XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Как повысить эффективность управления муниципальными финансами. Опыт Ростова-на-Дону

Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для устойчивого экономического роста и достижения стратегических целей социально-экономического развития. Бюджетная политика Ростова-на-Дону реализуется с учетом проводимых в стране реформ, а сам бюджетный процесс постоянно совершенствуется.

Автоматизация бюджетного процесса

Реализация бюджетной реформы и внедрение программно-целевых методов управления накладывают серь­езные требования к инструментарию финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений. При этом особую важность приобретает совокупность высокоэффективных, тщательно выверенных методологических решений и современных средств автоматизации деятельности финансовых органов.

Вопросам информатизации бюджетного процесса администрация Ростова-на-Дону уделяет особое внимание, в том числе и в рамках утвержденной программы «Управление муниципальными финансами». Автоматизация и регламентация процессов управления бюджетом города проводится в соответствии с тенденциями развития государственной политики в области бюджетного процесса и реализуется на основе принципов и подходов, нашедших отражение в федеральной системе «Электронный бюджет».

Существующая на сегодняшний день в городе система управления муниципальными финансами (проект реализовывался администрацией Ростова-на-Дону совместно с Компанией «Бюджетные и Финансовые Технологии») обеспечила возможность реализации концепции системы Минфина России «Электронный бюджет» путем развития уже зарекомендовавших себя электронных механизмов. Так, в рамках единой системы управления финансами города организация бюджетного планирования с применением механизмов программно-целевого бюджетирования осуществляется с помощью автоматизированной системы «АЦК-Планирование». При этом стратегические приоритеты развития города тесно увязаны с планируемыми бюджетными ассигнованиями, что способствует повышению прозрачности и предсказуемости бюджетной политики. Эффективное расходование бюджетных средств достигается посредством применения нового управленческого инструмента — проектного управления в муниципальных программах.

Особенности управления

Неотъемлемым элементом повышения эффективности расходования средств бюджета является полноценный переход на систему муниципальных заданий. Опыт работы показал, что ключевой задачей и одновременно сложностью в данном вопросе является обеспечение взаимо­связи муниципальных заданий с объемом бюджетных ассигнований, выделенных на их оказание.

Отмечу, что в течение последних трех лет муниципальные учреждения Ростова-на-Дону осуществляют свою деятельность по предоставлению услуг населению на основе доведенных муниципальных заданий. Для этого в городе созданы все необходимые правовые, методические и технологические основы.

Отдельно подчеркну, что наша главная особенность заключается в том, что помимо отраслевой, в городе существует территориально-распорядительная модель организации местного управления, а именно районные администрации, являющиеся территориальными подразделениями.

Решением городской Думы о бюджетном процессе определено, что расходы бюджета осуществляются с учетом ведомственной структуры и административно-территориального деления, в том числе на основе территориальных смет, которые ведут администрации восьми районов.

В каждом районе города процесс исполнения бюджета полностью автоматизирован. Информация об исполнении территориальной сметы, принятых бюджетных обязательствах в режиме online находится в единой автоматизированной системе исполнения бюджета «АЦК-Финансы» и доступна всем районным службам. Так как в каждом районе города работает отдел Муниципального казначейства Ростова-на-Дону, у глав администраций районов имеется мгновенный расширенный доступ к информации об исполнении территориальной сметы.

Благодаря внедрению автоматизированной системы планирования бюджета, а также учету территориальных смет, когда расчеты, являющиеся основой расходов бюджета, ведутся в том числе в территориальном разрезе, главы администраций районов могут управлять и контролировать объемы потребностей и расходования бюджетных средств, имеющихся в текущем финансовом году у учреждений района. Применение в течение последних четырех лет территориальной сметы является новацией, призванной наделить территориальные органы в лице глав администраций районов бюджетными полномочиями. При этом ведомственная структура бюджета также сохраняется. Таким образом, мы решаем задачу по обеспечению баланса бюджетных интересов.

Интеграция систем закупок, планирования и исполнения бюджета

С изменением действующего законодательства обязательным требованием стала увязка процессов, связанных с закупочной деятельностью, с электронным бюджетом муниципального образования. Для решения данной задачи в 2015 году нами была внедрена автоматизированная система «АЦК-Муниципальный заказ». Особенностью проекта является тот факт, что в городе не просто появился механизм для управления закупками, но и была осуществлена его интеграция с системами планирования и исполнения бюджета, что позволило увязать процесс бюджетного планирования 2016 года с процессом формирования в системе «АЦК-Муниципальный заказ» проекта плана закупок (рисунок).

Не менее значим и тот факт, что данный механизм позволяет эффективно реализовывать функции, определенные статьей 99 «Контроль в сфере закупок» Федерального закона № 44-ФЗ, и главным распорядителям бюджетных средств города, и органу внутреннего муниципального финансового контроля в пределах их полномочий. Уверен, работа по вовлечению закупочного процесса в контур финансово-экономической системы позволит значительно повысить эффективность расходов, обеспечив при этом полную прозрачность и гибкость решений при планировании и исполнении бюджета Ростова-на-Дону.

Бюджет как эффективный механизм реализации экономической политики

Вместе с тем для повышения качества управления бюджетным процессом в Ростове-на-Дону муниципальное казначейство осуществляет оценку качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Мониторинг охватывает все элементы бюджетного процесса и является инструментом мотивации главных распорядителей к повышению эффективности управления муниципальными финансами.

Комплексная реализация всех перечисленных выше мероприятий позволила создать систему бюджетирования, ориентированного на результат. Это подтверждает и высокая оценка федеральных и региональных органов власти, а также экспертного сообщества. В частности, по итогам работы за 2014 год город Ростов-на-Дону стал победителем и лауреатом I степени конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Кроме того, по итогам проведения Министерством финансов Ростовской области оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях за 2014 год Ростов-на-Дону награжден дипломом I степени.

Бюджет, как известно, является эффективным механизмом реализации экономической политики. С его помощью можно и нужно решать задачи по стимулированию экономического роста. Поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом — уже сегодня разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета и оздоровлению муниципальных финансов в сложных экономических условиях. Кроме того, в этом году в процессе исполнения бюджета была проведена оптимизация расходов, что позволило направить дополнительные средства на решение ключевых вопросов социально-экономического развития города. Таким образом, принимаемые сегодня меры способствуют внедрению передовых принципов управления муниципальными финансами, повышению качества организации бюджетного процесса, экономному и эффективному использованию бюджетных средств Ростова-на-Дону.