционного климата. Какие шаги предпринимались в данном направлении?

— Преимущества и возможности инвестиционной деятельности на территории Златоустовского городского округа очевидны. В первую очередь это развитая транспортная инфраструктура — с другими регионами России город связан линией магистральной железной дороги Москва — Владивосток, имеется выход на федеральную автомагистраль Москва — Челябинск, что обеспечивает активную и бесперебойную работу предприятий. На территории городского округа находятся природные месторождения мрамора (бутт) для производства декоративного щебня, строительного камня — гранитогнейса (щебень), глины.

В рамках заседания координационного совета по вопросу разработки комплексной программы социально-экономического развития Златоустовского городского округа на 2013–2030 годы 24 августа 2012 года подписаны соглашения о взаимодействии с инвесторами Златоуста и Челябинской области. После длительных переговоров принято решение о строительстве на территории города завода по производству керамической плитки, определяются участки для размещения производства гранита с учетом требований необходимых мощностей для производственного процесса.

Сейчас на территории Златоустовского городского округа реализуются следующие инвестиционные проекты:

  • запуск новой конвейерной линии по заготовочному потоку. Проект реализует ЗАО «Юничел-Злато», предполагаемый объем инвестиций — 4,5 миллиона рублей;
  • создание центра семейной медицины «Созвездие». Реализует ООО «Проектное управление ШтриХ», предполагаемый объем инвестиций — 225 миллионов рублей;
  • производство экструзионного профиля из алюминия. Реализует ОАО «Златмаш», предполагаемый объем инвестиций — 650 миллионов рублей.

— Реализация инвестиционных проектов позволяет создавать новые рабочие места. Какие еще меры принимаются в городе для увеличения занятости населения?

— В рамках реализации инвестиционных проектов только по итогам пяти месяцев 2013 года создано 106 рабочих мест. В соответствии с подписанными соглашениями о взаимодействии организациями заявлено создание порядка 500 рабочих мест. Проводимые нами меры государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса тоже приносят свои плоды. По итогам 2012 года предпринимателями создано 356 рабочих мест при плане 344.

В 2012 году под угрозой ликвидации находилось социально значимое предприятие города — Злато­устовский хлебокомбинат. Необходимо было принять стратегическое решение, чтобы спасти это предприятие, сохранить рабочие места и производственные площади. В настоящее время на его основе создано муниципальное унитарное предприятие, которое в сутки выпускает более пяти тонн хлебобулочных изделий. Трудоустроено 102 человека, которые регулярно получают заработную плату.

— Расскажите об основных аспектах реализуемой в Злато­усте программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

— На территории округа реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2012–2014 годы», которая предусматривает создание в округе политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития этой сферы деятельности. В качестве финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии на организацию собственного дела (начинающим предпринимателям), возмещение затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений, оплату лизинговых платежей по договорам лизинга и первого взноса при заключении договора лизинга. В 2012 году субсидии были предоставлены 22 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 4,7 миллиона рублей, из них средства местного бюджета составили 1,9 миллиона, федерального бюджета — 2,8 миллиона рублей. В результате объем налоговых отчислений и отчислений во внебюджетные фонды от данной категории предпринимателей составил 24,9 миллиона рублей при запланированных 21,5 миллиона.

В 2013 году в данную целевую программу внесены изменения в части увеличения объема финансовой поддержки за счет средств местного бюджета до 2,8 миллиона рублей, что позволит оказать финансовую поддержку в виде субсидий большему количеству предпринимателей. В Министерство экономического развития Челябинской области направлена заявка на получение субсидии на содействие развитию малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования с местным бюджетом на 8,4 миллиона рублей. В итоге сумма на предоставление субсидий в 2013 году составит 11,2 миллиона рублей, что практически в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

В целях развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году создана и успешно действует некоммерческая организация Златоустовского городского округа «Фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства», которая предоставляет предпринимателям микрозаймы под более низкую процентную ставку, чем предлагают учреждения банковской системы. В 2012 году микрозаймы были предоставлены семи субъектам малого и среднего бизнеса на общую сумму около 4 миллионов рублей. В 2013 году фонду из бюджета Златоустовского городского округа перечислено 6 миллионов рублей. В результате с учетом возвратных 4 миллионов рублей, предоставленных в виде займов в 2012 году, в 2013 году сумма на предоставление микрозаймов составит 10 миллионов рублей. Минэкономразвития Челябинской области отмечен положительный опыт администрации Злато­устовского городского округа в организации системы микрофинансирования на муниципальном уровне, что является значительным вкладом в реализацию государственных задач по развитию бизнеса в регионе.

В 2012 году комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа предоставил в аренду помещения из перечня имущества, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, 190 субъектам малого и среднего бизнеса, 370 субъектам продлены договоры аренды без проведения торгов. В 2013 году продолжается работа по реализации Закона № 159-ФЗ о предоставлении преимущественного права по выкупу нежилых помещений субъектами малого и среднего предпринимательства без торгов.

В 2012 году на региональном этапе федерального конкурса «Бизнес-успех» Златоустовский городской округ признан победителем в номинации «Административная поддержка малого бизнеса среди городских округов Челябинской области». По итогам того же года мы заняли второе место в конкурсе среди муниципальных образований Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства, уступив Челябинскому городскому округу.

— Реализация и программы по поддержке предпринимательства, и других социальных программ невозможна без увеличения доходной части бюджета. Какие способы для этого находите?

— Главной задачей для муниципального образования остается обеспечение социальных выплат и поддержание жизнедеятельности города. Поэтому администрацией округа постоянно ведется активная работа по увеличению объема поступлений в городскую казну. Проводится ежемесячный мониторинг налоговых и неналоговых доходов, ежеквартальный мониторинг резервов роста доходов, включающий десять индикативных показателей, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня ответственности администраторов доходов за выполнением бюджетных назначений.

Кроме того, в текущем году издано постановление администрации округа, утвердившее перечень мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части бюджета. Итоги выполнения намеченных мероприятий предусмотрено рассматривать ежеквартально. В целях повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, размер отчислений части их прибыли в бюджет округа увеличен с 15 до 50 процентов прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Резервами для увеличения собственных доходов местного бюджета являются сегодняшние потери от налоговых льгот по местным налогам. Работа по оптимизации льгот ведется, но осложняется тем, что льготы имеют социальную направленность. Действующий перечень льготных категорий не увеличивался с 2010 года. Обращения налогоплательщиков по поводу предоставления льгот детально анализируются комиссией по внесению изменений и дополнений в систему налогообложения по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, ЕНВД.

С 2009 года в городском округе действует рабочая группа по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, координации действий по работе с предприятиями, имеющими неудовлетворительные экономические показатели, и выработке механизмов, препятствующих рейдерскому захвату предприятий и организаций всех форм собственности. В ее состав входят руководители органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных служб, органов внутренних дел, службы судебных приставов, территориального объединения работодателей и других подразделений. В 2012 году состоялось 17 рабочих совещаний, на которых заслушано 117 хозяйствующих субъектов. Итогом работы является погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере более 36 миллионов руб­лей. В текущем году погашена задолженность в бюджеты всех уровней в размере 815 тысяч рублей и во внебюджетные фонды — 1,3 миллиона рублей.

Одним из главных администраторов неналоговых доходов местного бюджета и источником финансирования дефицита бюджета является комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа. В 2012 году в местный бюджет поступили доходы, администратором которых является комитет, в сумме 224,9 миллиона рублей. Это составило 16,8 процента в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, а также источников финансирования дефицита местного бюджета за 2012 год. Одним из острых вопросов в работе комитета является взыскание дебиторской задолженности по арендной плате за муниципальное имущество и земельные участки. Для достижения этой цели и мониторинга задолженности комитетом разработан и утвержден порядок работы с дебиторской задолженностью, в соответствии с которым в постоянном режиме ведется единая электронная таблица, содержащая показатели претензионно-исковой работы; ежемесячно формируются аналитические таблицы «Динамика дебиторской задолженности по неналоговым доходам», «Процент собираемости по договорам аренды земельных участков и имущества», графики; ведется работа с арендаторами (ежедневный прием арендаторов, консультации по телефону, составление актов сверки, подготовка и направление квитанций для оплаты); направляется информация (списки должников) на заседания антикризисной комиссии и заседания рабочей группы при заместителе главы Златоустовского городского округа по экономическим вопросам; направляются исполнительные листы в службу судебных приставов для обеспечения принудительного исполнения решений судов по взысканию задолженности.

В результате в 2012 году в местный бюджет от должников поступило более 17 миллионов рублей на погашение задолженности прошлых лет. Общая дебиторская задолженность по договорам аренды земельных участков, объектов недвижимости и имущества по состоянию на 1 января 2013 года по сравнению с показателями на 1 января 2012 года снизилась на 11,5 миллиона рублей.

Другим направлением работы комитета по увеличению доходной части местного бюджета является отчуждение имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения. В 2012 году комитет продал долю в уставном капитале ООО «Экран» по рыночной стоимости почти 1,37 миллиона рублей. В 2012 году было проведено 30 аукционов по продаже муниципального имущества в рамках реализации Закона № 178-ФЗ, заключено 13 договоров купли-продажи на сумму 18,4 миллиона рублей. В соответствии с Законом № 159-ФЗ заключено 27 договоров купли-продажи муниципального имущества. Совокупная стоимость объектов недвижимости в соответствии с договорами составила 36,83 миллиона рублей. Также в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса осуществлена продажа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, на сумму 5,3 миллиона рублей, из них в местный бюджет направлено 4,2 миллиона рублей. Совершенствуется процедура заключения договоров аренды земельных участков: оформление документов осуществляется через многофункциональный центр, организовано электронное межведомственное взаимодействие. В настоящее время действует почти 2,7 тысячи договоров аренды земельных участков, из которых более 650 заключено в 2012 году. Доходы бюджета от аренды земли за 2012 год составили 46,17 миллиона рублей.