XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Применяя современные знания

Применяя современные знания

В старинном русском городе Шуе повышенное внимание уделяют образованию. А еще здесь нет проблемы муниципального долга и к 2015 году завершится переход на программно-целевой бюджет. Об этом и многом другом рассказывает глава администрации городского округа Шуя Наталья Владимировна КОРЯГИНА.

— Наталья Владимировна, как исполняется городской бюджет на 2014 год?

— Доходы бюджета городского округа за первое полугодие 2014 года исполнены на 362,4 миллиона рублей и составляют 48,8 процента к утвержденным годовым назначениям. За аналогичный период прош­лого года поступления составили 358,6 миллиона, или 40,5 процента. Основная цель налоговой политики Шуи — сохранение налогового потенциала путем создания благоприятных условий для экономической деятельности.

Расходы бюджета за первое полугодие 2014 года составили 374,3 миллиона рублей, или 42,6 процента к годовым бюджетным назначениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 24 миллиона и направляются не на содержание сети подведомственных учреждений, а на финансирование мероприятий в рамках муниципальных программ, призванных решать конкретные задачи по предоставлению гражданам муниципальных услуг. Инструментом определения объема расходов и увязки их с реализацией муниципальных программ является задание на оказание муниципальных услуг.

Доля социальных расходов в общем объеме расходов за первые шесть месяцев 2014 года составила 66 процентов. Наибольшая величина приходится на образование — 59 процентов. Расходы на заработную плату и начисления составляют 54,9 процента. Кредиторской задолженности бюджетные учреждения не имеют.

— Как в городе решается проблема увеличения доходной части бюджета?

— С 2005 года создана комиссия по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в городской бюджет. На ее заседания приглашаются руководители предприятий, организаций, индивидуальные предприниматели, а также физические лица. Рассматриваются вопросы погашения задолженности по налоговым и неналоговым доходам, страховым взносам в Пенсионный фонд. Результаты работы комиссии за последние три года — перечисление должниками 35 миллионов рублей.

С целью увеличения доходной части бюджета по налогу на имущество физлиц осуществлялась работа по выявлению объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию, но не зарегистрированных в установленном порядке. На заседания комиссии приглашались собственники домовладений, большинство из которых после заседания оформляли свои объекты.

Особого внимания заслуживает проблема использования земельных участков под объектами недвижимости лицами, не оформившими свои права на землю и, следовательно, не осуществляющими земельные платежи. В администрации Шуи работа по выявлению таких земельных участков проводится с 2011 года (за период 2011–2014 годов выявлено 288 участков). Идет работа по взысканию неосновательного обогащения в виде сбереженных денежных средств за землю с лиц, использующих земельные участки и не оформивших права на них — прежде всего под объектами недвижимости. В 2013 году выявлено 40 таких земельных участков, сумма неосновательного обогащения по ним на дату выявления составила более 1,3 миллиона рублей. Для обеспечения ее взыскания проведены мероприятия в виде претензионной работы. В досудебном порядке погашено 143 тысячи рублей. По трем земельным участкам иски о взыскании неосновательного обогащения на общую сумму почти в 1,2 миллиона рублей направлены в суд.

Кроме того, в городе проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых льгот по местным налогам, отменены неэффективные льготы. В частности, для учреждений федерального и областного подчинения отменены льготы по земельному налогу.

В связи с передачей земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома муниципального жилого фонда, в общую долевую собственность жильцов планируется получение дополнительных доходов. Процесс передачи участков предполагается завершить в 2014–2015 годах, и ежегодные начисления по земельному налогу возрастут примерно на 5,5 миллиона рублей.

— Есть ли неиспользованные резервы?

— Существует ряд проблем, решение которых позволило бы пополнить доходную часть бюджета, но они не могут быть решены в рамках одного муниципального образования. Мы считаем, что необходимо:

— расширить перечень информации, предоставляемой муниципальным образованиям налоговыми органами;

— включить в состав объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц объекты незавершенного строительства с нарушением срока ввода, закрепить за физическими лицами ответственность за нарушение сроков регистрации права собственности на объекты недвижимости;

— свести воедино имеющуюся информацию об объектах недвижимости органов и организаций, находящихся в федеральном, региональном и муниципальном подчинении, с целью формирования реестра объектов недвижимости.

— Как идет процесс перехода на программно-целевой бюджет?

— Городской округ Шуя с 2009 года участвует в программе реформирования региональных и муниципальных финансов. С 2010 года применяется программно-целевой метод формирования бюджета, и к 2015 году процесс завершится окончательно. Доля бюджетных расходов, формируемых в рамках программ, возросла с 80,5 процента в 2010 году до 98,4 процента в 2014-м. Бюджет 2014–2016 годов сформирован на основе муниципальных и ведомственных целевых программ, а также адресной инвес­тиционной программы.

— Готовы ли к работе в новых условиях имеющиеся кадры? Нет ли необходимости в дополнительном обучении муниципальных финансистов?

— При переходе к реформированию муниципальных финансов муниципальные служащие — работники финансового управления прошли курс обучения по программе «Современная система управления финансами в органах местного самоуправления» и получили сертификаты. Каждые три года в соответствии с положением о муниципальной службе наши финансисты повышают свою профессиональную квалификацию, а также проходят аттестацию.

— Как обеспечивается открытость и прозрачность бюджетного процесса?

— Проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период рассматривается и обсуждается на публичных слушаниях. Проект решения городской думы об исполнении бюджета за отчетный год также рассматривается на публичных слушаниях. Решение гордумы о бюджете и решения об изменениях и дополнениях в бюджет публикуются в вестнике городского округа Шуя и на официальном сайте в разделе «Муниципальные финансы».

Кроме того, в этом же разделе размещаются сведения о ходе исполнения бюджета, муниципальных программах, муниципальных услугах и их поставщиках, информация о муниципальных правовых актах в сфере финансов. Создана и регулярно обновляется электронная брошюра «Бюджет для граждан».