XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Задачи прошлого года выполнены — решаем новые

Задачи прошлого года выполнены — решаем новые

О социально-экономической ситуации в районе, преимуществах программного бюджета, перспективах развития промышленности и сельского хозяйства рассказал глава администрации МР Нюрбинский район Борис Николаевич ПОПОВ

— Нюрбинский район — один из крупнейших в Якутии. Какие значимые события 2013 года вы могли бы особо отметить?

— Подводя итоги прошлого года, можно с уверенностью сказать, что 2013 год был успешным и благоприятным для района. Правительство Республики Саха (Якутия) проводит большую работу по выполнению указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления». Она выполняется в рамках проводимой в стране административной реформы и регулируется федеральными нормативными актами. Расчет комплексной оценки показателей эффективности осуществляется исходя из фактического уровня эффективности и ее динамики в установленных сферах деятельности.

Показатели эффективности деятельности нашего муниципального района ежегодно растут. Если по итогам 2011 года район занял третье место в респуб­ликанском конкурсе по оценке эффективности деятельности городских округов и муниципальных районов среди крупных промышленных районов Якутии, то в 2013 году (по итогам 2012 года) уже второе. За это район награжден грантом в виде субсидии из бюджета республики в сумме 6,47 миллиона рублей. В рес­публиканском конкурсе среди городских поселений за достижение наилучших показателей в финансово-экономической сфере (2012 год) город Нюрба занял первое место во второй группе и также награжден грантом в виде субсидии из бюджета Якутии в сумме 583 тысячи рублей.

— В местный бюджет поступают налог на доходы физических лиц и имущественные налоги. Какие меры принимает администрация района для того, чтобы не допустить падения этих доходных источников?

— Планирование и исполнение расходов местного бюджета до 2013 года осуществлялись на основе индексации ранее сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации. При этом не было достаточного учета эффективности и результативности использования бюджетных средств. Сейчас мы внедрили программно-целевое бюджетное планирование, в связи с чем использование бюджетных ресурсов ориентировано на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств. Разработаны и утверждены 22 муниципальные целевые программы. Так, за 2013 год на реализацию программных мероприятий направлено 2,78 миллиарда рублей, в том числе из федерального и республиканского бюджетов — 1,78 миллиарда, из бюджета Нюрбинского района — 999 миллионов рублей. Программные расходы бюджета составили 96 процентов от годового объема.

По налоговым и неналоговым доходам бюджет 2013 года исполнен на 110,8 процента. При плане 285,3 миллиона рублей фактически поступило 316,1 миллиона. Необходимо отметить, что объем поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2012 годом увеличился на 13,1 процента, или на 36,6 миллиона рублей. Расходы бюджета за 2013 год исполнены на 95,8 процента к уточненному годовому плану. В целом расходная часть бюджета 2013 года к уровню 2012 года увеличилась на 577,7 миллиона рублей, или в 1,25 раза. За счет участия в республиканских программах дополнительно привлечено средств в сумме 351,7 миллиона рублей.

В целях увеличения поступления местных налогов мы ставим перед собой задачу безусловного обеспечения плановых показателей по доходам, максимального привлечения текущих платежей в бюджет через организацию индивидуальной работы с налогоплательщиками. При этом акцент ставится на работе по снижению задолженности по платежам в бюджет. Ежемесячно проводится анализ выполнения доходов бюджета по каждому главному администратору и в целом по доходам.

Постановлением главы муниципального района от 18 июня 2013 года принят комплексный план по увеличению налоговых и неналоговых доходов в бюджет Нюрбинского района и снижению недоимки. В рамках этого плана реализуется соглашение с Межрайонной инспекцией ФНС № 3 по РС (Я) о взаимодействии по обеспечению поступлений доходов в бюджет и взысканию задолженности, в том числе по работе с недоимщиками. Также в целях пополнения бюджета в районе действуют межведомственные комиссии по вопросам своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

— В VII Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Нюрбинский район стал победителем в номинации «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью». Какие меры позволили этого добиться?

— В районе принята МЦП «Повышение эффективности бюджетных расходов на 2012–2013 годы». В рамках исполнения этой программы действует рабочая группа. В 2013 году рабочей группой рассмотрены планы мероприятий района и отраслевых управлений на 2013 год, исполнение муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями, вопросы внедрения аутсорсинга в муниципальных учреждениях и повышения доходной части местного бюджета. В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2013 году реализованы мероприятия на общую сумму 2,98 миллиона рублей. Это мероприятия по повышению уровня технической оснащенности финансово-экономических служб, повышению квалификации сотрудников, организации участия в семинарах муниципальных служащих и специалистов финансово-экономических служб, по софинансированию оформления технических планов на автомобильные дороги местного значения. Особое внимание было уделено повышению квалификации работников финансово-экономической сферы, ведь знание — это главное в решении многих насущных проблем и перспективных дел.

В целях повышения эффективности деятельности ОМС по выполнению муниципальных функций реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов продолжена на 2014–2017 годы. Основные задачи программы — не допустить возникновения задолженности по заработной плате и обеспечить поступление НДФЛ в полном объеме, для чего необходим ежемесячный мониторинг средней заработной платы по предприятиям. Также следует активизировать и актуализировать действия по ликвидации задолженности по доходам от сдачи в аренду земельных участков и муниципального имущества и завершить оформление прав собственности на имущество муниципального района, в том числе произвести межевание, оформление технических, кадастровых паспортов.

В соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности финансирование расходов бюджетных учреждений на оплату энергоресурсов должно проводиться с учетом снижения фактического объема потребления на три процента в течение года. В 2014 году проводится работа по разъяснению положений Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе. В рамках реализации данного закона требуется разработать схему наиболее оптимального распределения функций между учреждениями района. За принятием учреждениями новых расходных бюджетных обязательств и соблюдением ими доведенных лимитов бюджетных обязательств установлен жесткий контроль.

— Нюрбинский район — один из крупных промышленных районов Якутии...

— Да. И основу промышленности составляют добыча алмазов, угля, производство строительных материалов, швейная и пищевая промышленность. Развитие промышленности Нюрбинского района на 2013–2017 годы связано с дальнейшим развитием алмазодобычи, перерабатывающих производств, промышленной инфраструктуры на основе имеющегося внутреннего потенциала, привлечения внешних инвестиций, а также внедрения новейших технологий.

Предприятие ОАО «АЛРОСА-Нюрба» владеет лицензиями на добычу алмазов по четырем месторождениям: трубки Нюрбинская, россыпи Нюрбинская, трубки Ботуобинская и россыпи Ботуобинская. В 2013–2021 годах компания планирует продолжить геолого-разведочные работы за счет собственных средств. Прогнозный план геологоразведки разработан с учетом дальнейшего направления горных работ по карьерам Нюрбинский и Ботуобинский.

В угольной промышленности продолжатся работы по улучшению потребительских свойств угольной продукции путем сортировки, обогащения угля, повышения эффективности открытого способа разработки угольных месторождений, по увеличению объема добычи угля для переработки под производство различных видов топлива путем быстрого пиролиза угля.

— В районе большое внимание уделяется и сельскому хозяйству. Расскажите об этом более подробно.

— Сельское хозяйство в районе является основной традиционной отраслью, хотя и не бюджетообразующей. Тем не менее от его развития зависит повышение благополучия жителей района. В рамках исполнения указа Президента РС (Я) «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)» постановлением главы Нюрбинского района принят План реализации комплексных мер по развитию села на 2013–2015 годы, утверждены планы мероприятий комплексного развития поселений.

Прошедший год был для аграриев района непростым. Летние заморозки, которые погубили посадки картофеля и овощей, замедлили рост трав, сменились продолжительной засухой, что привело к потере запланированного урожая сельскохозяйственных культур и сена. Поголовье КРС в районе на 1 января 2014 года превысило 13,7 тысячи голов. Для увеличения поголовья в муниципальном образовании уже третий год действует специальная подпрограмма. В 2013 году план валового надоя молока выполнен на 100,7 процента, задание по производству скота и птицы в живом весе — на 118,2 процента. Введено в эксплуатацию два коровника. Ведутся работы по строительству еще одного коровника на 200 голов и модульного убойного цеха.

На реализацию МЦП «Развитие агропромышленного комплекса Нюрбинского района на 2013–2017 годы» в 2013 году направлены средства в сумме 72 миллиона рублей. В том числе на модернизацию и техническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий района, на реализацию программы по выкупу коров и нетелей, стимулирование деятельности животноводческих обслуживающих кооперативов, поддержку агропрофилированных школ района и т. д.

— Как складывается в районе ситуация со строительством жилья, детских садов?

— За 2013 год по виду деятельности «Строительство» выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 505 миллионов рублей. В эксплуатацию введено три объекта: детсад на 100 мест в селе Антоновка, детсад на 35 мест в селе Жархан, клуб на 100 мест в селе Мальжагар. По программе «Теплый детский сад» в десяти дошкольных учреждениях проведены капитальные ремонты. Капитальный ремонт также сделан в школе искусств в городе Нюрба, в школе села Хаты, отремонтированы системы отопления в Убоянской, Нюрбачанской школах, в 12 общеобразовательных учреждениях района установлены пандусы.

Продолжается строительство детского сада на 35 мест в селе Акана, оздоровительно-культурного центра в селе Хатын-Сысы, десятиквартирного благоустроенного жилого дома для детей-сирот в Нюрбе. Пять многоквартирных домов строится по программе аварийного жилья, три — по субсидиям на жилье работникам бюджетной сферы, возводится социальное жилье. План по вводу в эксплуатацию индивидуального жилья выполнен на 104,4 процента.

— Что вы можете рассказать о социальной политике?

— На поддержку образования в 2013 году было направлено более 57 процентов средств бюджета района. В рамках целевой программы «Развитие образования в Нюрбинском районе на период 2013–2017 годов» было выделено более 1,6 миллиарда рублей. Особое значение мы уделяем развитию учительского потенциала — повышению профессионального уровня компетентности педагогических кадров. Ведь основная задача системы образования — вырастить гармоничную, конкурентоспособную во всех отношениях личность.

Происходящие в стране и республике динамические процессы, многообразие форм хозяйственной деятельности выдвигают новые задачи совершенствования социально-культурной деятельности. В условиях реализации политики финансирования, ориентированного на эффективность расходования бюджетных средств, для учреждений культуры актуализируется вопрос создания комфортных, эстетических условий в зданиях для качественного выполнения муниципального задания, внедрения и развития платных услуг. Если в недавнем прошлом ремонт зданий учреждений культуры предполагал только утеп­ление и устранение аварийных ситуаций, то сегодня руководители МСУ и муниципальных учреждений культуры при практическом и методическом содействии управления культуры района начинают ориентироваться на развитие дизайна как проектной художественно-технологической деятельности по формированию гармоничной социально-культурной среды. Запускается первый проект муниципально-частного партнерства.

В разработке — создание общественного фонда «Фонд развития культуры Нюрбинского района». Стала традиционной муниципальная выставка-ярмарка социально-культурных проектов «Ресурсы развития культуры Нюрбинского района» на гранты главы района. Совместно с Фондом развития культуры народов Сибири и Дальнего Востока ежегодно проводится Международный фольклорный фестиваль «Северная радуга», победители которого направляются на участие в других международных фестивалях и конкурсах.

Учреждения культуры уверенно перешли на метод проектного планирования, что обеспечивает системность и повышение качества работы, привлечение доходов за счет грантов. В 2013 году сумма полученных грантов составила 900 тысяч рублей.

В 2013 году продолжена реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здо­ровье». За отчетный период все плановые значения мероприятий проекта Нюрбинской ЦРБ выполнены на 100 процентов, целевые показатели достигнуты. Ключевую роль в обеспечении доступности медицинских услуг, оптимизации использования ресурсов, повышении эффективности предоставления медицинских услуг и улучшении их качества играет информатизация здравоохранения республики. В рамках данной задачи проводятся мероприятия по внедрению персонифицированного учета оказания медицинских услуг, электронной записи к врачу, систем электронного документооборота, а также по развитию телемедицины.

В завершение необходимо отметить, что прошедший год был годом напряженной работы. Несмотря на то, что основные задачи, стоявшие перед администрацией, выполнены, в этом году предстоит сделать еще больше — решить немало сложных проблем как экономической, так и социальной направленности.