Городецкий район: экономика и бюджет – перспективы развития
На вопросы журнала «Бюджет» ответил глава администрации Городецкого района Виктор Алексеевич ТРУФАНОВ.
— Каковы особенности бюджетной политики администрации Городецкого района? Как исполняется бюджет текущего года и можно ли делать первые прогнозы на будущий, 2014 год?
— Бюджетная политика в районе направлена на развитие налогового потенциала, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы территории, безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств, повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг, укрепление системы финансового контроля. В 2013 году доходы консолидированного бюджета района планируется исполнить в сумме 1,97 миллиарда рублей, что составляет 126,6 процента от первоначального плана на 2013 год. Основной объем налоговых доходов сформирован за счет поступлений НДФЛ — 620,4 миллиона рублей (79,1 процента) и земельного налога — 111,6 миллиона рублей (14,2 процента). Наибольший объем (71,8 процента) в неналоговых доходах приходится на поступления от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков — 65,6 миллиона рублей.
Расходы консолидированного бюджета в 2013 году планируется исполнить в сумме 2,04 миллиарда рублей, что составляет 128,4 процента от первоначального плана на 2013 год. Увеличение расходов в первую очередь связано с повышением оплаты труда в целях исполнения указов Президента РФ, а также с увеличением финансирования по 25 принятым муниципальным целевым программам и участием района на условиях софинансирования в десяти областных целевых программах.
В среднесрочной перспективе одной из главных задач бюджетной политики района будет развитие налогового потенциала, для этого считаю необходимым внести ряд изменений в Бюджетный кодекс РФ, а именно установить норматив отчисления от транспортного налога, налога на прибыль по ставке 2% в местные бюджеты, увеличить норматив отчислений от НДФЛ в местные бюджеты, а также осуществить переход на уплату НДФЛ по месту жительства. В отношении нового налога на недвижимость предлагаем установить норматив отчисления 50 процентов в районные бюджеты и 50 — в поселения. Кроме того, есть предложение о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №
— На что делают упор местные власти при стимулировании экономического развития района?
— По оценке правительства Нижегородской области, по итогам работы за 2012 год Городецкий район относится к промышленным районам со стабильно высоким уровнем социально-экономического развития и по общему интегральному показателю занимает девятое место среди 52 территорий области. Руководство района создает необходимые условия для привлечения инвесторов. Начиная с 2006 года у нас работают крупные иностранные компании: ООО «Фройденберг Политекс», ООО «Игл Бургманн», ООО «Флайг+Хоммель», ООО «Треллеборг Аутомотив», ООО «ШОТТ Фармасьютикал Пэккэджинг», ООО «Язаки Волга», ООО «ЛЕОНИ Заволжье». В 2012 году привлечено инвестиций на сумму 3,2 миллиарда рублей (в 1,4 раза выше уровня 2011 года), создано 750 новых рабочих мест.
В настоящее время основу экономики Городецкого района определяет промышленное производство (85 процентов объема отгруженной продукции). Определяющую роль в обрабатывающих производствах играет производство частей и принадлежностей автомобилей, представленное крупнейшими предприятиями: ОАО «Заволжский моторный завод» с дочерними обществами, ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ООО «Язаки Волга», ООО «ЛЕОНИ Заволжье». В районе также функционируют предприятия по ремонту и строительству судов — ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», ООО «Городецкий судоремонтный завод». Значительную роль играет энергетическая отрасль, представленная филиалом ОАО «РусГидро» — «Нижегородская ГЭС» (его доля составляет 16 процентов). В районе сохранились и развиваются предприятия по производству изделий народных художественных промыслов: ООО «Городецкая золотая вышивка», ЗАО «Фабрика „Городецкая роспись“», ООО «Городецкий пряник». Перспективным направлением является развитие въездного и внутреннего туризма в связи с богатым культурным и историческим наследием Городца, близостью к водным акваториям Волги и Горьковского водохранилища, наличием широкой сети здравниц. В Городце расположен уникальный комплекс Федоровского мужского монастыря, в стенах которого завершил свой земной путь святой благоверный князь Александр Невский.
— Важное место в экономике района занимают предприятия агропромышленного комплекса. Оказывают ли им поддержку местные власти?
— Наш район занимает одно из ведущих мест в области по объемам производства сельхозпродукции. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет почти 60 тысяч гектаров, в том числе более 43 тысяч гектаров пашни. В 2012 году производственную деятельность на территории Городецкого района вели 19 сельскохозяйственных организаций и четыре крестьянских (фермерских) хозяйства. В районе работают четыре элитно-семеноводческих хозяйства: СПК колхоз им. Куйбышева, колхоз «Красный маяк», товарищество на вере «„Мир“ Ященко А. В. и компания», ФГУП «Заречное» Россельхозакадемии. Разведением племенного скота черно-пестрой породы занимаются два племенных завода (СПК колхоз им. Куйбышева и колхоз «Красный маяк») и два племенных репродуктора (СПК «Приузолье» и ТНВ «„Мир“ Ященко А. В. и компания»). Предприятия АПК в 2012 году в виде бюджетной финансовой поддержки получили более 95 миллионов рублей, льготных кредитов на сумму 72 миллиона рублей.
— 2013 год оказался непростым для предпринимателей.
Есть ли перспективы у малого и среднего бизнеса?
— Стратегия развития Нижегородской области относит наш район к территориям, одним из основных направлений развития которых является рекреационный и культурно-познавательный туризм. В этом году Городецкий район посетило рекордное количество гостей со всего мира — 350 тысяч. Разработана концепция проекта по созданию туристического кластера «Александровская набережная» с комплексным развитием территории возле Города мастеров. Здесь будет гостинично-рекреационный комплекс GORODETS CLUB HOTEL и музейный центр с современными технологиями показа, конгресс-холл с концертной площадкой. Основными инвесторами проектов являются организации малого и среднего бизнеса. Кстати, по итогам первого полугодия 2013 года на 10 процентов увеличились поступления ЕНВД в районный бюджет по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
— Что отличает социальную политику Городецкого района в последние годы? Какие предварительные выводы можно сделать о ходе реализации реформы бюджетных организаций?
— Повышение уровня и качества жизни населения — главный приоритет нашей социальной политики. В 2013 году планируется направить на финансирование социальной сферы 1,28 миллиарда рублей, или 122,3 процента к уровню 2012 года, что составит 59 процентов в общих расходах бюджета. Из них 48,3 процента, или 1,05 миллиарда рублей, будут направлены в сферу образования.
По сравнению с 2012 годом на 29,6 процента повысилась зарплата учителей школ, на 90,8 процента — педагогов дошкольного образования. За последние два года в рамках ФЦП «Модернизация системы образования» Городецкому району выделено свыше 50 миллионов рублей. Все школы обеспечены компьютерным оборудованием, приобретено учебное, лабораторное, спортивное оборудование, четыре новых автобуса для сельских школ. На средства районного бюджета (14 миллионов рублей) проведен капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений. За два последних года было выделено 1,3 миллиона рублей для устройства ограждений в школах и видеонаблюдения.
В связи с реализацией Закона №
— На VI Всероссийском конкурсе муниципальных образований Городецкий район вошел в число лучших по качеству бюджетного планирования. Все решают кадры?
— Безусловно, кадры играют важную роль. За последние годы проделана большая работа: реализованы мероприятия по программе реформирования муниципальных финансов района
Подводя итоги, еще раз подчеркну, что за последние годы и в сфере повышения эффективности бюджетной политики в целом сделано многое. Однако жизнь не стоит на месте, ставя перед нами все новые и новые задачи по повышению эффективности бюджетной политики: это реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов, включая переход к программному бюджету; продолжение начатой работы по реализации Закона №