Финансировать результаты
В Медногорске Оренбургской области в 2015 году были завершены мероприятия четырехлетней программы по повышению эффективности бюджетных расходов. Успехи города не остались незамеченными — качество управления муниципальными финансами отметили и на региональном уровне, и в ходе всероссийского конкурса. О реализуемых в Медногорске мерах мы поговорили с начальником финансового отдела города Ириной Валерьевной НИКИТИНОЙ.
— Город Медногорск получил диплом III степени в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Что именно позволило добиться такого результата? Что финансисты города считают своим главным достижением?
— Результаты конкурса отражают реализуемые в городе мероприятия бюджетных реформ. Эти реформы позволили повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления, создать предпосылки для перехода от управления затратами к управлению результатами, привели к экономии и оптимизации бюджетных средств, помогли повысить прозрачность исполнения городского бюджета. В городе была реализована программа «Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Медногорск на
По итогам оценки качества управления муниципальными финансами, проведенной Министерством финансов Оренбургской области, Медногорск занимает в регионе лидирующие позиции. В 2012 и 2013 годах город занимал первое место в области, в 2014 году — второе,
— Можете подробнее рассказать о результатах, достигнутых в рамках программы?
— В первую очередь мы провели инвентаризацию расходных обязательств муниципального образования и оценили их на соответствие полномочиям. На основании результатов был составлен перечень муниципальных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств местного бюджета. Мы систематически актуализируем данный перечень. Это позволяет сократить расходы, не отнесенные к вопросам местного значения.
Важным направлением является повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов муниципальной власти, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности. Это направление важно, так как способствует открытости бюджетных данных, повышению качества системы управления муниципальными финансами в целом и бюджетными расходами в частности.
— Какие данные публикуются в рамках этой деятельности?
— На сегодняшний день на сайте муниципального образования размещается актуальная информация об исполнении бюджета, актуальная редакция решения о бюджете, муниципальных программах, информация об объеме кредиторской задолженности по расходам бюджета, последняя версия реестра расходных обязательств.
Кроме того, для повышения финансовой грамотности населения с сентября 2015 года проводились Дни финансовой грамотности в учебных заведениях.
Все проекты муниципальных программ проходят процедуру публичных обсуждений. Распределение бюджета между принимаемыми и действующими муниципальными программами осуществляется на конкурсной основе. Результаты распределения размещаются на официальном сайте муниципального образования.
Также следует отметить, что в Медногорске создан интернет-портал оказания услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме, а также сайт с функцией обратной связи с потребителями услуг.
— Какие еще меры предпринимаются для повышения качества управления расходами?
— Еще одно направление — формирование муниципальных заданий. Они утверждаются на основании ведомственных перечней муниципальных услуг, оказываемых учреждениями в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями. Объем финансового обеспечения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат.
Расчеты нормативов производятся в автоматизированной системе, что позволяет значительно повысить их качество. Ежеквартальный мониторинг за выполнением муниципальных заданий позволяет своевременно вносить соответствующие корректировки. Это необходимо для их эффективного выполнения.
— Расскажите подробнее об этом опыте.
— На сегодняшний день объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг. При определении объема финансового обеспечения мы учитываем качество предоставления услуги, что определено соответствующим постановлением администрации города.
Для этого используются объем услуги, норматив затрат на оказание услуги и коэффициент-вариатор, изменяемый в зависимости от качества предоставления услуги. Таким образом, объем бюджетных ассигнований на выполнение муниципального задания взаимно увязан с качеством предоставления муниципальной услуги. Реализация данного мероприятия позволила повысить эффективность и результативность работы учреждений.
— Проводится ли в Медногорске работа по оптимизации бюджетных расходов? В чем она заключается? Какие резервы для экономии удалось найти?
— В муниципальном образовании был разработан трехлетний поэтапный план на
— Очевидно, что не менее важна работа с доходами. Что предпринимается для увеличения доходов бюджета городского округа?
— Наполнение бюджета города напрямую зависит от количества действующих предприятий, предпринимательской деятельности, роста числа рабочих мест и благосостояния жителей. Основной упор мы делаем на повышение деловой активности, прежде всего малого предпринимательства. Начинающие предприниматели получают финансовую поддержку в виде грантов и субсидирования процентной ставки по кредитам.
Для повышения инвестиционной привлекательности Медногорск участвует в региональных экономических форумах. Важную роль играют соглашения о партнерстве с частными инвесторами, в том числе с градообразующим предприятием «Медногорский медно-серный комбинат», входящим в состав Уральской горно-металлургической компании. В рамках данных соглашений бюджет города получает дополнительные доходы в виде безвозмездных поступлений на развитие образования, культуры и инженерной инфраструктуры.
— Какие еще меры направлены на укрепление доходной базы?
— В администрации города был разработан план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета. Кроме прочих мер, документ предусматривает, работу профильной межведомственной комиссии с приглашением на заседания налогоплательщиков, имеющих просроченную задолженность по налоговым платежам.
Цель этой работы — сокращение задолженности. Муниципалитет также выявляет организации, учреждения и предприятия, не предоставившие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и имеющие задолженность по ней.
Мы работаем и над снижением задолженности по доходам, полученным в виде арендной платы за земельные участки, с приглашением должников на заседания профильной комиссии.
Росту поступлений от аренды земельных участков и муниципального имущества также способствует работа по выявлению объектов такой аренды, используемых без правоустанавливающих документов. Важную роль играет разъяснительная работа через СМИ, учебу, консультации.
— Вы можете оценить результаты данных мероприятий?
— Результаты очевидны. Что касается оптимизации расходов, то в результате реализации мероприятий сумма экономии за 2015 год составила 3 миллиона рублей. Сумма дополнительно поступивших доходов в 2015 году составила 3,2 миллиона рублей.
Подготовил К. В. Овчарук