Бюджет – индикатор развития
Столица Башкортостана — успешный город-миллионник, и в его достижениях последних лет велика роль эффективной бюджетной политики. Так считает Илгиз Диккатович НАСЫРТДИНОВ, начальник финансового управления администрации Уфы.
— Илгиз Диккатович, на всероссийском конкурсе муниципальных образований Уфа награждена дипломом за лучшую организацию работы с кадрами. Какие показатели позволили победить в этой номинации?
—Действительно, кадровый состав финансового управления администрации городского округа высокопрофессионален и работоспособен. Все наши сотрудники имеют высшее образование, три специалиста получили ученые степени, двое обучаются в аспирантуре. Почти каждый пятый сотрудник имеет федеральные и региональные награды. Большое внимание уделяем и повышению квалификации работников. В прошлом году четыре наших сотрудника прошли обучение на курсах переподготовки в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. В текущем году пятеро специалистов управления повышали свою квалификацию в Калужском филиале ФГОБУ ВПО «Государственный университет Минфина России» по программе «Управление муниципальными финансами», три специалиста прошли обучение на курсах повышения квалификации по казначейскому исполнению бюджета в Центре подготовки персонала ФНС России в Нижнем Новгороде.
— В качестве основного критерия оценки экономического потенциала современного города обычно используется его бюджет. Если объем бюджетных доходов стабильно растет, превышая темпы реальной инфляции, значит, экономика на подъеме. Падение бюджетных доходов — главный признак стагнации. Как в этом плане выглядит Уфа?
—В 2012 году доходная часть бюджета Уфы составила 19,1 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2011 году этот показатель равнялся 17,3 миллиарда, а в докризисном 2008 году — 12,8 миллиарда рублей. В первой половине 2013 года объем доходов бюджета Уфы составил 8,8 миллиарда рублей. В сравнении с январем — июнем
— В этом году многие российские муниципалитеты, в том числе и Уфа, впервые живут по бюджету, принятому на трехлетний период. Каковы плюсы и минусы новой системы?
—Основная проблема при составлении трехлетнего бюджета — возросшие требования к точности прогнозных расчетов и более тесное взаимодействие всех звеньев бюджетной цепи. Как основной плюс трехлетней системы я бы отметил возможность более эффективной реализации программ в рамках одной утвержденной сметы и более четкую оценку их целей и результатов. Добавлю, что для повышения эффективности бюджетных расходов в республике планируется принять на предстоящий плановый период программный бюджет. В отличие от традиционного в нем все расходы включены в программы. Каждая из них будет прямо увязана с тем или иным стратегическим итогом работы главного распорядителя бюджетных средств.
— Какие виды налогов и сборов играют главную роль в формировании собственных доходов Уфы?
—Безусловно, первое место занимает налог на доходы физических лиц, обеспечивший 46 процентов всех собственных поступлений в бюджет города. Далее по значимости следуют доходы от сдачи в аренду земельных участков, которые занимают 17 процентов, налоги на совокупный доход дают 12 процентов поступлений. Продажа объектов нежилого фонда и земельных участков принесла 9 процентов, а сдача в аренду имущества — 7 процентов собственных доходов бюджета.
— Не секрет, что значительная часть налогов, собираемых на территории Уфы, уходит в вышестоящий бюджет. А какую финансовую помощь своей столице оказывает республика?
—В 2012 году налогоплательщики Уфы перечислили в бюджетную систему 173 миллиарда рублей. Из них 115,8 миллиарда поступили в федеральный бюджет, 51,9 миллиарда — в республиканский, а в городе осталось 5,3 миллиарда рублей. Однако говорить, что с каждого собранного рубля налогов муниципалитет получил три копейки, было бы неверно. Так, в прошлом году Уфе предоставлены субвенции и субсидии на 9,7 миллиарда рублей, то есть к нам вернулась значительная часть собранных средств.
В январе — июне 2013 года из вышестоящих бюджетов Уфа получила 4,3 миллиарда рублей — на 11 процентов больше, чем в
— Большинство горожан волнует социальная политика. Какая часть средств выделяется на нее?
—В первой половине этого года расходы бюджета составили 9,8 миллиарда рублей, что на 17 процентов больше соответствующего периода 2012 года, причем в их структуре 69 процентов приходится на социальную сферу и ЖКХ.
Расходы на национальную экономику не относятся к социальной политике, но следует отметить, что их большая часть используется на строительство дорог и создание объектов транспортной инфраструктуры, что в конечном счете является одним из значимых факторов повышения качества и условий жизни горожан. Эти расходы в первом полугодии составили 1,3 миллиарда рублей — почти в два раза больше аналогичного периода 2012 года.
— Правительство РФ, Минфин России ставят перед финансовыми органами регионов задачу повышения эффективности расходования бюджетных средств. Что вы предпринимаете для ее решения?
—В Уфе идет серьезная работа в этом направлении. Так, численность работников администрации в 2013 году сократилась на 10 процентов. Значительная работа проводится главными распорядителями бюджетных средств. Среди предпринимаемых мер:
• оптимизация структурных подразделений муниципальных учреждений путем перевода их функций на аутсорсинг;
• оптимизация численности муниципальных учреждений: исключение и объединение дублирующих служб, сокращение штатной численности;
• оптимизация состава имущества и земельных участков;
• мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
• реорганизация учреждений путем их объединения или перепрофилирования.
— Власти Уфы придерживаются принципа сбалансированности бюджета. В то же время за последние несколько лет его расходы несколько превышают доходы. За счет чего удается покрыть дефицит?
—Бюджет с дефицитом для города Уфы не новость. Он принимается в таком виде несколько лет. Необходимо отметить, что принятие дефицитного бюджета вовсе не свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между доходами и расходами до недавнего времени были муниципальные заимствования. За прошедшие годы администрация города своевременно и в полном объеме погасила 5 займов на общую сумму 2 миллиарда рублей. В декабре 2013 года муниципалитет планирует полностью закрыть последний, шестой заем объемом 750 миллионов рублей. Также в целях покрытия дефицита бюджета города в 2013 году предусмотрено привлечение кредитов от кредитных организаций в сумме 1,9 миллиарда рублей, бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы в сумме 250 миллионов рублей.