XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

В поисках внутренних резервов

О том, как решаются вопросы, связанные с обеспечением доходной части местного бюджета, рассказала начальник управления финансов администрации Сорочинского городского округа Татьяна Павловна ТАКМАКОВА.

— На конкурсе муниципальных образований Сорочинский городской округ получил диплом второй степени. Что значит для управления финансов победа в этом конкурсе?

— Диплом, завоеванный нами по результатам IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», — это, безусловно, высокая оценка работы нашего коллектива, показатель умения правильно распорядиться минимальным ресурсным потенциалом для обеспечения уверенного экономического развития муниципалитета.

— Произошедшее в 2015 году слияние Сорочинского района и города Сорочинска потребовало перестройки работы финансового органа. С какими проблемами вы столкнулись в процессе реорганизации, как их решали?

— С 1 июня 2015 года муниципальное образование город Сорочинск и 15 сельских поселений, входящих в состав Сорочинского района Оренбургской области, были преобразованы путем объединения в городской округ. В мае 2015 года пришлось практически заново верстать бюджет, пересчитывать налоговый потенциал создаваемого городского округа, разрабатывать новую нормативно-правовую базу по формированию налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, мы организовали и провели сплошную инвентаризацию муниципального имущества, переходящего от Сорочинского района, и определили предстоящие расходы на его содержание.

Самой сложной задачей, возникшей при объединении, была ликвидация просроченной кредиторской задолженности Сорочинского района и сельских поселений, входящих в его состав. Объем задолженности составлял 76,5 миллиона рублей, из них задолженность по заработной плате и начислениям на оплату труда — 28,5 миллиона рублей, плате за коммунальные услуги — 26,7 миллиона рублей. Прежде чем принять задолженность, мы провели ее инвентаризацию. Мы также разработали план мероприятий по погашению и урегулированию кредиторской задолженности, в котором четко обозначили сроки и источники погашения, ответственных за эти мероприятия лиц. Был ужесточен контроль за финансово-расчетной дисциплиной. Итог — в настоящее время Сорочинский городской округ просроченной кредиторской задолженности не имеет.

— Что вы можете сказать о бюджете на 2016 год?

— Бюджет 2016 года принимался на один год — это его отличие от бюджетов предыдущих лет. Конечно, проблемы, с которыми столкнулась наша страна, не обошли и нас. Доходная часть бюджета текущего года сократилась на 10 миллионов рублей. Причины — снижение темпа роста фонда оплаты труда и, как следствие, уменьшения поступления НДФЛ. Сократились и поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, негативное влияние на доходную часть бюджета оказали и некоторые изменения законодательства — изменение ставки по арендной плате за землю, порядка взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Следствием недополучения доходов стало сокращение расходов бюджета по многим позициям.

— Нелегальные выплаты заработной платы, ее задержки — проблемы бюджетов многих муниципальных образований. Какие меры по борьбе с этими негативными явлениями предпринимаются в вашем округе?

— Для противодействия нелегальной выплате заработной платы, ее задержкам у нас действует межведомственная комиссия. В ее рамках проводится работа по выявлению фактов задержки оплаты труда, решению вопросов уплаты налогов и страховых взносов, снижению неформальной занятости, а также повышению рентабельности и сокращению количества убыточных организаций. Совместные выездные рейды администрации, налоговой инспекции и полиции способствуют добровольной легализации работодателями занятости физических лиц, привлекаемых в качестве работников, и официальному оформлению с ними трудовых отношений. За шесть месяцев текущего года в результате такой деятельности в бюджет Сорочинского городского округа дополнительно мобилизовано 3,8 миллиона рублей.

— Какие еще меры предпринимаются для укрепления доходной базы?

— Оказавшись после объединения в сложных финансовых условиях, мы прикладываем массу усилий для изыскания резервов. Мы разработали план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов и оптимизации бюджетных расходов Сорочинского городского округа на 2016 год на общую сумму 15,4 миллиона рублей. Во исполнение плана ведется индивидуальная работа с неплательщиками, принимаются меры по взысканию задолженности по арендной плате. Большое внимание мы уделяем и повышению качества администрирования доходов — традиционными стали ежеквартальные совещания с администраторами доходов по итогам их работы. Общий бюджетный эффект от реализации плана мероприятий за первое полугодие составил 8,4 миллиона рублей.

— Какая работа ведется для увеличения поступлений по имущественным налогам?

— Согласно закону Оренбургской области единой датой применения на территории региона порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, определено 1 января 2017 года. Во исполнение закона на территории городского округа было принято распоряжение главы муниципального образования «Об утверждении плана мероприятий по инвентаризации объектов недвижимости для определения налоговой базы на территории муниципального образования Сорочинский городской округ». В соответствии с планом весь округ разбит на сектора и закреплен за ответственными исполнителями, которыми проводится следующая работа:

  • инвентаризация объектов недвижимого имущества физических лиц и земельных участков, выданных разрешений на строительство с проверкой целевого использования земли и степени готовности строящихся объектов;
  • выявление лиц, уклоняющихся от государственной регистрации права собственности на законченные строительством объекты, с целью постановки объекта на налоговый учет;
  • формирование перечня объектов незавершенного строительства в целях подготовки к вовлечению объектов незавершенного строительства в налоговый оборот;
  • индивидуальная работа с собственниками недвижимого имущества.

Для обеспечения полноты учета объектов налогообложения проведена сверка данных Управления Росреестра по Оренбургской области, данных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Оренбургской области и данных по фактическому наличию объектов, полученных в результате подворного обхода.

Наряду с этим проводится информационно-разъяснительная работа среди населения, направленная на повышение мотивации жителей к регистрации имущества.

— За счет чего в 2015 году вам удалось обеспечить существенный рост неналоговых доходов бюджета?

— Увеличение неналоговых доходов произошло за счет проводимой работы по сдаче в аренду земельных участков и муниципального имущества, а также за счет продажи земельных участков и эффективного использования земель сельхозназначения (рисунок).

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО