На каждый свой рубль привлекаем девять
Как в сложных экономических условиях муниципалитету обеспечить стабильность и развитие, «Бюджету» рассказал заместитель главы администрации, начальник финансового управления администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края Казбек Дзанхотович ЦАРИКАЕВ.
Казбек Дзанхотович, Предгорный муниципальный район победил в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами». Поделитесь, пожалуйста, опытом работы в данной сфере.
— В целях информирования населения у нас создан и работает сайт администрации района. В разделе «Муниципальные финансы» публикуются нормативно-правовые акты по бюджету, ежемесячные отчеты об исполнении консолидированного бюджета, результаты ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств района.
С 2013 года функционирует раздел «Бюджет для граждан», где в доступной форме представлена информация о бюджете района. Ежегодно проводятся опросы населения на предмет удовлетворенности качеством предоставления муниципальных услуг, по результатам которых составляется рейтинг муниципальных учреждений. Эти данные также размещаются на сайте.
Но успехи района подтверждают не только результаты проводимого вашим журналом конкурса. Второй год подряд Предгорный район имеет самую высокую оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ставропольском крае. Кроме того, в этом году по результатам оценки качества бюджетного процесса район занял второе место в рейтинге муниципальных районов и городских округов и получил материальное поощрение в виде 2,2 миллиона рублей дополнительных дотаций. Наши достижения — это прежде всего результат совместной деятельности совета района, администрации, финансового управления, контрольно-счетной палаты.
— Что вы можете сказать о промежуточных итогах исполнения бюджета района 2014 года?
— В целом для Предгорного района это был нелегкий, но довольно результативный год. Так, поступления в консолидированный бюджет района за девять месяцев текущего года превышают поступления аналогичного периода прошлого года (АППГ) в 1,45 раза с общим приростом 125,4 миллиона рублей. Причем хорошие темпы роста отмечаются именно по основным бюджетообразующим доходным источникам. Поступления по НДФЛ увеличились в 1,25 раза, по ЕНВД — в 1,74, по земельному налогу — в 1,64, по налогу на имущество физических лиц — в 1,29, по налогу на доходы от использования имущества — в 1,43 раза. В результате прирост по собственным доходам муниципального района за девять месяцев 2014 года к АППГ составил 85,04 миллиона рублей, или 41 процент.
Дополнительные доходы направляются на решение социально значимых проблем, в том числе на обеспечение софинансирования с бюджетом Ставропольского края ряда мероприятий (создание многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг, строительство детских садов, замена оконных блоков в детских садах и т. д.). Всего на софинансирование в 2014 году районом направлено 18,3 миллиона рублей, что позволило привлечь в бюджет района более 167 миллионов рублей субсидий из краевого бюджета. Таким образом, на один рубль районных средств было получено девять рублей федеральных и краевых средств.
— Какие мероприятия проводятся в районе для обеспечения такого роста поступлений?
— Следует отметить, что темпы роста собственных поступлений, превышающие средние краевые, отмечаются в районе на протяжении ряда лет и обусловлены постоянной комплексной работой администрации по ряду направлений. К примеру, это работа с налоговой базой. Напрямую влиять на налоговую базу муниципальные районы могут только в отношении ЕНВД в части установления коэффициента К2, что затрагивает интересы значительной части населения — представителей малого и среднего бизнеса.
Последние изменения законодательства в части уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и снижение при этом суммы ЕНВД влекли риски сокращения деловой активности в районе и, следовательно, уменьшения поступлений в бюджет. Для их минимизации администрацией совместно с налоговым органом в 2013 году был проведен анализ количественного и видового (торговля, услуги и т. д.) состава малого бизнеса, его распределения по населенным пунктам (а их в районе 45), произведены расчеты величины уплачиваемого ЕНВД с различных видов деятельности и сравнение величин установленного в районе К2 с сопряженными территориями городов Кавминвод и муниципальных районов Ставропольского края.
В результате было принято взвешенное решение об увеличении К2, и истекшие девять месяцев показали его целесообразность. В 2014 году поступления по ЕНВД увеличились в 1,74 раза (при средних краевых значениях роста 1,08), или на 55,3 миллиона рублей. При этом хочется отметить, что по показателю «Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч населения» Предгорный район занимает пятое место в Ставропольском крае после городов Ставрополя, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и первое место среди муниципальных районов. При среднем краевом значении данного показателя 359,5 единицы районный показатель составляет 468. Обеспеченность торговыми площадями составляет 697 квадратных метров на 1000 жителей, что также значительно превышает средний краевой норматив — 500 квадратных метров.
Еще одно важное направление — это борьба с недоимкой по платежам в бюджет. В районе создан координационный совет по увеличению доходной части бюджета и сокращению недоимки, который осуществляет взаимодействие с плательщиками налогов и сборов, имеющими задолженность перед бюджетом. За девять месяцев текущего года сумма взысканной недоимки превысила 2 миллиона рублей. Особый контроль в районе установлен над платежной дисциплиной арендаторов земельных участков, ведется активная претензионная работа, результатом которой стал рост поступлений от арендной платы в 1,4 раза.
Большое внимание уделяется легализации заработной платы. С этой целью в районе создана и действует межведомственная комиссия по профилактике нарушений трудовых прав работников. Основной задачей комиссии является доведение минимальной заработной платы работников хозяйствующих субъектов до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Ставропольском крае. В процессе своей деятельности комиссия активно взаимодействует с прокуратурой Предгорного района и Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае. В результате только за истекший период 2014 года минимальная заработная плата работников организаций, рассматриваемых на заседаниях комиссии, в среднем была повышена на 30 процентов.
— Какие задачи вы ставите перед собой на 2015 год?
— Текущая ситуация, складывающая в стране и в мире, не может не вызывать тревоги. Однако учитывая, что наш район в основном сельскохозяйственный, мы надеемся, что санкции и иные негативные явления либо не окажут отрицательного воздействия на нас, либо, напротив, станут стимулом для дальнейшего развития района. Поэтому наши задачи — отслеживать текущую ситуацию и складывающиеся тенденции в экономике района и всеми силами обеспечивать устойчивость и сбалансированность бюджета.
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО