XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Вместе с пилотным регионом

Вместе с пилотным регионом

О приоритетных обязательствах бюджета, управлении общественными финансами, основных экономических показателях, поддержке малого и среднего бизнеса рассказывает глава администрации Моргаушского района Ростислав Николаевич ТИМОФЕЕВ.

— Ростислав Николаевич, как вы оцениваете ситуацию в экономике района в 2013 году? Или пока рано говорить об этом, учитывая, что для агропромышленного комплекса сезон продолжается?

—Общий объем оборота предприятий района за первое полугодие составил почти 1,2 миллиарда рублей, из них промышленных предприятий — 989 миллионов. Позитивными итогами являются повышение уровня жизни населения, сохранение темпов роста промышленного производства, розничного товарооборота, улучшение финансового положения предприятий.

Основной вклад в развитие промышленности вносит ЗАО «Чебоксарское предприятие „Сеспель“» — один из лидеров среди мировых производителей полуприцепов. Объем его отгруженной продукции за шесть месяцев достиг 736 миллионов рублей. Вместе с тем несколько снизились темпы роста сельскохозяйственного производства. Но как вы правильно заметили, сезон для АПК продолжается, и, несмотря на засушливый период, мы ожидаем прироста производства зерновых, картофеля и овощей по сравнению с уровнем 2012 года на 5–10 процентов. Есть положительные моменты и в развитии животноводства.

— В 2012 году завершился срок действия двухлетней программы повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района. Будет ли продолжен этот курс?

—На стадии разработки в Минфине Чувашии находится проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов и управления общественными финансами Чувашской Республики на 2013–2018 годы. Ее основные задачи — повышение эффективности бюджетных расходов и системы управления общественными финансами региона на основе дальнейшего совершенствования бюджетных правоотношений и механизмов использования бюджетных средств, развитие информационно-технологической составляющей совершенствования бюджетного процесса в условиях формирования государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет». Также в числе задач завершение внедрения программно-целевых методов управления, обеспечение перехода к программному бюджету в полном объеме, управление финансовым обеспечением государственных программ с учетом результатов мониторинга эффективности их реализации.

Наша республика является пилотным регионом, успешно реализующим проект «Электронный бюджет», и вместе с республикой в этом проекте успешно участвуем мы — муниципалитеты.

— Зависит ли район от финансовой поддержки из респуб¬ликанского бюджета? Видите ли вы пути повышения экономической самостоятельности?

—На 2013 год доходы бюджета запланированы в объеме 509,2 миллиона рублей, из них налоговые и неналоговые доходы составляют 161,2 миллиона руб¬лей, то есть треть бюджета. Итоги полугодия показывают, что по всем основным источникам собственных доходов наблюдается рост: поступление налоговых доходов выше показателей 2012 года на 15,9 процента, неналоговых доходов — на 62,4 процента. Это происходит на фоне хоть и незначительного, но снижения темпов роста объемов отгруженной продукции собственного производства, работ и услуг, что наблюдается и в целом по экономике.

Приоритетные расходные обязательства бюджета района на текущий год — доведение средней заработной платы работников бюджетной сферы до размеров, обозначенных в майском указе Президента РФ, обеспечение условий софинансирования расходных обязательств, возникающих при исполнении полномочий по вопросам местного значения, в том числе обязательств, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов муниципальной собственности. Средства на эти цели учтены в расходах бюджета района в полном объеме. Нами также проведена большая работа по постановке на учет невостребованных земельных долей, оформлению в муниципальную собственность и дальнейшему использованию бесхозного имущества. Резервы здесь имеются, и предстоит еще многое сделать.

— Год в России начался с того, что многие индивидуальные предприниматели прекратили свою деятельность из-за невозможности платить страховые взносы. Моргаушскому району тоже пришлось решать эту проблему?

—Да, с 1 января 2013 года фиксированные страховые взносы индивидуальных предпринимателей выросли более чем в два раза. Результат не заставил себя долго ждать. Если по состоянию на 1 января 2013 года на территории района осуществляли деятельность 726 индивидуальных предпринимателей, то за шесть месяцев 2013 года их количество уменьшилось более чем на 20 процентов — до 579, причем тенденция к уменьшению сохраняется.

Снижение количества предпринимателей повлияло на экономические показатели района, в первую очередь на занятость населения. В рамках поддержки малого бизнеса действует соответствующая муниципальная целевая программа, реализуются мероприятия по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, поддержке новых и перспективных бизнес-проектов. При главе администрации района создан совет по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, члены которого принимают участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса.

Для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства производственной направленности с 2011 года функционирует бизнес-инкубатор с производственными цехами и офисными помещениями, полностью оснащенными необходимой оргтехникой, с выходом в Интернет, правовыми и другими информационными базами. Работают три консультационных пункта, оказывающих предпринимателям бухгалтерскую и юридическую помощь. Администрация проводит большую работу с целью сохранения и стимулирования деятельности субъектов малого бизнеса: создаются условия для муниципального заказа, организуются профессиональные конкурсы, оказывается помощь и содействие при подготовке материалов на получение различных грантов.

— Администрация района старается проводить активную социальную политику. А что можно сказать о ее финансовой базе?

—Около 75 процентов расходов бюджета района идет на обеспечение функционирования учреждений социально-культурной сферы. При численности населения в 34,6 тысячи человек данная сфера представлена 45 образовательными учреждениями, включая учреждения дошкольного и дополнительного образования детей, 19 учреждениями культуры с филиалами в сельских населенных пунктах, районной больницей с сетью офисов врача общей практики и ФАПов.

В условиях модернизации системы образования и повышения качества обучения остро ставится вопрос приведения образовательных учреждений в нормативное состояние. Мы из года в год планомерно и целенаправленно укрепляем их материально-техническую базу. С 2011 года муниципалитет принимает активное участие в республиканских и федеральных проектах, что позволяет привлечь дополнительные средства на проведение капитального ремонта учреждений, оснащение их современным оборудованием, модернизацию парка школьных автобусов.

В рамках выполнения мероприятий районной целевой программы энергосбережения на 2013–2015 годы запланирован поэтапный перевод учреждений образования и культуры на индивидуальное отопление, что позволит получить значительный экономический эффект. Выполняя Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601, с 1 июля текущего года библиотеки кроме своей основной деятельности предоставляют населению государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна». В настоящее время они ведут прием документов по 29 муниципальным услугам, выдают результаты, предоставляют необходимые консультации.