XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Главное в условиях кризиса — сохранить уровень жизни граждан

В конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Комсомольский муниципальный район участвует с 2011 года, но столь высокую оценку получил впервые. Слагаемыми успеха стало стремление развиваться, постигать все новое и умение определять приоритеты, в том числе и в сфере управления финансами.

О результатах прошлого года

2013 и 2014 годы были для Комсомольского района крайне сложными. Крупномасштабное наводнение на Дальнем Востоке привело к негативным последствиям, большим потерям. Однако я считаю, что с главными задачами — обеспечить пострадавших людей жильем и восстановить инфраструктуру — мы при поддержке федерального центра и региональных властей справились.

В 2014 году в экономику и социальную сферу района было направлено 6,8 миллиарда рублей инвестиций, было введено в эксплуатацию почти 12 тысяч квадратных метров жилья. Суммарный оборот предприятий розничной торговли и общественного питания составил 813,4 миллиона рублей.

Уровень регистрируемой безработицы составил 1,3% (это один из самых низких показателей среди сельских районов Хабаровского края). При этом среднемесячная начисленная номинальная заработная плата выросла на 3,7% и достигла 30 тысяч рублей.

Экономическая ситуация в районе в 2014 году способствовала стабильному исполнению бюджета. Доходы консолидированного бюджета составили 2,39 миллиарда рублей, что выше уровня 2013 года на 20,2%. Поступления налоговых и неналоговых доходов составили 608,4 миллиона рублей.

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 2,5 миллиарда рублей. Все первоочередные и социально значимые обязательства района исполнены в полном объеме, отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Муниципальный долг на 1 января 2015 года составил 9 миллионов рублей, или 1,3% к собственным доходам бюджета.

В прошлом году мы прове­ли масштабные работы по ликвидации последствий наводнения 2013 года. Было закончено строительство жилья для граждан в национальных селах Бельго, Нижние Халбы, в поселках Молодежный, Ягодный, селах Селихино, Верхняя Эконь, Нижнетамбовское, Пивань. Была восстановлена инженерная и транспортная инфраструктура пострадавших населенных пунктов.

Также мы продолжаем модернизацию коммунальных и строительство социально значимых объектов. Были введены в эксплуатацию детский сад на 110 мест в селе Хурба, участковая больница в поселке Ягодный, административный центр в поселке Гурское. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне были возведены обелиски Славы в селах Пивань и Бельго.

О бюджетном планировании

Практическая реализация программно-целевых принципов бюджетного планирования началась в муниципалитете в 2013 году. Бюджет района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован на основе 25 муниципальных программ. Составлению проекта бюджета предшествовало внесение необходимых изменений в муниципальные правовые акты, связанные с организацией бюджетного процесса, а также с формированием, утверждением и изменением действующих муниципальных программ.

Проведена инвентаризация расходных обязательств, а бюджетные ассигнования перераспределены в пользу приоритетных направлений расходов. Были исключены расходы, не предусматривающие конкретные положительные результаты. Мы также произвели корректировку бюджетной классификации в рамках бюджетного законодательства. В результате доля расходов, формируемых в рамках муниципальных программ, в 2014 году выросла до 62%. В 2013 году показатель составлял только 11%.

Мы стараемся обеспечить прозрачность и открытость бюджетного процесса. На официальном сайте администрации создан новый раздел, посвященный муниципальным финансам. Здесь публикуется проект бюджета и бюджет района, информация о его текущем исполнении, мероприятиях внутреннего муниципального финансового контроля, о выполнении муниципальных заданий и иная аналитическая информация, касающаяся управления финансами. Жители района могут ознакомиться с объемами и направлениями расходования бюджетных средств, с ожидаемыми результатами реализации муниципальных программ в понятной для них форме. Информация доступна в разделе «Бюджет для граждан» сайта администрации начиная с бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов.

Чтобы обеспечить исполнение бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями в объекты муниципальной собственности, мы в 2014 году установили новый порядок их финансирования. В частности, был внедрен механизм оценки ряда инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Речь идет о проектах, преду­сматривающих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета. По результатам оценки принято решение об инвестировании бюджетных средств (с учетом софинансирования из федерального и краевого бюджетов) в объекты капитального строительства по пяти проектам.

О кризисе и плане по борьбе с ним

В 2015 году экономическая нестабильность повлияла на исполнение бюджета района. Изменение основных макроэкономических параметров, снижение устойчивости финансово-кредитной системы, нарастание инфляционных процессов способствовали разбалансированности бюджета.

В первом полугодии бюджет района был исполнен с дефицитом в 47,5 миллиона рублей. Просроченная кредиторская задолженность составила 23,8 миллиона рублей, муниципальный долг возрос в 2,8 раза и составил 25,7 миллиона рублей. За шесть месяцев текущего года бюджет недополучил 28,3 миллиона рублей.

Сложная ситуация потребовала быстрых и решительных действий. Уже в начале года мы утвердили план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности района. Документ включает мероприятия по увеличению доходных источников и меры по оптимизации расходов. В нем определены первоочередные расходы бюджета.

С целью не допустить снижения бюджетных доходов в условиях кризиса мы проводим большую работу. Ежемесячно при главе муниципального района собирается комиссия по мобилизации налогов и сборов в бюджеты, выездные заседания комиссии проходят в сельских поселениях. Кроме того, соответствующие комиссии действуют непосредственно при администрации каждого поселения. По результатам работы комиссии с наиболее крупными должниками мы согласовываем графики погашения задолженности. Важная роль отводится и профилактической работе, направленной на предупреждение образования задолженности. В связи с этим налажен тесный контакт с налогоплательщиками.

В районе создана база налогоплательщиков. Системати­чески мы проводим анализ и оценку рисков непоступления доходов. Мониторинг идет по всем налоговым агентам, кроме прочего, он предполагает сопоставление с аналогичным периодом прошлого года. В результате удается установить организации, которые нерегулярно или в неполном объеме уплачивают налоги в бюджет. Все выявляемые случаи задержки перечислений, а также снижения объема поступ­лений рассматриваются районной комиссией по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему. Это совместная работа с налоговой службой, прокуратурой района, отраслевыми министерствами края.

О сокращении расходов

Одно из направлений обес­печения сбалансированности консолидированного бюджета в условиях кризиса — сокращение расходов. Так, были пересмотрены расходы на бюджетные инвестиции в пользу объектов, по которым планируется софинансирование из федерального и краевого бюджетов либо по которым заключены долгосрочные контракты. Оптимизированы расходы на текущий и капитальный ремонт, автотранспортное обслуживание, ГСМ, служебные командировки. Сокращена штатная численность вспомогательного и административно-управленческого персонала муниципальных учреждений образования и культуры, штатная численность местных администраций сельских поселений и администрации района. В целом численность работников аппарата управления сократилась на 6%.

В то же время мы повышаем эффективность расходования бюджетных средств. С 2013 года реорганизовано пять детских дошкольных учреждений: они были присоединены к общеобразовательным учреждениям. В 2015 году планируется реорганизация еще двух детских садов. Экономия бюджетных средств по данному направлению составила более 14,9 миллиона рублей.

Принятые меры по оптимизации расходов позволили сократить дефицит бюджета до нулевого уровня, за исключением дефицита, покрываемого остатками средств местного бюджета на 1 января 2015 года, и сократить объем выпадающих доходов бюджета на 18,2 миллиона рублей. Но, к сожалению, исполнение бюджета за первое полугодие свидетельствует о сокращении поступлений НДФЛ — основного доходного источника бюджета. Это может существенно повлиять на ситуацию с исполнением плана по доходам. В настоящее время мы готовимся ко второму этапу оптимизации расходов, а также не увеличиваем действующие расходы и не принимаем новые расходные обязательства.

Наша задача в условиях кризиса — сохранить уровень жизни граждан, оградить от серьезных потрясений экономику района, обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета, выполнить все социально значимые обязательства. Особенно сейчас важен точный выбор приоритетов, бережное отношение к ресурсам, взвешенный, аккуратный, хозяйский подход к решению задач.

Несмотря на все сложности, сегодня можно с уверенностью сказать, что многое из того, о чем десятилетия назад жители района не могли и мечтать, стало реальностью. Мы любим свой район, работаем и живем здесь, гордимся славными делами наших ветеранов, воспитываем детей патриотами родного края. И верим, что у Комсомольского района — большое будущее.