XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Муниципалитет должен жить по средствам

В июне стало известно, что Томск стал одним из победителей IX Всероссийского конкурса на звание «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» по итогам 2015 года. О том, какие ноу-хау позволили Томску победить, мы решили спросить лично мэра Томска Ивана Григорьевича КЛЯЙНА. А заодно поговорили о текущих приоритетах в управлении городом и муниципальными финансами.

Город Томск — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»

— Иван Григорьевич, что, по вашему мнению, позволило Томску стать победителем в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»?

— Я думаю, свою роль сыграл целый ряд факторов. Во-первых, сама процедура рассмотрения, принятия, корректировки бюджета муниципального образования у нас действительно открыта и прозрачна. Это согласительные комиссии с участием депутатов и общественности, публичные слушания, в которых могут принять участие все желающие, и утверждение нашего главного финансового документа Думой города. У муниципалитета есть официальный сайт, где в режиме реального времени выкладывается актуальная информация, в том числе о состоянии и тенденциях развития общественных финансов и деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Ознакомиться с ней может любой заинтересованный житель, причем без идентификации и регистрации на сайте.

На нашем сайте есть подборка материалов о муниципальном долге, с которой можно ознакомиться здесь.

На этом сайте мы также регулярно публикуем бюджет для граждан с элементами инфографики и мой ежегодный отчет.

— Какие инициативы администрации Томска в сфере управления финансами являются ноу-хау или выделяют вас на фоне других муниципальных образований?

— Не хочу сравнивать Томск с другими муниципалитетами. Могу сказать лишь, что одним из правил, которые я с самого начала установил для команды городской администрации, было следующее: «Жить по средствам». По любому направлению деятельности — будь то дорожный ремонт, строительство школы и тому подобное — мы начинаем работы только тогда, когда ясны источники финансирования. И ежегодно оптимизируем бюджетные расходы. Так, в 2015 году мы оптимизировали расходную часть бюджета почти на 870 миллионов рублей, или 11,4 процента от первоначально утвержденных параметров. В том числе на 154 миллиона рублей сокращены расходы на обслуживание муниципального долга. А экономия от проведения конкурсных процедур за 2014–2015 годы превысила 234 миллиона рублей.

Я уверен, что жить по средствам в экономической ситуации, сложившейся в России, предстоит всем муниципалитетам. Мы поняли это еще несколько лет назад и научились привлекать внебюджетные средства на ремонт дорог, фасадов, благоустройство территорий, организацию праздников и многие другие общегородские задачи. Только за прошлый год, несмотря на нарастание кризисных явлений в экономике, нам удалось найти единомышленников в бизнес-сообществе и привлечь для решения общегородских задач более 180 миллионов рублей.

Одной из оптимизационных мер стало создание централизованной бухгалтерии. В мае 2014 года мы создали муниципальное бюджетное учреждение «Управление бухгалтерского учета» и передали туда полномочия по ведению бюджетного, бухгалтерского и налогового учета восьми органов администрации Томска. Это позволило сократить штатную численность муниципальных служащих на 33 единицы. Полностью процесс передачи функций по ведению бюджетного, бухгалтерского и налогового учета планируется завершить до конца 2016 года. В результате штатная численность бухгалтеров будет сокращена на 50 единиц. Таким образом, экономический эффект от создания МБУ по затратам, связанным с оплатой труда, в 2014 году составил 4,4 миллиона, в 2015 году — 6,8 миллиона, в 2016 году — 13,3 миллиона рублей. Кроме того, централизация и унификация ведения бюджетного учета позволила упростить процедуры формирования сводной бюджетной отчетности, сократить сроки ее сбора и консолидации.

— Каким образом администрация привлекает средства для финансирования дефицита бюджета?

— Томск одним из первых муниципальных образований вышел на рынок публичных заимствований, разместив в 2004 году на фондовой бирже муниципальные ценные бумаги. В настоящее время на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» обращаются два выпуска биржевых облигаций Томских городских займов. Средства, привлекаемые в результате размещения облигационных займов, направляются в основной своей массе на замещение действующих кредитов, что позволяет диверсифицировать структуру муниципального долга, сократить риски рефинансирования, улучшить график погашения данного долга и сократить расходы на его обслуживание.

— При этом Томск также стал первым муниципальным образованием в Российской Федерации, который начал размещать облигации среди населения...

— Да, 24 декабря 2015 года состоялось размещение именных облигаций Томского городского внутреннего займа с постоянным купонным доходом среди жителей города Томска и Томской области. В результате анализа рынка экономистами было принято решение об установлении ставки купонного дохода на уровне 12 процентов годовых. Срок обращения облигаций — три года, номинальная стоимость одной облигации составляет тысячу рублей, количество — 100 тысяч штук.

Справка «Бюджета»

Томску в этом году исполняется 412 лет. В первую очередь он знаменит своим вузовским комплексом — именно здесь в далеком 1888 году был открыт первый в Сибири Томский императорский университет. Сегодня Томский государственный вместе с Томским политехническим университетом входит в число ведущих вузов нашей страны. Еще одна несомненная изюминка Томска — сохранившаяся деревянная архитектура. Во многом благодаря ее массиву Томску был присвоен статус исторического поселения.

Можно смело сказать, что сегодня этот город представляет собой сплав исторической среды и современной науки и образования, что позволяет ему расти и динамично развиваться. Этому способствует и грамотное муниципальное управление.

Выпуская облигации, мы старались достичь баланса интересов населения в части получения надежного инструмента сохранения своих средств и выгодного размещения облигаций для финансирования дефицита бюджета. Одним из главных преимуществ облигаций муниципального займа является то, что они полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования «Город Томск» имуществом, составляющим его казну. Средства на выплату купонного дохода и погашение облигаций учтены в принятом трехлетнем бюджете города. Таким образом, администрация города предложила населению простой, понятный и надежный инструмент для сохранения и преумножения временно свободных средств. Необходимо отметить, что доход по облигациям существенно выше по сравнению с сопоставимыми банковскими вкладами, он освобождается от налогообложения, кроме того, облигации могут быть легко проданы в любой момент времени без потери накопленного купонного дохода. По июльским данным, из общего количества размещаемых облигаций (100 тысяч штук) жителями города приобретено 99,9 процента выпуска. Поступления в бюджет с учетом накопленного купонного дохода составили 100,2 миллиона рублей. Указанные средства в полном объеме поступили в бюджет города и направлены на финансирование дефицита бюджета.

Сегодня опыт, связанный с размещением облигаций среди населения, имеют только город Томск и субъект РФ — Томская область. Но наши коллеги из других муниципалитетов и регионов после распространения этой новости стали активно интересоваться организационной и финансовой стороной вопроса, изучать наш опыт. Специалисты задают конкретные вопросы о преимуществах размещения подобных займов и возможных трудностях их организации.

Конечно, размещение облигаций среди населения — сложный процесс, связанный с разработкой и регистрацией в Минфине России необходимой нормативной документации, проведением консультаций и переговоров с потенциальными участниками предстоящего размещения, разработкой аукционной документации о закупке, объявлением и проведением конкурентных способов определения поставщиков в соответствии с требованиями действующего законодательства, организацией рекламной кампании. Все это требует значительных временных, организационных и трудовых ресурсов.

Поэтому мы активно делимся опытом с коллегами и надеемся, что другие муниципальные образования и субъекты РФ воспользуются нашими знаниями и также организуют выпуск облигаций для населения своих городов и регионов.

— Я знаю, что на протяжении уже нескольких лет международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтверждает для Томска долгосрочный кредитный рейтинг. Что, на ваш взгляд, это дает городу?

— Наличие достаточно высокого кредитного рейтинга города влияет на имидж и репутацию Томска в бизнес-среде, расширяет круг потенциальных инвесторов за счет появления интереса к городу со стороны крупных корпораций, финансовых структур, облегчает переговоры с кредиторами, когда мы обращаемся к ним для изменения условий предоставления кредитных линий. Это также повышает шансы Томска в рамках конкурсов на право организации крупномасштабных экономических, культурных или спортивных мероприятий.

Кроме того, рейтинги играют решающую роль в определении того, сколько эмитент, выпускающий долговые обязательства, должен заплатить, чтобы получить доступ к денежным ресурсам. Чем выше рейтинг эмитента, тем меньше риск по облигациям и, соответственно, выше спрос на них среди инвесторов, что в итоге позволяет заемщику привлечь средства по более низким ставкам.

В марте 2014 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings впервые присвоило Томску долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB», а также краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Кроме того, агентство присвоило национальный долгосрочный рейтинг городу на уровне «AA-(rus)». Прогноз по всем рейтингам — «стабильный». С тех пор рейтинг подтверждался уже четыре раза, последний раз в марте 2016 года, и остается на неизменном уровне.

Сегодня свой рейтинг имеет около 53 процентов субъектов РФ, из них рейтинг уровня «ВВ», обозначающий платежеспособность заемщика, при которой финансовая гибкость позволяет обслуживать свои обязательства, имеют не более 10–20 процентов. Среди них такие субъекты РФ, как Белгородская, Калужская, Липецкая, Оренбургская, Пензенская и Тульская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Марий Эл. Из 12 муниципальных образований, которым в настоящее время присвоены кредитные рейтинги, рейтингами «ВВ», прогнозом «Стабильный» могут похвастаться только Томск и Новосибирск.

— Какие мероприятия проводятся администрацией Томска по снижению муниципального долга и расходов на его обслуживание?

— Это целый комплекс мероприятий. Я перечислю основные из них. Во-первых, в рамках заключенных муниципальных контрактов мы проводим работу с коммерческими банками по снижению процентных ставок. В среднем нам удалось снизить их на 3,1 процента за три года и тем самым сократить расходы на обслуживание муниципального долга на 7,3 миллиона рублей в 2010 году, 1,2 миллиона — в 2011 году и 2,2 миллиона — в 2013 году. Муниципалитет проводит аукционы по привлечению кредитных ресурсов. В 2011 году в результате таких аукционов сложилась экономия по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 5,7 миллиона рублей, в 2013 году — 4,4 миллиона рублей.

Также с 1 сентября 2011 года администрация Томска использует механизм погашения долговых обязательств за счет временно свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений с последующим их восстановлением. В результате экономия по расходам на обслуживание муниципального долга за 2011 год составила 1,4 миллиона рублей, в 2012 году — 23,8 миллиона, в 2013 году — 34,9 миллиона, в 2014 году — 38,7 миллиона, в 2015 году — 47,4 миллиона рублей.

С 2014 года мы также активно используем остатки средств казенных учреждений, находящиеся во временном распоряжении, с последующим их восстановлением для досрочного погашения действующих долговых обязательств администрации города. В целом же весь комплекс мероприятий по управлению муниципальным долгом позволил сократить расходы на его обслуживание по сравнению с первоначально утвержденным планом в 2013 году — на 23,4 процента, или на 59,9 миллиона рублей, в 2014 году — на 33,1 процента, или на 97,6 миллиона рублей, и в 2015 году — на 44,2 процента, или на 154,1 миллиона рублей. Я считаю, что это очень хороший результат.

— Отвлечемся от финансовой тематики. Расскажите, какие приоритетные задачи вы ставите перед собой и администрацией Томска в целом на ближайшие годы?

— Наша главная задача — обеспечить комфортное и безопасное проживание в Томске. Речь идет о базовых потребностях людей. Чтобы наш город развивался, получал новые импульсы за счет молодежи, студентов, трудовой миграции, мы должны особое внимание уделять вопросам развития и обустройства среды. Определенные успехи в этом плане у нас уже есть. Например, по итогам 2015 года Томск вошел в десятку лучших по качеству жизни городов России. Данное исследование проводилось Финансовым университетом при Правительстве РФ в 38 крупных и средних городах — в их числе были Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Хабаровск, Краснодар, Тюмень и многие другие. Эксперты оценивали разные критерии качества жизни: уровень материального благополучия, состояние жилого фонда, доступность и качество образования и медицинской помощи, уровень благоустройства, состояние дорожного хозяйства, миграционную ситуацию. В итоговом рейтинге Томск занял десятую строчку.

Два года назад мы утвердили программу «Наш Томск», которая объединила все направления городского развития. В рамках этой программы мы за пять лет создадим в городе 100 новых общественных пространств. Особое внимание в программе уделено ремонту дорог. Мы увеличили финансирование этой статьи, начали применять более износостойкие материалы, ужесточили контроль за качеством работ, продлили сроки гарантийного ремонта. Еще один блок программы — озеленение. Следующий год в России объявлен Годом экологии, и, готовясь к нему, мы прорабатываем комплексную программу мероприятий по развитию городских зеленых зон. Конечно, только за счет муниципального бюджета мы ее не осилим, но надеемся получить региональное софинансирование, все-таки Томск — областной центр. Параллельно привлекаем внебюджетные источники и хотим, чтобы «Зеленый Томск» стал чем-то наподобие местной национальной идеи. Ведь если хотя бы каждый третий томич посадит дерево — а в городе у нас более 590 тысяч жителей, — Томск прирастет почти на 200 тысяч деревьев.

Важное направление программы «Наш Томск» — развитие социальной инфраструктуры. За предыдущие два года за счет строительства новых и ремонта действующих детских садов мы полностью решили вопрос доступности дошкольного образования. Сегодня на государственном уровне стоит новая задача — создание дополнительных ученических мест, которые позволят обеспечить обучение в одну смену.

В этом году в Томске будет построена первая за многие десятилетия новая школа на 1,1 тысячи мест.

Еще одна цель программы «Наш Томск» — консолидация жителей города. И здесь мы также видим перед собой большой пласт работы. Через поддержку проектов территориального общественного самоуправления, через конкурсы по благоустройству, через праздники, такие как День города и День томича, мы стараемся привить людям главную мысль: мы все разные, но одинаково любим город, в котором живем. И от каждого из нас зависит, будет ли он красивым, комфортным, зеленым и привлекательным для жизни.

Подготовила П. Н. ДАВЫДОВА

На сайте журнала есть подборка статей о муниципальных облигациях, ознакомиться с которой можно здесь.