Опыт Тамбовского района по передаче полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района
Светлана Семеновна ЕВСЕЕВА, заместитель главы администрации района по экономике и финансам — начальник финансового управления администрации Тамбовского района.
Переданные полномочия
По состоянию на 1 января 2013 года с уровня поселений на уровень муниципального района согласно заключенным соглашениям переданы следующие полномочия:
1) выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, принятие решений о переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые), решений на переустройство и перепланировку жилых помещений, решений по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры;
3) организация библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов;
4) формирование, исполнение бюджета поселения и составление отчета об исполнении бюджета;
5) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в селах.
Выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, принятие решений о переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые), решений на переустройство и перепланировку жилых помещений, решений по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда
Причина передачи полномочия. В связи с отсутствием квалифицированных кадров на уровне поселений полномочия по всем процедурам, касающимся выдачи разрешений о переводе жилья из одного фонда в другой, выполнял архитектурно-строительный отдел администрации Тамбовского района. С 2011 года передача полномочий осуществляется с финансовым обеспечением. Кроме того, согласно соглашению о передаче отдельных полномочий район готовит документацию на проведение конкурсов на топографические съемки, составление генеральных планов поселений, целевых программ по градостроительству, осуществляет контроль за использованием средств областного бюджета.
Финансовое обеспечение. Согласно Положению «О межбюджетных отношениях на территории конкретного поселения» предусмотрено выделение иных межбюджетных трансфертов на исполнение указанного полномочия. Размер межбюджетных трансфертов районному бюджету рассчитывается по формуле:
РМТ = (А + В + С + D + E + F) × 177,42 руб.,
где РМТ — размер межбюджетных трансфертов;
А — количество часов, потраченных на выдачу разрешений на строительство;
В — количество часов, потраченных на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
С — количество часов, потраченных на выдачу разрешений на перевод жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые), переустройство и перепланировку жилых помещений;
D — количество часов, потраченных на обследование на предмет непригодности к проживанию;
E — количество часов, потраченных на составление смет;
F — количество часов, потраченных на разработку документов территориального планирования;
176,88 руб. — стоимость одного часа работы.
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры; организация библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек
История. В связи с принятием Федерального закона №
Представительными органами местного самоуправления поселений в 2011 году приняты решения о передаче полномочий по созданию условий для организации досуга, проведению культурных мероприятий, обеспечению жителей поселений услугами библиотек, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов на уровень муниципального района. Таким образом, сельские дома культуры как юридические лица были ликвидированы, и с 1 января 2012 года они являются филиалами МАУ «Тамбовский районный Дом культуры». В связи с тем, что в штатные расписания сельских домов культуры помимо работников культуры включены ставки библиотекарей, было принято решение о передаче этих ставок в МБУ «Тамбовская межпоселенческая центральная библиотека», и с 1 января 2012 года в районе было создано 19 филиалов библиотеки.
Причина передачи полномочий. Очень остро стояла проблема материально-технической базы учреждений культуры, так как в силу недостаточности средств культура финансировалась по остаточному принципу. В сельских учреждениях культуры не хватало музыкальных инструментов, не была организована подписка на газеты и журналы. Подбор кадров проводился без согласования с отделом культуры, не учитывались профессиональные данные кандидатов, да и сейчас вопрос подготовки и подбора специалистов в сфере культуры в сельской местности довольно актуален.
Цель. Сохранить ведомственную подчиненность и повысить качество предоставляемых услуг, так как директора сельских домов культуры вместо творческой работы вынуждены были заниматься заключением гражданско-правовых договоров, отраслевой системой оплаты труда, кадровой работой и прочими управленческими делами.
Этапы передачи полномочий
1. Принимается постановление администрации сельсовета о ликвидации конкретного сельского Дома культуры.
2. Работники уведомляются об увольнении в связи с ликвидацией.
3. Утверждаются состав и председатель ликвидационной комиссии.
Ликвидационная комиссия с момента ее назначения в соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса публикует в органах печати сообщение о ликвидации сельского Дома культуры. После опубликования ликвидационная комиссия осуществляет следующие мероприятия:
- представляет в финансовое управление администрации Тамбовского района копии постановления и приказа о назначении ликвидационной комиссии (с указанием в приказе срока действия ликвидационной комиссии), а также карточку образцов подписей, оформленную ликвидационной комиссией;
- принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации сельского Дома культуры.
4. Представительным органом власти принимается Положение «О межбюджетных отношениях на территории конкретного поселения».
5. Утверждается ликвидационный баланс.
6. Имущество передается в казну сельсовета.
7. Принимается решение представительных органов о передаче имущества в собственность района.
Передача зданий сельских домов культуры в собственность района — процедура длительная, и проходила она ни один месяц. Заключить соглашение о передаче полномочий без передачи имущества не позволяет законодательство РФ. Поэтому было принято решение о создании филиалов МАУ «Тамбовский районный Дом культуры» с финансированием заработной платы за счет средств районного бюджета.
Финансовое обеспечение. Согласно вышеназванному Положению о межбюджетных отношениях предусмотрено выделение иных межбюджетных трансфертов на исполнение указанных полномочий. Размер межбюджетных трансфертов районному бюджету рассчитывается по формуле:
Yмеж. тр = Sсзр + Sпр + Sнр,
где Yмеж. тр — объем межбюджетного трансферта;
Sсзр — затраты на социально значимые расходы;
Sпр — затраты на первоочередные расходы;
Sнр — затраты на необходимые расходы.
В состав затрат на социально значимые расходы включаются затраты на оплату труда и начисления на фонд оплаты труда, коммунальные расходы. В составе первоочередных расходов — оплата услуг связи, горюче-смазочных материалов, расходных материалов (материальных запасов). Необходимые расходы — это приобретение основных средств, оплата прочих услуг.
Таким образом, в связи с тем, что здания сельских домов культуры являются собственностью муниципального района, расходы по содержанию имущества осуществляет районный бюджет (коммунальные расходы, противопожарные мероприятия, обслуживание зданий, капитальный и текущий ремонт).
Размер иных межбюджетных трансфертов на исполнение полномочия по организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек рассчитывается согласно Положению о межбюджетных отношениях по аналогичной формуле.
Формирование и исполнение бюджета поселения
Причина передачи полномочий. Отсутствие квалифицированных кадров, несоблюдение норматива расходов на содержание органов местного самоуправления.
Цель. Во-первых, стремление снизить риски штрафных санкций за неправильное ведение бухгалтерского учета, своевременное и качественное представление бюджетной отчетности. Во-вторых, сокращение затрат. При анализе расходов на организацию работы штатной бухгалтерии выявляются затраты, которые не требуются при централизованном ведении бухгалтерского учета. Среди них затраты на обучение специалистов, повышение квалификации, консультационные расходы, на размещение персонала в офисных помещениях, офисную мебель, специальную мебель для хранения финансовых документов, оргтехнику.
Третья цель — обеспечить непрерывность рабочего процесса. Поселение не будет зависеть от факторов риска, связанных с деятельностью конкретного сотрудника: болезни, несчастного случая, отпуска, внезапного увольнения и т. д. Четвертая цель — возможность получать профессиональные консультации всех отделов администрации района, которые, зная проблемы поселения, всегда могут компетентно помочь решить любые вопросы, связанные с исполнением его полномочий. Пятая — юридическая ответственность. Финансовое управление администрации Тамбовского района несет полную ответственность за результаты работы, ее качество и сроки, которые юридически закреплены в соглашении о передаче полномочий.
Финансовое обеспечение. Согласно Положению о межбюджетных отношениях предусмотрено выделение иных межбюджетных трансфертов на исполнение данного полномочия. Их размер рассчитывается по формуле:
Yмеж. тр= Si + Sr,
где Yмеж. тр — объем межбюджетного трансферта;
Si — затраты на содержание ставки специалиста, осуществляющего функции и полномочия на правах главного бухгалтера поселения;
Sr — затраты на расходные материалы (12 мес. ×
× 2000 руб.).
Физическая культура и массовый спорт
История. В связи с принятием Закона №
Цель. Сохранить ведомственную подчиненность и повысить качество предоставляемых услуг.
Финансовое обеспечение. В Положении о межбюджетных отношениях предусмотрены иные межбюджетные трансферты на исполнение данного полномочия. Размер рассчитывается по формуле:
Yмеж. тр = Sсзр + Sпр + Sнр,
где Yмеж. тр — объем межбюджетного трансферта;
Sсзр — затраты на социально значимые расходы;
Sпр — затраты на первоочередные расходы;
Sнр — затраты на необходимые расходы.
Своевременность перечисления средств на исполнение полномочий
Учитывая то, что бюджеты сельсоветов высокодотационные и своевременное перечисление средств главы сельсоветов гарантировать не могут, было принято решение в расчет иных межбюджетных трансфертов на сбалансированность местных бюджетов включить расходы на перечисление иных межбюджетных трансфертов по переданным полномочиям. Таким образом, размер межбюджетного трансферта на сбалансированность местных бюджетов поселений, предназначенного для сбалансированности прогнозируемых расходов доходами поселений, рассчитывается по формуле:
С = (Расх × П ) — Дох,
где С — межбюджетные трансферты на сбалансированность местных бюджетов;
Расх — прогноз расходов бюджета конкретного поселения на планируемый год.
Прогноз расходов предусматривает расходы на оплату труда и начисления на нее, коммунальные расходы, расходы по передаче полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района, муниципальные пенсии;
П — максимальный процент покрытия расходов поселений, установленный в качестве критерия выравнивания;
Дох — прогноз собственных доходов бюджета конкретного поселения в планируемом году.
Кроме того, для своевременного перечисления средств иных межбюджетных трансфертов в муниципальный район для исполнения полномочий в бюджеты поселений межбюджетные трансферты на сбалансированность местных бюджетов перечисляются с опережением на один месяц. Очень важно обеспечить своевременность, так как от этого зависит выплата заработной платы работников культуры, библиотек и методистов по спорту.
Заключение
Отмечу, что с передачей указанных полномочий главы сельсоветов не устранились от решения вопросов местного значения, а активно принимают в них участие. Проводятся совместные районные совещания глав сельсоветов с работниками культуры поселений, методистами по спорту, директорами школ и учителями физкультуры.
Одна из новых форм работы администрации района с органами местного самоуправления поселений — совместное планирование и защита перспективных планов развития территорий. Вместе с начальниками отделов районной администрации главы сельсоветов, депутатский корпус, руководители всех учреждений и организаций, находящихся на территории сельсовета, подводят итоги работы за год (в том числе по эффективности расходов бюджета, собираемости налогов, качеству оказания муниципальных услуг, выполнению целевых программ, строительству на селе и т. д.) и ставят новые цели и задачи.