XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Почивать на лаврах не будем

Почивать на лаврах не будем

Конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» проводится с 2007 года, но столица Прикамья впервые получила столь высокое признание коллег. Такая оценка нашего опыта управления финансами, данная специалистами федерального уровня, очень значима для нас. Основную причину нашего успеха я вижу в том, что мы сумели вовремя сориентироваться в стремительно меняющихся обстоятельствах, умерить проектные аппетиты, действовать жестко в русле федеральной бюджетной стратегии и осуществлять постоянный контроль за расходами бюджета. Именно в 2008-м всеми памятном кризисном году мы перешли к трехлетнему планированию городского бюджета. Это позволяет нам продуктивно оперировать имеющимися в казне средствами, при обсуждении ключевых приоритетов выбирать действительно важные и неотложные темы, сохранять инвестиционную привлекательность города за счет определенных и зафиксированных думским решением о бюджете на трехлетку финансовых гарантий.

Сбалансированность прежде всего

В 2013 году, по итогам которого проводился конкурс, нам пришлось работать с учетом замедления роста основных показателей российской, а значит, и пермской экономики, необходимости выполнения указов Президента России В. В. Путина от 7 мая 2012 года, а также реализации ранее определенных пермским депутатским корпусом стратегических направлений развития. В итоге нам удалось сформировать бюджет, позволивший значительно увеличить заработную плату в социальной сфере, впервые за многие годы запустить проекты по строительству новых детских садов, увеличить темпы расселения из аварийного жилья и обеспечения земельными участками многодетных семей. Совершенно ясно, что без устойчивого, сбалансированного бюджета в сегодняшних условиях трудно говорить о повышении комфорта городской жизни, деловой активности, развитии науки и культуры. Поэтому мы и уделяем пристальное внимание базовым принципам бюджетной политики.

Одним из основополагающих принципов является бездефицитность бюджета. Мы придерживаемся этого принципа с 2010 года по сегодняшний день. Правда, при этом не исключается возникновение технического дефицита, но он покрывается за счет остатков средств с предыдущего года. Мы считаем, что именно сбалансированность доходов и расходов является основой сохранения стабильности и устойчивости городского развития. Если бы наш бюджет изначально складывался как дефицитный, для его регулировки пришлось бы брать кредиты. При этом в последующих годах мы вынуждены были бы на сумму планового возврата и годового обслуживания долга сократить исполнение наших расходных обязательств. А эти средства, тем более в условиях нестабильной экономической ситуации, можно направить на исполнение обязательств города и на его развитие.

Программный бюджет

2013 год стал для нас временем перехода к программной структуре бюджета. Естественно, при этом особое внимание Пермская городская Дума, администрация города и Контрольно-счетная палата уделили организации бюджетного процесса. Очевидно, что формирование программного бюджета повышает качество финансового планирования, эффективность бюджетных расходов, положительно влияет на рост ответственности исполнителей программ за достижение показателей в рамках ограниченных денежных ресурсов. Таким образом, сегодня составление проекта городского бюджета основывается на муниципальных программах, в которых определены цели, задачи и ожидаемые результаты их реализации.

Отмечу, что в Перми предпосылки перехода на программный бюджет были созданы еще в 2007 году. В основу первого трехлетнего бюджета на 2008–2010 годы легли доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД). Их разработали функциональные органы администрации Перми. Цели и задачи, показатели непосредственного и конечного результатов, объемы финансового обеспечения для достижения данных показателей субъектов бюджетного планирования стали основополагающей частью ДРОНДов. Таким образом, применение инструмента бюджетного планирования — ДРОНДа (по сути, являющегося прототипом программы) позволило выстроить четкую систему целеполагания и обеспечило возможность перехода на программный формат бюджета в кратчайшие сроки.

Бюджет Перми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в полноценном программном формате, разработана 21 муниципальная программа. Эти программы исполняют роль механизма, увязывающего стратегическое и бюджетное планирование. До момента принятия программного бюджета был проведен скрупулезный анализ всех существовавших на тот момент программ, ликвидированы неэффективные, нефинансируемые либо неисполняемые. На сегодня у нас есть вся необходимая нормативная база по исполнению бюджета в разрезе муниципальных программ, перестроены алгоритмы формирования проекта городской казны, произведена корректировка бюджетной классификации.

Прозрачность бюджета

Начиная с 2012 года городские власти активно работают над повышением прозрачности бюджета и бюджетного процесса. В ноябре 2013 года апробирована информационно-аналитическая система «Публичный бюджет города Перми» (budget.gorodperm.ru). Она направлена на повышение открытости и доступности бюджетной информации для жителей города.

В целях повышения финансовой грамотности пермяков для учащихся 10–11-х классов школ был разработан учебно-методический комплекс «Уроки о бюджете». При этом упор сделан на максимальную понятность и доступность изложения материала, игровые формы его подачи, такие как брейн-ринг, кроссворды и тесты. В марте — апреле 2014 года такие уроки посетили 810 старшеклассников города. В процессе образовательного цикла решается еще одна важная задача — познакомить ребят с практикой деятельности органов местного самоуправления, о чем сегодня, к сожалению, на школьном уровне говорится крайне мало. А ведь во взрослой жизни каждый сегодняшний школьник будет иметь отношение к бюджетным средствам через уплату налогов, тем или иным образом взаимодействовать с властью, банками и другими финансовыми институтами.

Увеличение доходного потенциала

Важная часть бюджетной работы — увеличение доходного потенциала. Приведу несколько цифр, иллюстрирующих итоги этой деятельности в 2013 году. Среди региональных центров Приволжского федерального округа город Пермь занял первое место по объему поступлений доходов в бюджет и первое место по объему налоговых поступлений. Общий объем доходов бюджета города по итогам 2013 года составил 23,5 миллиарда рублей, что на 5,4% выше уровня 2012 года. Объем налоговых доходов составил почти 14,4 миллиарда рублей, рост к предыдущему году — 16,7%.

Основную часть доходов городского бюджета составляют налог на доходы физических лиц и земельный налог, общая доля которых составила 53,3%. В бюджет города в 2013 году НДФЛ поступил в объеме 9,3 миллиарда рублей, что на 27% выше уровня 2012 года. Перевыполнение обусловлено ростом среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий на 12,1% по сравнению с 2012 годом, а также эффектом от совместной работы администрации города Перми, налоговых и правоохранительных органов по снижению недоимки по данному налогу. Объем поступлений по земельному налогу составил 3,2 миллиарда рублей, это на 2,5% выше планового значения. Итог — в рейтинге столиц регионов ПФО по поступлению в бюджет НДФЛ и земельного налога город Пермь опять же занял уверенное первое место.

И все же еще раз подчеркну — показатели высокие, но почивать на лаврах мы не в праве. Городская Дума совместно с администрацией Перми ежеквартально отслеживает исполнение бюджета, предметно взаимодействует с Контрольно-счетной палатой, анализируя бюджетный процесс. В результате мы знаем не только сильные, но и слабые места городского хозяйства и совместно с администрацией ведем целенаправленную работу по выравниванию этих позиций. Так что есть определенная надежда на то, что и в дальнейшем мы сможем держать планку бюджетных достижений на достойном уровне, что найдет положительное отражение в жизни Перми и пермяков.