XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Курс на инвестиции

Город Барнаул (Алтайский край) — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», диплом III степени

На вопросы журнала «Бюджет» о Народной программе развития Барнаула, туристическом потенциале города и приоритетах бюджетной политики отвечает глава администрации города Барнаула Сергей Иванович ДУГИН.

— Сергей Иванович, в городе реализуется Народная программа развития Барнаула на 2013–2017 годы, сформированная на основе предложений граждан и призванная поднять жизнь населения города на более качественный уровень. Расскажите, пожалуйста, о промежуточных итогах ее реализации.

— Действительно, уже четвертый год в нашем городе реализуется масштабный проект, который не имеет аналогов в Алтайском крае и является примером взаимодействия муниципальной власти и населения. В основу Народной программы развития Барнаула на 2013–2017 годы, инициированной Общественной палатой и поддержанной общественными организациями совместно с городским депутатским корпусом, легли предложения горожан. План ее реализации включает строительство и реконструкцию 155 объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры и 171 мероприятие, направленное в том числе на поддержку инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса.

В настоящее время построено 27 процентов запланированных объектов и проведено 42 процента мероприятий. В частности, построены газовые сети высокого давления в двух пригородных поселках, детский сад, завершается строительство средней школы, реконструированы две ливневые канализации, отремонтирован мостовой переход через реку Барнаулку, ведется работа по открытию новых объектов туристско-экскурсионного показа. Но, несмотря на значимые результаты, мы вынуждены учитывать текущую экономическую обстановку и ограниченность бюджетных средств, в связи с чем планируем пролонгировать данную программу.

— Какие меры принимает руководство города для увеличения доходной базы муниципалитета?

— В Барнауле реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития экономики, в том числе за счет мобилизации доходов. В результате в 2015 году в бюджет дополнительно поступило 237,1 миллиона рублей, в 2016 году планируем дополнительно привлечь около 300 миллионов рублей.

Приоритетной является деятельность по легализации заработной платы и объектов налогообложения. За последние полтора года выведено из тени более 1,5 тысячи работников, более чем у 8 тысяч увеличена заработная плата. Администрации районов города совместно с налоговыми органами проводят работу с предприятиями, использующими схемы ухода от налогообложения. Мы также прорабатываем вопрос перехода на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. Это позволит увеличить налоговые поступления более чем на 51 миллион рублей.

За счет продажи муниципальной собственности, а также продажи права аренды земельных участков, в том числе под жилищное строительство, за последние два года в бюджет поступило 1,27 миллиарда рублей, что в 2,3 раза выше уровня 2012–2013 годов.

Отмечу, что, работая над привлечением доходов, мы осторожно подходим к увеличению налоговой нагрузки и постоянно проводим оценку финансового состояния экономических субъектов. Особое внимание при этом уделяем представителям малого и среднего бизнеса.

— Кстати, как в городе организована их поддержка?

— Одним из инструментов стимулирования частной инициативы является установление понижающих корректирующих коэффициентов базовой доходности по единому налогу на вмененный доход, которые учитывают особенности ведения предпринимательской деятельности. Это позволило снизить общую налоговую нагрузку данных налогоплательщиков на 129,5 миллиона рублей.

В 2015 году были снижены размеры потенциального возможного дохода и введены понижающие коэффициенты по патентной системе налогообложения, расширен перечень видов деятельности, подпадающих под патент. Налоговая нагрузка по этому налогу снижена в отношении 44 видов бытовых услуг. В результате количество выданных в 2016 году патентов увеличилось к уровню прошлого года на 29,4 процента, налоговые поступления — на 21,8 процента.

В 2016 году для поддержки индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг, которые зарегистрированы впервые и применяют упрощенную и патентную системы налогообложения, введены налоговые каникулы. Благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса создаются также в рамках реализации городской и краевой программ по развитию предпринимательства. На внедрение инновационных проектов и модернизацию производства в 2015 году с учетом поступлений из краевого и федерального бюджетов субъектам предпринимательства оказана финансовая поддержка на 9,2 миллиона рублей. Разработан и введен в действие интернет-портал «Центр бизнес-кооперации Алтайского края», который позволит малому бизнесу найти новые рынки сбыта своей продукции и услуг в Алтайском крае, а также организовать работу по субконтрактации с крупным бизнесом.

— Что предпринимаете для привлечения в город инвесторов?

— Привлечение инвестиций в экономику города является одной из основных задач муниципалитета. Мы проводим системную работу по информационному и техническому сопровождению инвестиционных проектов на разных этапах их реализации. Помимо этого, создаются правовые условия по привлечению внебюджетных инвестиций. В частности, разработан порядок взаимодействия инвесторов и органов власти в рамках государственно-частного партнерства, посредством которого в Барнауле реализуется федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».

Благодаря активному взаимодействию с администрацией Алтайского края налажена работа по оперативному предоставлению инвесторам необходимой информации для принятия решения о реализации проекта и его дальнейшего продвижения. Для удобства инвесторов разработан электронный ресурс «Инвестиционный паспорт города», в котором представлена вся необходимая информация, в том числе интерактивная инвестиционная карта, позволяющая инвестору выбрать интересный объект для вложений. Здесь же можно ознакомиться с планом развития транспортной и инженерной инфраструктуры разных районов города. Важным шагом стало создание и размещение в инвестиционном паспорте города дорожной карты инвестора, которая содержит подробный алгоритм действий предпринимателей. С 2010 года в нашей практике — ежегодная разработка справочника инвестора. Так, в этом году он дает информацию о свободных земельных участках и производственных площадках, перспективных направлениях развития бизнеса на территории города.

Для обсуждения перспектив развития Барнаула, в том числе и повышения инвестиционной привлекательности, действует совещательный орган, в котором участвуют и представители общественности и бизнеса — Экономический совет при главе администрации города. Как итог работы администрации города, объем инвестиций в основной капитал предприятий за 2015 год составил более 47 миллиардов рублей, а это более 51 процента объема инвестиционных вложений Алтайского края. Стремимся сохранить эту планку в текущем году.

— В последнее время в Алтайском крае уделяется большое внимание развитию туризма. Какую роль здесь может сыграть Барнаул?

— Наш город имеет богатую горнозаводскую историю. Он начал формироваться с 1730 года и сразу же стал одним из немногих промышленных центров Российской империи. Город строился по образу и подобию Санкт-Петербурга, что во многом определило облик его центральной части.

Исторический центр города украшают более 100 объектов культурного наследия. Именно поэтому в 2013 году была разработана и принята концепция развития туристско-рекреационного кластера «Барнаул — горнозаводской город». В 2015 году Барнаульский туркластер включен в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» с финансированием 691,6 миллиона рублей. Вклад регионального и городского бюджетов в ее реализацию составит 200 миллионов рублей, частных инвесторов — более двух миллиардов рублей.

Несмотря на то что Барнаул делает только первые шаги в становлении туризма, уже видны результаты развития отрасли. В 2015 году наш город посетило около 390 тысяч человек. Насчитывается более 30 тематических экскурсий, которые знакомят с Барнаулом историческим, культурным, купеческим, православным, литературным. Также ведется работа по организации детских однодневных туров для школьников Алтайского края. Набирает обороты сотрудничество по развитию туризма с Томском — мы реализуем совместный проект «Туры по городам Сибири». Презентационный ролик «Барнаул ждет тебя» транслируется во всех городах Сибири. Убежден, что благодаря совместным усилиям краевой и городской администраций, бизнес-сообщества Барнаул сможет стать одним из туристских центров Алтайского края.

— Сложная экономическая ситуация вынуждает руководителей идти по пути оптимизации расходов местного бюджета. Какие шаги в этом направлении вы предпринимаете?

— К сожалению, второй год подряд мы вынуждены принимать меры по оптимизации расходной части бюджета. В 2015 году по вопросам местного значения она была сокращена на 8,9 процента, в 2016 году — на 4,4 процента.

В то же время под оптимизацией расходов мы понимаем не столько их сокращение, сколько концентрацию ресурсов на ключевых направлениях, повышение эффективности их использования. В первую очередь это достигается через реализацию программного бюджета. В соответствии с планом на 2016 год доля программ в бюджете составит 83,3 процента.

Кроме этого, в городе реализуется программа повышения эффективности бюджетных расходов. Так, в 2015–2016 годах было реорганизовано 17 учреждений образования. Большое внимание мы уделяем развитию дополнительных платных услуг в учреждениях, оптимизации системы оплаты труда, в том числе путем перевода детских садов на десятичасовой рабочий день.

Хорошие результаты дает внедрение энергосберегающих технологий, энергосервисных контрактов.

Активно занимаемся и автоматизацией бюджетного процесса. На сегодня у нас полностью автоматизированы процессы планирования и исполнения бюджета, идет внедрение системы управления муниципальными закупками.

Большую роль в условиях экономической неопределенности играет развитие системы контроля. В Барнауле на уровне главных распорядителей средств внедрен внутренний финансовый контроль, который позволяет выявлять системные ошибки при осуществлении бюджетных процедур. Внедряется и новый вид контроля — внутренний финансовый аудит.

Еще одно направление деятельности — обеспечение заинтересованности муниципальных служащих в достижении высоких результатов. С 2012 года в Барнауле проводится оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств, что позволило повысить уровень планирования бюджетных ассигнований и составления бюджетной отчетности.

И наконец, особое внимание уделяем повышению открытости данных о бюджете и бюджетном процессе. Опыт Барнаула в данной сфере отмечен по итогам VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Следующим этапом этой работы должно стать более глубокое вовлечение граждан в бюджетный процесс. Участие населения в управлении финансами, возможность влиять на принятие отдельных решений — это не только прямое проявление принципов демократии, но и стимул для повышения эффективности деятельности администрации города.