XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Возможности необходимо использовать

Возможности необходимо использовать

Об актуальных задачах развития района рассказывает глава администрации Гатчинского муниципального района Елена Викторовна ЛЮБУШКИНА.

— Гатчинский район считается одним из наиболее экономически развитых в Ленинградской области, при этом в промышленности тон задает целлюлозно-бумажное производство. Есть ли реальные возможности диверсифицировать экономику?

— Да, ведущие позиции в экономике района занимают предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности. В 2012 году их доля в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств составила соответственно 29,1 и 29,4 процента. Но у нас строятся и другие высокотехнологичные предприятия, проводится модернизация и реконструкция действующих производств.

Так, в 2012 году построены завод по производству компактных распределительных устройств, вторая очередь предприятия по производству товаров хозяйственно-бытового назначения, предприятие по выпуску бугорчатой упаковки для пищевых продуктов и вторая очередь производственного комплекса по изготовлению алюминиевых профилей. С 2007 года оборот организаций вырос в 2,4 раза и составил в 2012 году более 60 миллиардов рублей, почти в два раза вырос объем инвестиций в основной капитал. Возможности для диверсификации налицо.

— У инвесторов район пользуется хорошей репутацией: по количеству зарегистрированных предприятий он находится на третьем месте в регионе. Какие значимые инвестиционные проекты будут реализованы в ближайшее время?

— В 2013 году и в последующие годы на территории Гатчинского района будет реализован целый ряд инвестпроектов. Запланировано строительство многофункционального комплекса для производства изделий из металла, завода по выпуску готовых лекарственных форм, предприятий по производству прицепов, изготовлению дверей, а также производству соков и сокосодержащих напитков. Будет создан новый складской терминал.

Нами разработан инвестиционный паспорт района, в нем указаны семь основных инвестиционных площадок, которые должны быть обеспечены необходимыми коммуникациями и современным инженерным оборудованием. Перспективы развития мы связываем и с Петербургским институтом ядерной физики им. Б. П. Константинова, который с 2011 года входит в состав НИЦ «Курчатовский институт». На его базе будет развернут Международный центр нейтронных исследований. Институт является участником радиологического и фармацевтического кластера, где ему отводится ведущая роль, а это возможность для создания новых высокоинтеллектуальных рабочих мест, дополнительный импульс для развития малого и среднего бизнеса.

— На территории Гатчинского района запланировано создание нанотехнологических центров, поставлена задача по переходу к статусу инновационного района. Уже определены источники финансирования данных проектов?

— Одним из самых значимых проектов в области инноваций является создание Центра трансфера технологий в рамках трехстороннего договора между Фондом инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО», ООО «Проектный нанотехнологический центр» и ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области». Проект будет выполнять функции бизнес-инкубатора и центра коллективного пользования оборудованием.

В феврале 2013 года был принципиально согласован инвестиционный проект по строительству Северо-Западного наноцентра в северной въездной зоне Гатчины, где будет предоставлен полный цикл услуг по развитию стартапов в области нанотехнологий. Центр — это несколько функциональных зон, включая многофункциональный общественно-деловой и опытно-производственный комплексы. Здесь появится 500 новых рабочих мест, объем инвестиций — 1,2 миллиарда рублей. О том, из каких бюджетов будут финансироваться проекты, говорить пока рано, скорее всего деньги будут выделяться из бюджетов всех уровней — федерального, регионального и муниципального. Будут привлечены частные инвестиции в рамках ГЧП.

— Подводя итоги 2012 года, вы отметили как достижение тот факт, что средняя зарплата в районе выросла на 17 про­­­центов. Локомотивом роста выступил бюджетный сектор?

— В целом по району размер средней начисленной заработной платы в 2012 году составил чуть более 29 тысяч рублей, что на 16,1 процента больше, чем в 2011 году. Среднемесячная зарплата превышает установленный прожиточный минимум трудоспособного населения в 4,5 раза. Квалифицированные рабочие получают зарплату намного выше, чем экономисты, инженеры, врачи и учителя, так что бюджетный сектор в этом смысле не является лидером. И если говорить о заявленных вакансиях, то 84,7 процента — это рабочие профессии.

— В чем заключаются особенности бюджетной политики районной администрации?

— Принимая бюджет 2012 года, главный акцент мы сделали на социальную сферу, в которую и направили основные финансовые потоки. На сохранение социальной стабильности и выполнение всех социальных обязательств было выделено 87 процентов бюджетных средств. Выполнены все обязательства, переданные району с регионального уровня. Кстати, их объем в общей структуре расходов составил 68 процентов.

Что касается текущего, 2013 года, то мы намерены предпринять необходимые действия по снижению недоимки по налоговым доходам и задолженности по неналоговым платежам в бюджет района. В частности, сегодня мы проводим регулярные проверки полноты и своевременности уплаты арендной платы за земельные участки.

— Каковы приоритеты социальной политики?

— В соответствии с указами Президента России от 7 мая 2012 года необходимо принципиально решить вопрос ликвидации очереди в дошкольные учреждения детей 3–7 лет, а также обеспечить повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Кроме того, будет продолжена работа по обеспечению противопожарной безопасности в бюджетных учреждениях.

По линии социальной защиты администрация продолжит практику проведения приемных дней с выездом в населенные пункты района (в 2012 году таких выездов было более 90). В 2013 году мы расширим перечень социальных услуг, предоставляемых в режиме «одного окна». Обязательно продолжим оснащение тревожной кнопкой одиноких пожилых граждан.

— Известно, что Гатчинский район располагает ценнейшим историко-культурным наследием. Можно ли стимулировать приток туристов?

— Данное направление — одно из приоритетных для нас. Мы считаем, что это именно та сфера, на которой можно и нужно зарабатывать. На сегодняшний день Гатчинский район посещает очень много экскурсантов, а туристов, к сожалению, гораздо меньше. Если иметь в виду экономику, мы заинтересованы именно в туристах, а они хотят получить качественную услугу или пакет услуг. Нам необходимо развивать и поддерживать гостиничный бизнес, сферу общественного питания и туристическую инфраструктуру. В районе реализуется муниципальная ведомственная программа «Развитие сферы туризма Гатчинского муниципального района».

Конечно, мы привлекаем средства из других источников. Так, объекты культуры, расположенные на территории района, получат деньги Евросоюза на приобретение оборудования и обучение специалистов для сферы туризма, проектирование и благоустройство отдельных объектов. Кроме того, привлечены средства Всемирного банка реконструкции и развития на строительство многофункционального межмузейного центра (свыше миллиарда рублей), реставрацию музея «Дом станционного смотрителя» в Выре и строительство музейного комплекса у музея «Домик няни А. С. Пушкина» в Кобрино, на что выделяется более 100 миллионов рублей.